Я – Водяной: бийчанин научился жить на болоте и выращивать там хороший урожай
Жизнь на согре
На улице Согренной Сергей Ненченко живет с 1979 года. Дом они с женой купили, думая, что скоро этот район будут расселять, ведь кругом небольшого частного сектора – только болото, да и улица названа так неспроста.
Но вскоре стало понятно, что никакого расселения не будет. Соседи Сергея Васильевича постепенно разъезжались, и на краю этой улицы они остались одни. В 1980 году рядом расположилась заготконтора, в течение трех лет построили склады. Еще один «сосед» – бомбоубежище. Дальше становилось только хуже – местность застраивали, подняли дорогу, отсыпали грунт. И тогда вода начала потихоньку перетекать на участок Ненченко, причем не только по земле, но и с ближайших крыш.
– Нас заливало по первости очень сильно, и мы теряли урожай, – рассказывает Сергей Васильевич. – А потом подумали и решили, что нужно как-то выходить из этого положения. Раньше, когда я пацаном был, видел, как в районе Зеленого Клина люди дома ставили – фундамент на колесах, только очень больших. Я подумал: раз дома строят, что мне и огород-то не поднять?
Идею огорода в колесах они с женой начали реализовывать в 2013 году. И оказалось, что это наилучшее решение для такой местности и почвы, ведь здесь высоко проходят грунтовые воды. После дождя они сильно поднимались, и до того момента, как опускались вновь, весь урожай мог погибнуть.
Картофель, морковка, помидоры, огурцы, болгарский перец, капуста – сейчас все это в изобилии на участке у Сергея Ненченко, и даже если вода поднимется, то ничего не будет – урожай все равно сохранится.
– Естественно, мы не поливаем ничего, – говорит он, обходя по вымощенным тропинкам свои угодья. – Воду берем из нашего маленького болотца, она здесь родниковая, торфяная, это рассол, богатый удобрениями. Мы превратили минус в плюс – огород сам себя обслуживает.
Камыш рос до пояса
Преобразовывать огород под свои нужды пришлось со смекалкой. Чтобы не чавкать по болотной жиже, для воды определили одно место, где били родники. Там Сергей Васильевич расширил канаву, ее края выложил шифером. Убрал весь камыш, который рос почти до пояса. Сначала, чтобы можно было ходить между рядами, кинули плахи.
Лягушки до сих пор не прочь посидеть на этом участке, а голуби прилетают попить чистой воды.
– Тут почва какая – два штыка в землю – и вода, – показывает хозяин дома. – Да еще и с крыши соседней периодически льется.
Вместо сорняков – болотная трава, даже полоть не надо. Сначала ее шлаком прибили, а потом завезли гравий, отсыпали дорожки. Где влажности побольше – теперь растет капуста, рядом с ней, повыше, картошка, тут же помидоры, а огурцы вдоль забора, только недавно сняли урожай.
– Все овощи и фрукты у нас есть, – говорит Сергей Васильевич. – Жена Татьяна Леонидовна любит цветы. И красота, и они еще мошку отгоняют своей аурой.
Соток здесь всего около девяти, не так много, как кажется, но все по расположению очень продумано. Сейчас в колесах растет горчица, потом ее перекопают, будет естественное удобрение. Болото-огород напоминает периодически о своем происхождении, водичку в огороженном водоеме затянуло ряской.
– Да, и смех и грех, буду еще увеличивать пруд, – делится планами наш герой. – Углубимся, попробуем карасей запустить. Вода-то чистая, родниковая, грунтовая и дождевая с крыши. Будем бороться с ряской, говорят, караси ее едят.
Вода уходит, урожай остается
На одну вазу-клумбу требуется по две-три шины, их легко получить в ближайшей шиномонтажке. К зиме земля на огороде просаживается, а к лету огород поднимается вновь. Опыт с покрышками длится уже более десяти лет, и он по большому счету эксклюзивный – ведь подобной ситуации нет даже у ближайших соседей. К дому вода подступает редко. Когда сильно поднимаются грунтовые воды, может попасть в подпол, постоит там некоторое время, а потом уходит, откачивать не приходится.
– Когда у нас колес не было, все по-другому было. А сейчас – затопило, вода ушла, а урожай остается, – не без гордости признается бийчанин.
Урожай хороший всегда, сочные перцы и помидоры, горы огурцов (сколько их раздавали!). Влаги много, растет все, вот капусту ни разу не поливали, а вымахала гигантская. На огороде у Сергея Васильевича она двух сортов: одна под засолку, вторая на хранение в подполе.
– Конечно, капусте надо, чтобы было расстояние, и тогда она еще больше будет, – критично осматривает гигантские вилки хозяин. – Как заморозки пойдут – убирать буду, чтобы была хрусткая и горечь ушла.
Еще пока «сидит» на грядках редька дайкон, дает ягодки ремонтантная малина. Смородина черная и красная, вишня, жимолость, виктория радовали все лето. А укропа и петрушки до сих пор много.
– Огород без болота? Нет, не хочу. Мы уже привыкли. Поливать не надо же! Сейчас еще благоустроим, и все отлично будет. С колесами же эксперимент удался, – улыбается Сергей Васильевич.
Справка
Шины автомобильные отработанные относятся к 4-му классу опасности. На запрос «БР» Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края ответило, что на основании пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему усмотрению совершать любые действия, не противоречащие законам, по использованию отработанных автомобильных шин (покрышек) в качестве временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений, в части, не противоречащей законам № 7-ФЗ, № 89-ФЗ.