С глаз долой: как в Бийске сохраняют каменное и деревянное зодчество
Бийчане должны знать свой город – уникальный по красоте и истории, уверена Софья Таркова, создатель музея «Городская усадьба в доме фельдшера Поплавского». Можно сказать, что Софья – единственный человек в Бийске, который практически полностью восстановил деревянное здание, и мало того, дал возможность другим погружаться в «дни минувшие», посещая музей.
Дом без хозяина
Рядом с тем местом, где был Троицкий кафедральный собор, множество деревянных и каменных зданий, которые могут многое рассказать об истории Бийска.
Один из них – доходный дом Татарниковой, объект культурного наследия регионального значения. Это старое деревянное здание построено в 1911 году, одним фасадом дом обращен на ул. Льва Толстого, другим выходит на сквер им. Фомченко, туда, где когда-то располагалась старейшая городская площадь.
На первом этаже здесь все еще живут люди, хотя крыша, которая также сохранилась с тех времен, в некоторых местах сильно прохудилась, окна – частично выбиты.
– Это такая красота, которую ищут, разъезжая по свету, а она рядом с нами, – рассказывает Софья Викторовна, которая летом 2023 года начала проводить экскурсии по исторической части города. – На месте, где был кафедральный собор, у берега есть остатки второй бийской крепости – начала, основы города. Именно здесь будет построен один из красивейших, уничтоженных в 1934 году кафедральных соборов. Но сегодня остались только дома, и красота этой застройки видна даже неискушенному человеку. Это все еще можно спасти, но дом без хозяина рушится.
В Сибири есть примеры городов, где меценаты или организации спасают подобные дома. Но увы, пока не в Бийске – у нас, в лучшем случае, их закрывают сайдингом, а рассчитывать на что-то большее пока не приходится.
– Когда закрывают сайдингом – это не реставрация. И не знаю, что хуже – современная «реставрация» портит дома до неузнаваемости, – уверена Софья Таркова. – Таких примеров очень много.
Закрыто ли здание травой или сайдингом, – старый фонд в городе в очень плачевном состоянии. Но он, тем не менее, живой!
– По разнообразию архитектурного наследия Бийск невозможно сравнивать – мы уникальны и ни на кого не похожи, это же купеческий город, – поясняет создатель музея фельдшера Поплавского.
А мог бы стать музеем
Дом Татарниковой примечателен своей кровлей, но и соседние строения ему не уступают. Буквально на одном квадратном метре здесь – четыре памятника регионального значения каменного и деревянного зодчества. Такие как Городская управа, 1910 года, дом часового мастера Ерина или Алексеевская богадельня, – кирпичное здание в стиле модерн, 1897 года постройки. Фасады этого двухэтажного дома с большим цокольным этажом богато украшены декоративными башенками и кирпичным орнаментом. Сейчас здание находится в сильно обветшалом состоянии и нуждается в реставрации.
– Там, где нет внимания – все умирает: здание может сгореть, разрушиться, его разберут по кирпичику. Но допустить этого нельзя, это варварство. Недавно мы провели рейд по всему деревянному зодчеству Бийска – и не поверите, многие дома в хорошем состоянии! Но мы обрекаем эти уникальные места умирать, а ведь многое и не надо: где-то подкосить траву, где-то убрать корни деревьев, разрушающие фундамент, где-то подправить наличники, – делится с «БР» Софья Викторовна.
Отдельная история – дом часового мастера Ерина. Это просто образец деревянного зодчества, красивейший с точки зрения исполнения. Последняя жительница, которая оставалась здесь даже без большинства коммуникаций, обклеила весь дом объявлениями «Ведется наблюдение» и «Охраняется государством». Но конечно, ничего не ведется, ничто не охраняется.
Дом находится по адресу ул. Динамовская, 2 и пер. Фомченко, 1, и если специально к нему не спуститься вниз по улице, просто так не найдешь. Он весь зарос не только высокой травой, но и кустами, а деревья предательски пустили корни в фундамент.
– В Томске с такими домами поступают так: закрывают двери, в окна вставляют картинки старого города, вокруг огораживают. И на территории даже концерты проводят – здание живет, хотя бы надеждой, – говорит Софья Таркова. –Я думаю, что этот деревянный дом не будет отреставрирован. В Бийске нет ни одного такого примера реставрации, кроме частного. Этот дом обречен, до тех пор, пока бийчане своими силами его не восстановят.
Несмотря на заброшенный вид здания, оно смотрится все еще очень величаво. Стены основного объема дома бревенчатые, обшиты тесом, а цокольный этаж – кирпичный. Карниз на фасадах по периметру декорирован подзором и фризом из вертикальных дощечек с пропильной резьбой растительного орнамента. Оконные проемы на первом этаже прямоугольные, на втором – с лучковым завершением, с резными наличниками. Здесь использованы мотивы волнистых линий, цветов, листьев.
– Уникальность деревянного зодчества и этих элементов в том, что это ручная работа, – продолжает наш гид. – Это невозможно восполнить, «выпустить в тираж». Этот дом – образчик хорошего хозяина, человека со вкусом, который когда-то здесь жил.
Все наличники для композиции резались в иконописной мастерской Борзенкова, а все узоры – характерны для Бийска того времени. Сейчас дом часового мастера «растаскивают и разламывают по кусочкам», а ведь он мог бы стать настоящим музеем деревянного зодчества!
Скрыты от взора
Пройдя по старому «деревянному» Бийску от Октябрьской по набережной, по переулкам и до ул.Заводская можно убедиться, что здесь есть, на что посмотреть – образцы деревянного зодчества на удивление в более выигрышном состоянии, чем каменные.
– Когда в наш музей приходят неравнодушные бийчане, некоторые говорят, что даже не знали, что в старом городе что-то такое есть, – говорит Софья Таркова. – А вот он, исторический город, здесь! Здесь происходила вся жизнь.
И все же, по деревянному зодчеству город сильно «разбросан», и дома с необычным оформлением можно как в старом центре, так и в заречье. но многие из зданий бийчане просто не увидят, из-за того, что они забиты сайдингом или закрыты рекламой, афишами.
– Мы не можем сохранить, не то что повторить. Но чтобы это спасти – надо хотя бы начинать что-то делать, – заключает Софья Таркова.