Попить воды и поиграть: зачем еще юные бийчане ходят в библиотеку
Книга, привычная нашему поколению, не воспринимается детьми сегодня так же, как когда-то. В библиотеках полки полные книг, магазины предлагают разнообразие. Читай – не хочу. Но многие выбирают, все-таки «не хочу».
Книги должны быть украшением
Татьяна Гусева, кандидат психологических наук и консультант центра «Ответственное родительство – счастливое детство» считает, что большинство вопросов по снижению интереса к чтению надо адресовать не детям, а родителям. Которые так же, как и дети, живут в новом информационном мультиэкранном пространстве.
– Информация сейчас идет бессистемно, хаотично, но очень интересно и ярко оформленная, – рассказывает Татьяна Артуровна. – Большинство детей все чаще демонстрируют именно визуальное восприятие информационного контента. В связи с этим, у них затруднено понимание словесного текста. Ребенок, появляясь на свет, сразу сталкивается с экраном. Мама, едва родив, делает фото малыша и рассылает его своих друзьям и знакомым. Далее ребенок попадает домой, где 24 часа в сутки работает ТВ, а мама параллельно работает с интернет-сетями. Гаджет в руках, всегда при ней.
Таким образом, эта особенность погружения в информационный мир формирует сегодня нового человека. Книгу дети воспринимают лишь как один из инструментов получения информации.
– Когда мы переехали в новый дом, у нас, как-то так получилось, не нашлось места книжному шкафу, – продолжает Татьяна Гусева. – Зачем загромождать пространство в комнате, когда книги можно прочесть с экрана? А ту библиотеку, что у нас была, половину спрятали по коробкам в гардеробной. И это была моя большая ошибка, ведь книги должны быть украшением.
Специалист убеждена, что навык чтения может появиться только в читающей семье, когда у всех есть доступ к книге. В каждой семье должен быть час семейного чтения, когда или книгу читают вслух, или обсуждают прочитанное.
Важны три составляющие:
- Чтение в семье
- Стеллажи с книгами
- Книга как подарок ребенку.
– Сегодня ребенок завален игрушками, они часто бесполезные, пустые. На 30 минут. А вот книгу ребенок в раннем детстве еще воспринимает как подарок, и надо эту привычку формировать, – говорит Татьяна Артуровна.
Читают фэнтези и про любовь
В Бийске десять муниципальных библиотек, которые и обслуживают практически все детское население. По итогам 2022 года, обслужено 17 890 читателей, детей до 14 лет. А это практически 49% от 36 715 детей города. Пусть не всегда дети приходят за книгой, – часто они забегают сюда «попить», «поиграть в шахматы», посидеть в телефоне. Но при посещении библиотеки, даже когда ребенок приходит просто поиграть, ему обязательно предложат книгу.
– Каждая детская библиотека в городе работает по определенной программе, и комплектование книгами ведется целенаправленно, – поясняет Елена Бубновская, заместитель директора Центральной детской библиотеки. - Проводятся и массовые мероприятия, и индивидуальная работа.
Центральная детская библиотека в прошлом году модернизировалась в рамках нацпроекта «Культура», в связи с этим, ее книжный фонд пополнился на 2720 экземпляров. Была приобретена и классическая литература, и современные русские и зарубежные авторы.
– Когда мы изучали прайсы ведущих детских издательств, обратили внимание на то, что преобладает зарубежная литература. Нам бы хотелось больше дать нашим читателям современных российских авторов, – говорит Елена Владимировна.
Библиотека работает также по комплексной программе «Чтение с увлечением», и частью этой программы является долгосрочный проект «От книг – к творчеству».
– Что читают бийчане? – отвечает на вопрос Елена Бубновская. – Исходя из нашего многолетнего опыта, можно сделать вывод, что сегодня дети читают не ту литературу, которую читали их родители. Но детская классика: Агния Барто, Носов, Драгунский, остаются из поколения в поколение. На этих произведениях ребенок учится читать, познает слово.
Используя различные методы: наблюдение, опрос, сотрудники библиотеки сделали выводы, что сейчас появились новые имена, которые затрагивают сердца читателей. Например, Алексей Шевченко, и его серия книг про Понарошкина, Тамара Крюкова, Олег Рой, Катя Матюшкина и другие.
Подростки делают выбор в пользу фэнтези, детективов, любят книги о Гарри Поттере, о котах-воителях, читают серию Кати Брандис «Дети леса» и «Дети моря», «Анимоксы», Наталью Щерба «Часодеи».
– Одна из главных проблем заключается в том, что дети, читая эти книги, уходят от реальности в волшебный мир, – уверена Елена Владимировна. – А вот старшеклассники читают только по школьной программе, есть редкие исключения. Девочки предпочитают книги из серии «первая любовь», мальчишки – фантастику. Краеведческую и научно-популярную литературу почти не читают. Стараемся пропагандировать это направление.
Читательский клуб поможет
«Я читаю – значит, я расту» – под таким лозунгом уже три года в библиотеке идет курс «Сказкотерапия» для взрослых, где изучаются волшебные и авторские сказки. Этот курс сделан именно для взрослых, чтобы они научились понимать то, что они прочитывают.
– В каждом хорошем произведении закладывается тема личностного роста героя. И мы вместе с героем проходим этот путь: он учится ставить жизненные задачи, принимать решения, переживает поражения и одерживает победы, – делится экспертным мнением Людмила Шадрина, практический психолог. – Но очень многие взрослые не хотят работать над собой: проблема современного времени, примитивность, инфантилизм. В тех же комиксах нет серьезности и глубины, мы пугаемся восприятия больших текстов.
Работа над собой, свой собственный личностный рост каждый родитель должен поставить во главу угла. Многие считают, прочитал книжку – поставил галочку. Но нет – прочитать книгу, это только приглашение к диалогу о жизни, только начало разговора.
Валерия Шаталина, организатор детского читательского клуба «Совята» при библиотеке семейного чтения считает, что дети не читают книги потому что им просто не с кем обсудить прочитанное.
– Мы с подругами задумались о практике книжного клуба, в котором можно собрать ребятишек-сверстников и читать либо во время книжного клуба, либо как мы – дома, – рассказывает она. – Потом приходим и обсуждаем, анализируем информацию. И ребятишки начинают влюбляться в чтение! Им становится интересно, что есть такие же люди, взрослые и дети, которые в курсе: о чем речь, кто герои. Мы отвели первые занятия и удивились, как наши дети побежали искать новые книги, обсуждать, что будут читать летом.
В клубе родители и дети стараются проводить время разнообразно: играют в настольные игры, занимаются прикладным творчеством.
– Еще мы сделали маленькие книжки, где ребенок, прочитав главу, думает, что было в ней самое главное и делает иллюстрацию, – Валерия говорит о том, что перенять опыт читательского клуба не сложно. – Вскоре мы заметили, что дети стали лучше высказывать свое мнение. Это большой плюс. Моя дочь, которой скоро будет 9 лет, не могла связать раньше все в предложения, оформить мысль. Но к окончанию года выступала смелее, начала структурировать и хорошо понимать то, о чем нужно поговорить.
На данный момент, в читательском клубе семь ребятишек и их родители, и организаторы считают, что это – максимальное число людей, чтобы комфортно все обсудить, и всем хватило времени. На обсуждение прочитанного уходит в среднем полтора часа. В практику клуба включены и тематические встречи: по новогодним книгам, патриотическим и прочим.