Спектакли в ритме глубинки: как Бийск и Рыбинск обменялись театрами
В Бийск в рамках программы «Больших гастролей», которая реализуется согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России, приехали артисты из Рыбинска.
На пресс-конференции, устроенной по случаю знакомства, они рассказали о жизни своего театра и поделились впечатлениями о нашем городе. Забавный и объединяющий нас факт: и в Бийске и в Рыбинске стоят памятники «Ленин в зимней шапке».
История рыбинского театра насчитывает почти 200 лет. Его старожил, Евгений Николаевич Колотилов, артист Рыбинского Драматического театра – в Бийске второй раз, он уже был здесь 50 лет назад.
– Бийск – уютный город. Мы познакомились с творчеством вашего театра, и за счет «Очень простой истории» оказались в вашей глубинке, – рассказывает Владимир Калюкин, артист и режиссер Рыбинского Драматического театра. –Ощутили даже некоторую схожесть, потому что многие пьесы уже шли в нашем репертуаре в свое время. Наши театры очень близки, также ставят спектакли по Шукшину, ведь те темы, которые охватывал Василий Макарович, касаются всех.
В рыбинском театре также, как и у нас, всегда готовы уйти от стандартов, как в классике, так и в современных постановках. В одном из привезенных спектаклей «Саня, Ваня, с ними Римас», например, режиссером было принято решение полностью отказаться от музыки и любых звуковых включений, кроме шума ветра, проводов и улицы. Музыка здесь исходит только от артистов, они «заполняют» пространство сцены звуками голоса.
– А вот в «Джеке» другой контекст – много различных включений, человеческой истории, – продолжает Владимир Калюкин. – И также есть «наплыв» во время спектакля, когда появляются дополнительные герои.
Современные песни и герои, – все они близки сегодняшнему зрителю. Но так или иначе, рыбинцы всегда с удовольствием идут на классические постановки. В репертуаре театра, например, есть «На всякого мудреца», «Невольницы» Островского, «Братья Карамазовы», «Игрок» Достоевского, «Без вины виноватые» и многие другие.
– Когда театр занимает такое место в жизни города, и он, фактически, один, ему приходится нести миссию, и заполнять внимание детской аудитории, и развлекать, чтобы люди могли отдохнуть. И поднимать взрослые, серьезные темы, нельзя не ставить современные, острые пьесы. Надо насыщать репертуар многими произведениями, не концентрируясь на одной классике – такая миссия у театра, – объясняет главный режиссер.
Рыбинцы так и говорят: «Мы идем в театр «окультуриться». И на самом деле, расположение театра там очень интересное: он находится ровно напротив храма.
– Мы ставим перед самими собой, перед зрителем вопросы, а там, в здании напротив, каждый должен сам найти ответ, – улыбаются артисты.
Здесь также, как и в Бийске, есть преемственность в актерском мастерстве, «к вам все наши звезды приехали», – шутят наши гости.
У режиссера Рыбинского театра, конечно же, есть определенные амбиции, но он подчеркивает: нельзя ставить спектакль «как в Москве» в Бийске или в Рыбинске, потому что тут живут другие люди, с другим «кодом», и заставить их поверить в происходящее на сцене будет сложно. По мнению Владимира Калюкина, хороший режиссер должен сначала узнать, чем живет город, и только потом начинать творить.
– Спектакль должен попасть в ритм города, – уверен он. – Но нашего зрителя надо постепенно готовить к нововведениям. У нас ведь многие увлеклись театром, начиная с посещения простых, комедийных постановок. К примеру, у нас был замечательный спектакль «Мужская работа» про стриптиз, и люди ходили на него по 7-8 раз, а потом стали переходить на более серьезный репертуар, увлекаться. Искусство имеет свойство простоты, подтягивает к себе.
В рыбинской труппе чуть больше 30 человек, половина из них приехали в Бийск. Среди известных там, и теперь уже здесь красавиц-актрис – Наталья Левина, артистка Рыбинского Драматического театра.
– Играйте людей, а публика разберется. Мы играем людей, – коротко говорит она.
И добавляет, что все изменения в классических произведениях, по ее мнению, должны быть в тему, человек не должен задаваться вопросом: зачем это происходит на сцене? «Осовременивать» пьесу нужно только для того, чтобы она звучала злободневно.
Сергей Шарагин, артист Рыбинского Драматического театра отметил, что Бийск – город очень атмосферный, но кажется очень небольшим.
– Чувствуются советские отголоски, как из детства: эти трамвайчики, одноэтажные дома, сродни Рыбинску. Мы отметили, что у вас очень хорошие, отзывчивые, воспитанные зрители, театральные, – поделился впечатлениями он. – Мы нашли точки соприкосновения: два небольших города, но проблемы те же самые, как и радости. И потребности таких городов отражены в спектаклях, отсюда и схожесть. Очень сложно было решить, что повезем в гости, потому что много одинакового материала.
И все-таки репертуар был выбран: например, детская сказка, которая идет в Рыбинске уже девять лет, и отыграна более 80 раз – «Как Кощей на Василисе женился». Вечерними спектаклями в Бийске прошли «Саня, Ваня, с ними Римас» и «Джек», один из новых, а также замечательная современная пьеса и «Блэз» – из французской драматургии. Вместе с артистами в Бийск прибыла и 14-метровая фура с реквизитом.
Эта атмосфера, смена обстановки, очень полезна артистам – говорят и бийчане, и рыбинцы. В творчестве появляется новый виток и понимание текстов.
– Алтайский край – самая дальняя точка в истории нашего современного театра за последние 25 лет, куда мы поехали, – говорят наши гости. – И мы благодарны программе, которая помогает небольшим театрам меняться опытом.
Отметим, что гастроли бийчан в Рыбинске также прошли очень тепло и ярко.