Бийскому инвалиду-колясочнику со Спекова отказывают в соцжилье
В сентябре будет четыре года, как Дмитрий Пересумкин в инвалидной коляске. В ходе ссоры его скинули с балкона, а человеку, который это сделал, дали шесть лет тюрьмы. Черная полоса в жизни 25-летнего парня на этом не закончилась: спустя три года после травмы, умирает его мама, которая и ранее не могла полноценно ухаживать за сыном-инвалидом, потому что была ослаблена болезнью, ходила на гемодиализ. Дмитрию, который остался в квартире по договору социального найма в одном из самых опасных и проблемных домов с ул. Спекова в Бийске, предложили «переехать» в интернат. Однако за свободу, здоровье и даже возможное восстановление племянника оказался готов бороться его дядя.
Знал, что такое голод
Семья Пересумкиных всегда жила небогато – сначала в бараке на ул. Туркменской, в квартире по соцнайму, оттуда их переселили во «временное» жилье на ул. Спекова.
– Мама у меня была детдомовская, ей полагалась квартира, но она так ее и не дождалась, не добилась, – рассказывает Дмитрий. – Я – обычный парень. Учился, занимался спортом, подрабатывал с 12 лет. Знал, что такое голод, особенно зимой. Пока был не на коляске, работал на оптовой базе, жил отдельно от мамы.
С племянником у Алексея Пересумкина всегда были близкие отношения, хоть и жили они в разных городах – созванивались каждый вечер. И вот в один вечер – Дима не позвонил и трубку не взял. А утром мать говорит – разбился.
– Мыслей не было других, сразу понял, что надо помогать. В это время сестре становилось все хуже и хуже. Она переживала за сына, попросила приехать, – вспоминает он. – У меня самого двое детей, уже взрослые, самостоятельные, живут в Новосибирской области. Уехал, и ни одного дня не пропускаю с ним: отдыхаю только тогда, когда он на реабилитацию ездит.
Хорошо, что дядя уже был рядом. Инвалиду-колясочнику, который официально остался сиротой, предложили подписать бумаги и отправиться в интернат. Парень, который после потери близкого родственника все еще находился в шоке, чуть было не подписал, да вовремя услышал, что ему предлагают.
– Мои собратья по несчастью, инвалиды, чаще всего живут отдельно, справляются. А у меня рядом есть дядя. Они, наверное, думали, что я беспомощный, – говорит наш герой. – Я должен быть признан нуждающимся в жилье, хотя фактически меня им уже признали – я же получил квартиру на Спекова по соцнайму.
Но здесь начинается новая история. Известно, что к декабрю всех «спековцев» расселят. Да и условия здесь – здоровью не способствуют.
Не малообеспеченный инвалид
– Для нас, колясочников, в домах на Спекова ничего не приспособлено: в ванну даже не проехать, – Дмитрий показывает очень скромную квартиру в 28 квадратов. – В Бийске много моих собратьев по инвалидной коляске, есть спортсмены. Общаемся, и они подтверждают – физическая нагрузка обязательна, она нужна для того, чтобы мышцы не атрофировались. А на Спекова даже не развернуться – места нет.
Ранее по лестнице в квартиру на первый этаж Дмитрия вынуждена была таскать мама. С ее уходом Дмитрий принял решение снимать квартиру в доме, где хотя бы есть пандусы и лифт, и он сам сможет спускаться там на электроприставке к коляске.
Все эти блага цивилизации значительно облегчили Дмитрию жизнь, однако платить аренду, в среднем 12 тыс. рублей, приходится с небольшой пенсии по инвалидности, которая за вычетом трат на лекарств составляет 20 тысяч рублей. При этом, она превышает порог, при котором человек признается малообеспеченным, а значит, теряет право на жилье по соцнайму.
Все бытовые заботы и ежедневные лечебные процедуры без раздумий взял на себя дядя, оформил соответствующую доверенность у нотариуса, от пенсионного фонда получает 1380 рублей в месяц, по присмотру за племянником.
– Сейчас мы через суд пытаемся доказать нашу родственность, все бумаги есть, – поясняет Дмитрий. – Началось это из-за того, что надо квартиру: у меня своего жилья нет, по соцнайму на Спекова для жизни инвалида не приспособлена, и если мы с дядей добьемся признания родственности, площадь другого жилья по соцнайму будет больше, а прожиточный минимум моей пенсии будет разделен на двоих. И тогда меня признают малообеспеченным.
Пересумкиным уже предлагали несколько вариантов квартир, но они еще хуже, чем на Спекова.
– Смотрели квартиру на ул.Пугачева, там полный ужас. Ванны нет, туалет – ой-ой! Запах плесени, а легкие у меня слабые, я же по сути не двигаюсь, можно просто заболеть. Предложили еще один вариант в доме, на четвертом этаже, без лифта, – Дмитрий показывает фотографии просмотренных квартир.
Дядя теперь также не может устроиться на работу –днем вынужден проводить весь день с Дмитрием, возить на реабилитацию, суетиться в бумажных делах, теперь еще – с судом. Только он разбирается во всех таблетках, назначенном Диме лечении, сам ставит нужные уколы.
– Дядя мне унывать не дает. Да и целом, я позитивный человек. Как батюшка говорил: черную полосу быстро проходи, и иди к светлой. Благо уже то, что дядя приехал, иначе бы попал в интернат, а оттуда уже не выбраться было бы, – считает Дмитрий.
И так пойдет
В администрации Бийска сообщили: инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым обязательным условием является признание гражданина малоимущим. Если пенсия инвалида первой группы превышает прожиточный минимум, установленный в Алтайском крае, то гражданин не может быть признан малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
– Что касается сложной ситуации с Дмитрием Пересумкиным (инвалидом 1-й группы), в свое время он проживал в одном из ветхих домов, где не являлся собственником. После предоставления владельцам этой квартиры иного помещения в рамках программы переселения, Дмитрий Андреевич в силу определенных обстоятельств остался без жилья. Он обратился в администрацию города за помощью, и такая временная помощь ему была оказана, жилье было предоставлено по договору краткосрочного найма из имеющегося маневренного фонда, – ответили на запрос информации в мэрии.
Почему временная помощь – также пояснили. Дмитрий Пересумкин не признан малоимущим гражданином в силу получения пенсии, значительно превышающей прожиточный минимум, а главное условие для постановки в очередь на обеспечение жильем – инвалид должен быть признанным малоимущим. Тогда есть возможность поставить гражданина в очередь по закону.
– Таким образом, какие-либо законные основания для предоставления жилого помещения Пересумкину Д.А. по договору социального найма или жилого помещения маневренного фонда для временного проживания отсутствуют, – заключили в администрации.
Там уточнили – на сегодняшний день у города нет свободных жилых помещений, пригодных для проживания инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
– Отдельно подчеркнем, что администрация города готова оказывать помощь Пересумкину Д.А. в тех пределах, которые устанавливает Российское законодательство.
Ну а пока в планах Дмитрия – встать на ноги, не только в переносном смысле. При очень хорошей реабилитации и ежедневной работе Димы и его верного помощника, дяди, – врачи дают такой шанс.
– Говорят, что тонус в ногах есть, а значит – есть надежда, – улыбается он.