Место, где ценят жизнь: как работает судмедэксперт в бийском морге
Бюро судебно-медицинской экспертизы в Алтайском крае одно, но в каждом районе есть его отделения. Бийское отделение обслуживает не только непосредственно город, но еще и семь районов. Работа экспертами осуществляется на органы правопорядка и здравоохранения: в структуре есть амбулатория (прием живых лиц), танатологический отдел (морг) и лабораторный блок.
Евгений Казанцев, заведующий бийского межрайонного отделения судебно-медицинской экспертизы в интервью «БР» рассказал, как сейчас организована работа морга.
«Мы тоже в белых халатах»
Евгений Алексеевич, знаю, что скоро отделение морга «переедет» в здание, где работают судмедэксперты.
– Действительно, ранее у нас работа была распределена на два здания: в одном располагалась администрация, осуществлялся прием живых лиц, там же находился лабораторный корпус. Морг – отдельно. Но в прошлом году нас решили объединить: около года в здании по ул. Липового, 9а делали ремонт на первом этаже, готовили новое оборудование.
Судебно-медицинский эксперт – это тяжелая профессия?
– Мы тоже носим белые халаты, но отличаемся от врачей-клиницистов, которые лечат людей. Люди ко всему привыкают, и я бы не сказал, что это тяжелая профессия. Нейрохирург либо анестезиолог несут больше ответственности, потому что им нужно принимать решения за короткий промежуток времени, от их действий зависит жизнь человека. А у нас есть время подумать, стрессовых ситуаций – меньше.
А что может вызвать стресс у судмедэксперта?
– Когда приходишь на рабочее место, ты уже в принципе морально готов ко всему. Лично для меня стрессовая ситуация, наверное, это массовая гибель людей. Такое случается сезонно: в летний период бывают ДТП, когда к нам привозят по четыре человека с одной машины и столько же – с другой.
Но надо понимать, что в процессе исследования ты просто отключаешь эмоции. А когда выходишь с работы, превращаешься в простого человека, воспринимаешь все так, как и другие.
Умирают по пятницам
Евгений Алексеевич, сколько требуется времени на работу с одним телом?
– В среднем, на исследование тела умершего и установления причины смерти необходимо около часа времени. Если это профильный (травматический) случай – для исследования тела необходимо несколько часов. Например, на тело после ДТП или с множественными повреждениями (убийство), необходимо больше времени для подробного описания и фиксации каждого из повреждений.
Вы уже упомянули, что в вашей работе есть сезонность.
– Да, основная доля причин смерти травматического характера приходится на теплое время года – лето. Все праздники, конечно, и в мае, как у людей начинается картошка.
А как картошка «убивает» людей?
– Многие до «дачного сезона», долго не ездили на автомобиле, а к этому событию, конечно вынуждены «сесть за руль», навыки вождения теряются и в результате - случается ДТП. Либо после длительного отдыха начинают усиленно физически работать на своем участке и как результат – инфаркт миокарда.
А бывает так, что неделю нет никаких смертей?
– Нет, бывает что за месяц, морг пару дней пуст, но в принципе, и это редкость. Раньше, в те же 90-е гг., нам направляли тело, только если было подозрение на криминальную смерть. Сейчас же больший процент от количества поступающих – это не криминальные случаи (заболевания).
По поводу статистики, для себя отметил, что много работы по понедельникам и пятницам. Понятно, почему по понедельникам – в воскресенье мы не работаем, и все просто накапливается, плюс люди часто в выходные употребляют спиртные напитки. А по пятницам почему, думаю, что конец рабочей недели, человек психологически и физически расслабляется, дает возможность «заболеванию одолеть свой организм».
Отчего чаще всего умирают бийчане?
– Сердечно-сосудистые заболевания: по России их много, и у нас в частности. С каждым годом растет онкология. Бывает, что лечат от одного, а умирают от другого.
Командная работа
Как проходит вскрытие?
– Вместе с телом по возможности передают медицинские документы (амбулаторную карту), где отмечены все хронические заболевания человека при жизни. Эта информация изучается экспертом. При исследовании тела умершего, «смотрят» все полости, ткани и органы, чтобы определиться с причиной смерти.
Бывает так, поступает человек с колото-резаными ранами на животе или грудной клетки и причина смерти, казалось бы, очевидна. Но, тем не менее, эксперт исследует и полость черепа, придаточных пазух, вещество головного мозга, почек, внутренние половые органы. В процессе исследования берется определенный комплекс объектов для лабораторных методов, в частности для гистологического, биохимического исследований.
Иногда внешне у человека и вовсе нет повреждений, а исследуешь внутренние органы – «там все плохо». Часто такое случается после ДТП: например, машина ударилась в дерево, человека сдавило выступающими частями салона. Когда его оттуда извлекают, чисто внешне ничего нет. А «разрезали» – переломы костей, повреждения внутренних органов.
Бывали случаи когда совершалось убийство-удавление, а потом мертвого человека подкладывали на рельсы и проезжал поезд, отчленялись части тела. Тем самым пытались имитирировать железнодорожную травму. Но после судебно-медицинского исследования, выявлялись все признаки асфиксии, и все посмертные повреждения причиненные железнодорожным составом.
При вскрытии становится ясно, какие вредные привычки были у человека? Всем известные «легкие курильщика» сразу вспоминаются.
– Здоровые легкие – воздушны, как губка. Табачный дым, состоит из смол, и естественно видоизменяет легкие, как любые химические примеси в воздухе.
Печень – фильтр нашего организма, и после длительного периода приема алкогольных напитков ее клетки частично умирают и заменяются на нежизнеспособную ткань. Судебно-медицинский эксперт это видит.
Вскрытие эксперт проводит не один, это командная работа?
– Обычно это три человека: эксперт, фельдшер-лаборант и санитар. Судмедэксперт сам занимается вскрытием, он не может на кого-то полагаться: сам разрезает и смотрит все полости, для того, чтобы ничего не упустить. Санитар, который тоже присутствует на вскрытии, осуществляет техническую помощь эксперту, зашивает тело умершего, формирует его измененный внешний облик.
Незначительные мелкие нюансы могут дать возможность эксперту выбрать правильное направление для установления причины смерти умершего.
Например, при поражении техническим электричеством электрометка бывает очень малого размера, похожа на «ожог сигаретой». Если этого не знаешь, не обратишь внимание.
Бывает так, что привозят тело умершего, в постановлении на экспертизу участковый полицейский указан просто – умер дома. А эксперт начинает исследовать, и видит, что по всем признакам – самоубийство. Просто родственники « скрыли» данный факт.
Все для «клиентов»
Обыватель представляет помещение морга мрачным и страшным. Но здесь очень светло, много пространства.
– Да, в существующем морге вместимость – шесть секционных столов, около 13 мест в холодильнике, приемка рассчитана не более, чем на 15 тел.
В новом помещении морга мест в два раза больше.
Для «тел умерших» уже готовы каталки, столы. Мощные двери сохраняют в помещениях холод. Есть изолированный зал, наподобие фильтра. В основном секционном зале – три стола. Отдельно – вырезной стол, где в гистологическую лабораторию набираются небольшие кусочки органов. Они сутки лежат в формалине, чтобы зафиксироваться, а после этого из них делают очень маленькие, чтобы можно было исследовать под микроскопом.
В помещение с наименованием «чистый холодильник» будут завозить уже готовые, зашитые тела после секционного зала. Далее помещение где будут одевать тела умерших, наносить макияж. Эта услуга считается дополнительной.
Далее идет зал прощания – потому что бывает так, что из-за материальных трудностей человека не могут похоронить, но хотят с ним проститься. Тело тогда оформляется через ЗАГС, и его хоронит город.
В конце – комната для посетителей, где можно получить справку о смерти.
Да, тут все новое и красивое, но как же запах?
– В морге все обрабатывается, но когда человек умирает, его тело начинает подвергаться аутолизу, разложению. Конечно, запах есть, однако когда начинаешь работать, отключаешься от эмоций и не обращаешь на запах внимания. Но как в показывают в художественных фильмах, «бутерброды» мы в этих помещениях не едим.
С какими телами работать сложнее?
– Бывают мощные тела, по 200 кг – санитары их еле-еле их затаскивают. Под такими иногда даже столы ломаются. А с профессиональной точки зрения сложно работать с травмами ДТП, либо железнодорожными травмами, когда привозят отдельные части тела.
Евгений Алексеевич, вы, когда столько всего в жизни видели, какие делаете выводы для себя? Например, чего лучше не делать?
– Очень много «глупых» смертей. Например: приближаясь к зрелому возрасту, люди часто теряют зубы, а привычки у них остаются прежними. Им хочется «поесть сала, шашлыка». Глотают непрожеванный кусок, а он не в пищевод попадает, а в гортань, происходит механическая асфиксия. Чаще всего это случается с людьми предпенсионного и пенсионного возраста: тело стареет быстрее, чем сознание.
Многие люди любят «полежать в ванне с горячей водой». Погружаются в воду и «лежат расслабляются». А это очень вредно. Поднимается артериальное давление, происходят сбои в работе сердца и результат - смерть. Лучше принимайте душ.