Почему в Бийске открывают частные школы и кто будет в них учиться
В преддверии нового учебного года стали появляться объявления о наборе первоклассников в так называемые альтернативные школы. На самом деле явление это для Бийска не такое уж новое, но все еще непривычное. Из-за чего вообще появляются частные школы, будут ли они «тусовкой для мажоров» и почему бесполезно возрождать советскую систему образования – об этом говорим с Мариной Гаус, директором альтернативной начальной школы.
– Марина Эвальдовна, как вообще выглядит эта система?
– Законодательством сегодня предусмотрен такой альтернативный вид образования, как семейное образование. Ребенок может осваивать школьную программу не только в государственной школе, но и самостоятельно – дома с родителями или другими педагогами, например, на базе частных школ. Главное, чтобы он смог потом пройти аттестацию, и вот ее дети проходят на базе традиционных школ. Например, наши дети будут это делать каждую четверть. И юридически они закреплены именно за городскими школами.
– Но уроки в таких альтернативных школах те же самые?
– Это зависит от школы и от той системы, по которой она работает. Сегодня есть разные концепции, системы образования – по Монтессори, Вальдорфу, классические гимназии и прочие.
Еще недавно родители первоклашек самых обычных школ тоже стояли перед выбором, по какой системе будет учиться их ребенок: «Школа XXI века», «Школа России» или система Эльконина-Давыдова. Сейчас все первые классы перевели на единый госстандарт, основой которого является «Школа России», и таких вариаций уже не будет.
Мы для себя выбрали программу «Школа XXI века». Она развивает в ребятах самостоятельность, учит анализировать, самим приходить к выводам, а не просто запоминать написанное в учебнике. А уроки у нас те же, что и в обычной школе: русский язык, чтение, математика, окружающий мир, технология, физкультура. При том, что наш центр специализируется на обучении иностранным языкам, дети с первого класса будут еще усиленно изучать английский язык. Это уроки обязательной программы.
А есть еще занятия исследовательского, творческого, культурно-эстетического характера – их можно посещать по желанию. В этом случае родители должны понимать, что ребенку все равно нужно будет проходить аттестацию по тем же изо или музыке. И если родители отказываются от этого блока, то сами должны дать ребенку необходимые знания.
– Вообще, альтернативные школы для Бийска не сказать, что уж в новинку.
– Конечно. Например, в районе АБ уже несколько лет существует частная начальная школа, в которой детей обучают по методике Жохова. И то, что там выпустили уже несколько классов и продолжают набирать первоклашек, говорит о том, что эта система работает и она востребована. Есть и другие частные школы. Просто пока не так много родителей выбирают для своих детей подобный формат обучения, поэтому такое явление не на слуху.
– В целом, как вы думаете, многие родители в Бийске готовы отправить детей в частные школы? Я говорю именно о материальных затратах на обучение.
- Специально я такие расчеты не вела, но уверена, что в Бийске достаточно родителей, для которых в финансовом отношении обучение ребенка в альтернативной школе было бы доступно. К тому же мало у кого сегодня дети ограничиваются лишь школьной программой. Родители записывают их в разные кружки, на иностранные языки, в спорт — а это все дополнительные расходы. Так что, в любом случае, затрат на образование не избежать.
– Такое деление на тех, кто финансово потянет или не потянет обучение детей в частной школе, ведет к определенного рода стереотипам, что это будут за ученики.
– Согласна. У многих есть скептическая установка, что в таких школах будут учиться только мажоры, и это будет определенная тусовка детей, родители которых из одного круга, а качество образования и способности самих учеников по важности отнюдь не на первом месте.
– Это не так?
– Могу говорить только за себя: мы создаем школу именно для того, чтобы дать ребятам высокий уровень образования и воспитания. Поэтому, набирая детей в первый класс, мы проводим тестирование, чтобы проверить их общий уровень готовности к школе. И если результат ниже того, который необходим для успешного освоения программы развивающего обучения, мы говорим, что не подходим данной семье.
Родители в таких случаях сильно удивляются: «Как так, мы готовы учить ребенка за деньги, а нас еще и не принимают?» Да, и такое бывает. На сегодня мы отказали троим. Зачем изначально ставить ребенка в позицию неуспеха и при этом еще тормозить процесс обучения других?
– Кто в таком случае пойдет в первый класс у вас?
– В нашем центре есть курсы подготовки к школе, и именно выпускники этих курсов и станут нашими первоклассниками, потому что их родители видят результат.
– А ваши дети учились в обычной школе?
– Я была не просто готова, но и хотела бы, чтобы мои дети получили образование вот в таких небольших альтернативных классах, но на тот момент такой возможности не было.
– Чего вам не хватило в традиционной школе?
–Во-первых, не хватило индивидуального подхода к ученикам: когда несколько ребят в классе явно сильнее остальных, они вынуждены скучать на занятиях и просто отсиживаться, так как программа рассчитана на большинство. Во-вторых, собственно, знания в различных предметных областях: например, каждый урок - новый параграф. Усвоили дети материал или нет? Как организовать процесс повторения? Ведь для того, чтобы знания попали в долговременную память, нужна систематическая рециркуляция. И не потому что учителя плохие и им это не нужно. Напротив, я считаю, что в системе образования работают герои, которые могут за 40 минут объяснить тему классу в 30 учеников. Но на что-то еще просто нет ни времени, ни сил.
Сегодня школы поставлены в такое положение, что важнее всего отчеты. Есть учебный план, и его надо пройти. А альтернативные школы в этом отношении немного свободнее. Я всегда говорю своим учителям: если вы не прошли учебник до конца, оставив 20 страниц, ничего страшного. Страшно, если дети тему не усвоили, а мы пошли дальше.
– Это образование. А воспитание – разве не задача в первую очередь родителей?
- Школа тоже должна участвовать в этом процессе, ведь третью часть своего активного времени дети проводят там. Сегодня школам поставили задачу патриотического воспитания молодежи. Но нынешнее поколение подростков с трудом ему поддается: мы им рассказывали, что выиграли войну, изобрели радио, первыми полетели в космос. Но ведь нужно говорить не только об истории. Надо показать, что и сегодня есть чем гордиться. И что мы сами можем сделать мир вокруг нас лучше. А сейчас детей не заставишь пойти на субботник. Они не хотят идти в музей или театр — лучше посидят с телефонами. И уговорами дело не сдвинуть. Приходится иной раз прибегать к авторитарным методам. Без компромиссов. Сегодня — идем наводить порядок на территории возле дома, и точка. Завтра — на спектакль, и без разговоров. Да, ребята посопротивляются сначала, но через десять лет уже будут воспринимать это как норму и сами будут выходить с инициативой.
– На что еще нужно делать упор?
– На навыки, которые необходимы в современном мире. Это комплекс умений, которые тесно связаны с личностными качествами. Это критическое мышление, креативность, умение работать в команде и прочее. Все то, что пригодится и в учебе, и в профессии, и в целом по жизни. Но это ни в коем случае не должно подменять получение базового образования. Нельзя учить ребенка быть креативным в ущерб русскому языку или математике. Эти навыки тоже надо развивать.
Например, критическому мышлению мы учим на текстах, которые содержат противоречия. Как только ребенок начинает понимать, что одно с другим не соотносится, он уже не будет принимать за истину все, что услышит. Он подумает, проверит, проанализирует.
Или коллаборация – то есть сотрудничество. Быть частью команды тоже надо учить через работу над общими проектами. У нас же дети сегодня растут полными индивидуалистами. Но здесь возникает вопрос: как они потом будут работать? Не бывает тех же хирургов или строителей «по удаленке». Твоя работа будет в частности зависеть от того, как свою работу выполнит твой коллега. А для этого надо общаться, но сегодня дети даже эти элементарные навыки утрачивают.
– Это же извечная история: поколение взрослых почти всегда думает, что подрастающее поколение менее воспитанно и менее подготовлено к жизни.
– Возможно. Но есть факторы, из-за которых сегодня складывается такая ситуация. Один из них – технический прогресс. Сегодня дети чуть ли не с рождения держат в руках телефоны, планшеты. У них все общение там. Речь не развивается. Они говорят односложными предложениями, потому что самого навыка живого диалога почти нет. Сегодня дети даже эмоции выражают с трудом. А зачем, если для этого есть картинки эмодзи? Отправил смеющийся или плачущий смайлик, и все.
– Это можно исправить?
– Это нужно исправлять. Мы сегодня со своими ребятами, которые еще не умеют читать, развиваем навыки пересказа. Педагог читает историю, сказку, а ученики рассказывают, что запомнили. Обсуждаем прочитанное. Так и стараемся привить детям интерес к чтению в будущем. Сегодня общество становится катастрофически безграмотным, потому что люди перестают читать. А отсюда и пишут с ошибками, потому что перед глазами нет постоянного зрительного образца, как эти слова должны выглядеть.
– Очень часто можно услышать призывы возродить советскую систему образования. Многие называют ее идеальной. На ваш взгляд, это действительно эталон?
– Я всегда говорю, что советское образование было идеально для советского времени. Но когда сейчас я слышу, что надо что-то вернуть из прошлого, у меня это вызывает непонимание. Как и зачем? Это все равно, что пытаться открыть старым ключом дверь, замок на которой давно сменили.
Я хорошо отношусь к советской системе образования. Тогда в школе мы получали не только знания, но и воспитание. Сейчас возродить эту систему не получится.
Что собой представляло советское образование? Были учитель и учебник. И все. У нас не было необходимости анализировать, выбирать, что изучать, чему верить, а чему нет. У нас не было выбора информации.
А сейчас на детей выливается такой поток данных! Стоит только пару клавиш нажать, только зайти с телефона в сеть, и ты можешь узнать совершенно обо всем. И эта информация может быть гораздо интереснее и глубже, чем то, что расскажет учитель. Но в ней нужно уметь разбираться и применять ее в жизни.
Но с той же вероятностью можно столкнуться с совершенно иным: ложными данными, фейками. И мы уже не убережем детей от этого потока. А значит, надо учить их существовать в мире информации, которую самим нужно выбирать, анализировать и сопоставлять.
LjN8JxzWu Рекламодатель: ООО «Центр Интеллектуального Развития «СМАРТ» ИНН 2204086296