Телефоны – можно: как в бийских школах внедряют цифровое образование
Каждая школа использовала цифровые ресурсы, которые казались им более приемлемыми для условий именно их организации обучения. Не было единства внедрения цифровых ресурсов. К тому же, отсутствовала техническая возможность, компьютерное оборудование устарело. Однако, именно в этот период, муниципальная система образования очень активно использовала цифровые сервисы, потому что все понимали, что учебно-воспитательный процесс останавливаться ни в коем случае не должен.
О том, почему сейчас телефоны и компьютеры для школьников так же обязательны, как ручка и тетрадь, «БР» рассказала Елена Нисова, руководитель сектора информатизации сектора технического обеспечения управления образования Бийска.
В ногу со временем
В идеале, конечно, у современного ученика теперь должен быть либо смартфон, либо домашний компьютер. Но если вдруг у ребенка их нет, то школа все-таки не отказывается от традиционной формы предоставления информации – в печатном виде.
– Ученик может и должен получать информацию даже в отсутствии каких-то гаджетов, – объясняет Елена Владимировна. – Почему мы переходим на цифровые образовательные ресурсы? Во-первых, это интересно, во-вторых – наглядно.
Школа. Дети. Урок.. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Образовательные потребности и способности у каждого ребенка свои, цифровизация помогает индивидуально подойти к каждому: например, задания, присланные учителем, нельзя списать из интернета или решебника, а некоторые из них просто на «пальцах не показать». Плюс это упрощает труд учителя в подготовке информации к уроку.
Противоречий в том, что телефон нужен для школы, но им нельзя пользоваться на уроке, никаких нет, уверяют в управлении образования.
– Для экстренной связи телефон, конечно, может присутствовать у ребенка, но во время учебного процесса телефоны не должны использоваться, – говорит Елена Нисова. – На сегодняшний день оборудования, которое получено в рамках федеральной программы для изучения цифрового контента, вполне достаточно, и применять на уроке какие-либо иные цифровые гаджеты нет необходимости.
Школа. Дети. Урок.. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
В рамках нацпроекта «Образовательная среда» в Бийске смогли оснастить все образовательные учреждения города современным компьютерным оборудованием: ноутбуками, МФУ, интерактивными комплексами, смарт-ТВ, веб-камерами для демонстрации уроков, серверами для хранения информации. Ничего сложного в использовании библиотек цифрового образовательного контента нет и для учителей – курсы для педагогов регулярно проводятся минобром Алтайского края.
А вот на каких образовательных платформах регистрироваться, а на каких – нет, решают сами родители. Однако на сегодняшний день в соответствии с приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 19.04.2023 г. №447 «О внедрении ИКОП «Сферум», информационно-коммуникационная платформа «Сферум» определена в качестве единственного способа обмена электронными сообщениями всеми образовательными организациями, подведомственными министерству образования и науки Алтайского края.
– Сегодня мы внедряем две платформы: Федеральная государственная информационная система «Моя школа» позволяет ребятам получать информацию из библиотек цифрового образовательного контента. Кроме того, рассматриваются большие возможности – интеграция с различными цифровыми сервисами. Конечно, платформа на стадии разработки, но даже сейчас на ней содержатся ресурсы более чем по 32 учебным предметам, – рассказывает Елена Владимировна. – Эта платформа внедряется по всей территории РФ, и будет считаться единой. Второе – информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум». Она больше направлена на общение: видеозвонки, чаты с родителями. Для чего все это сделано: немаловажным является организация безопасного цифрового пространства. На различных цифровых платформах мы не можем дать гарантию – идет ли оттуда утечка данных? Здесь же все продумано и отслеживается, высокая степень защиты.
Это не социальная сеть
Быстро и легко нововведения никогда не внедрялись: поэтому и цифровизация бийских школ проходит поэтапно.
- Наибольшую активность на первоначальном этапе и сейчас показывает школа №1, – делится информацией Елена Нисова. – Хочется отметить также школы № 3, 5, 12, 17, 18, 20, 34, 40, гимназии №1, 11. На сегодняшний день каждое общеобразовательное учреждение города активно использует ИКОП «Сферум» для организации общения в рамках образовательной деятельности и обеспечивает 100% зарегистрированных учителей и не менее 50% учащихся.
Школа. Дети. Урок.. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Конечно, и сейчас возникают ситуации, когда родители думают, что «кто-то просто собирает данные». Иные говорят – организуется «цифровой концлагерь».
– Возмущение есть и будет, пока нет понимания, – уверена Елена Владимировна. – Как только мы стабилизируем эту работу: с одним мессенджером, единой формой для общения и получения информации, все вопросы исчезнут.
Вопреки распространенному мнению для того, чтобы зарегистрироваться на платформе «Сферум» профиль в социальной сети в ВКонтакте не нужен.
– Нужен только номер телефона и электронная почта, чтобы родитель смог подтвердить профиль своего ребенка, не достигшего 14 лет, – подчеркивают в управлении образования. – Для регистрации в «Сферум» используется личный кабинет VK ID, это не социальная сеть, а кабинет для входа на различные сервисы, в том числе «Сферум».
Для регистрации в «Сферуме» нужно установить приложение VK Мессенджер, создать профиль «Сферум», заполнить информацию о себе и создать учебный аккаунт.
– Думаю, что на освоение этих платформ учебного года будет достаточно, – говорит Елена Нисова.
Оценки видно сразу
Родители в большинстве своем довольны – в любое время можно зайти и проверить электронный дневник, узнать домашнее задание и какую оценку ребенок получил. Если двойка, то принять необходимые мероприятия – ученик ее не скроет, страницу не вырвет.
Школа. Дети. Урок.. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
– Говорят, что было бы неплохо, чтобы домашнее задание выставлялось незамедлительно, мы стараемся, идем к этому, – обещает Елена Нисова. – Но при этом, нужно понимать нагрузку педагога, требуется определенное время, чтобы учитель полностью заполнил журнал, и родители смогли увидеть объективные данные.
Живое общение ни в коем случае не будет вымещено, этому всегда будут способствовать коллективные мероприятия, общение со взрослыми и сверстниками, умеренное использование цифровых технологий в рамках возрастного показателя и требований САНПИН во время урока, которые должны соблюдаться неукоснительно. А вот то, сколько времени ребенок проводит дома за гаджетами, конечно, зависит от его сознательности и контроля родителей.
– Сейчас мы больше думаем о том, как дать нашим детям качественное хорошее образование. Но все равно будут родители и ребята, которым что-то не нравится, будут протестовать. Использование данных платформ будет и в дальнейшем – это проверенные учебные ресурсы, которые провели через экспертизу, и что-то недопустимое для ребенка там транслироваться не будет, – подводит итог Елена Нисова.