Хватит, насиделся: как живут осужденные в бийском исправительном центре
С 2017 года в Бийске работает исправительный центр – единственный в Алтайском крае, где осужденных мужчин и женщин содержат вместе. Все они добились смягчения наказания и были направлены сюда, чтобы дальше отбывать свой срок, но уже на принудительных работах.
В исправительном центре у осужденных почти все как на свободе: они официально трудятся на заводах и предприятиях города, получают зарплату, которой могут самостоятельно распоряжаться, ходят в магазины, встречаются с родственниками, занимаются саморазвитием в стенах исправительной организации и за ее пределами. Об условиях проживания, переосмыслении жизни и планах на будущее «БР» рассказали осужденные УФИЦ № 1 КП-2 и его сотрудники.
Нарушители закона
Принудительные работы. Режим. Свобода под рукой. Так кратко можно описать бийский исправительный центр, куда осужденные попадают по решению суда – прямо с воли или из колоний, когда им смягчают наказание.
– Распространение наркотиков – основная статья большей части осужденных, находящихся здесь. Также есть те, кто совершил ДТП, убийство или причинил тяжкий вред здоровью, повлекший за собой смерть, – рассказал Вячеслав Кастенкин, начальник УФИЦ № 1 КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю. – В исправительный центр осужденные добираются самостоятельно, а мы ставим их на учет, трудоустраиваем и проводим воспитательную работу.
Попадая на территорию организации, сразу понимаешь, что за ее стенами находятся не простые люди – они перешли границу, дозволенную законом. Однако, зайдя внутрь, видишь, что все выглядит не так пугающе: на входе – новогодние украшения, сделанные осужденными; уютные, чистые и обустроенные комнаты со своим бытом, прямо как дома. Люди спокойно передвигаются по зданию, и каждый занимается своим делом. Это место чем-то напоминает общежитие или лагерь. В личном пользовании у осужденных есть ноутбуки, телефоны, материалы для творчества и все необходимое для комфорта. Однако все же есть то, что отличает исправительный центр от обычного места проживания человека, – утвержденный распорядок дня, запрет алкоголя и принудительные работы.
Почти как на свободе
Бийский исправительный центр рассчитан на определенное число осужденных – 100 человек. В данный момент в нем проживает 60 мужчин и 31 женщина, которые досиживают свой срок как заключенные, но ходят на работу как вольные.
– Осужденные трудятся по всему городу, самостоятельно добираются до места работы и возвращаются обратно. Здесь они почти как на свободе, – рассказал Вячеслав Кастенкин. – Осужденные все трудоустроены официально, получают зарплату, как и положено. Некоторые из них зарабатывают очень даже прилично по меркам нашего города. По приговору суда от 5 до 20 процентов с полученных денег вычитается в счет государства. Также осужденные платят за проживание в исправительном центре, иногда за питание, когда едят государственные харчи, находясь на больничном или в комнате для нарушителей. Досуг проходит по распорядку дня, имеется личное время – четыре часа в день.
Выходить по своим делам за периметр исправительного центра тоже можно, предварительно написав заявление. Однако есть временные ограничения: два часа – на поход в магазин, четыре часа – на встречу с родственниками. В случае болезни предполагается посещение поликлиники.
С целью воспитательной работы осужденные посещают общественные мероприятия, кинотеатры, ходят на спектакли в театр, выставки в музеях. Обычно такие места они посещают в сопровождении сотрудников центра, но могут и самостоятельно.
При этом в исправительном центре есть те, у кого еще больше возможностей.
– Иногда женщины, беременные или имеющие малолетних детей, получают отсрочку от отбывания наказания. Временное освобождение полагается им, пока ребенку не исполнится 14 лет. В это время они стоят на контроле в уголовно-исполнительной инспекции. Затем они возвращаются к нам, чтобы отбыть оставшийся срок или же при хорошем поведении и отсутствии нарушений освобождаются от наказания со снятием судимости, – рассказывает Вячеслав Кастенкин. – Также осужденные имеют право на проживание с семьей. У нас таких три человека. Они ходят на работу и посещают воспитательные мероприятия в колонии. К таким осужденным мы приходим домой с проверкой. Такая возможность появляется, когда осужденный уже отбыл не менее одной трети срока. Если осужденный имеет взыскания, то ему вправе отказать в запросе.
Захотелось чего-то большего...
Осужденные все в один голос твердят: в исправительном центре условия лучше, возможностей больше, чем в колонии. Люди выходят из мест лишения свободы уже подготовленными к обычной жизни.
Вернуться в колонию, где режим гораздо строже, чем в исправительном центре, можно очень быстро – стоит показать себя как злостного нарушителя либо накопить три выговора, после чего суд пересматривает меру наказания осужденного.
В исправительном центре помимо обычных помещений за прочной железной дверью с решеткой спрятаны две комнаты. Они предназначены для нарушителей, которых могут держать там до 15 суток либо до решения суда. На данный момент таких осужденных всего трое: первый сразу стал злостным нарушителем, двое других собрали по три выговора.
– Мы – простые люди, душа в теле. Живем в замкнутых условиях и отбываем наказание в этой комнате уже более трех месяцев, – рассказал Константин, осужденный за распространение наркотиков. – Находясь здесь, я начал делать то, чем раньше не занимался – рисовать и писать стихи. Я сожалею о содеянном. У меня была нормальная жизнь, но захотел чего-то большего. В итоге получил срок –
10 лет, пять с половиной лет провел колонии, сейчас третий год – в исправительном центре. В колонии ограничения везде, минимум общения с родственниками. В исправительном центре мы чаще общаемся с вольными людьми, не отрываемся от общества. Здесь гораздо больше свободы и возможностей для реализации своих амбиций. Свою жизнь я уже поменял, многое осмыслил и больше не собираюсь нарушать закон. С ним шутки плохи.
У всех осужденных есть шанс смягчить наказание. На суде их рассматривают как личностей, которые находятся в процессе исправления. Если в колонии человек сотрудничал с администрацией, активно участвовал в спортивных и культурных мероприятиях, не нарушал закон, то есть шанс попасть в исправительный центр и стать на шаг ближе к свободе. Те, кто отрицает весь режим и не хочет работать, упускает такую возможность.
Стал другим человеком
Попав в места лишения свободы, люди ведут себя по-разному: одни замыкаются и ставят крест на всей жизни, другие не теряют времени зря – меняются полностью и строят грандиозные планы на будущее, не теряя веры в лучшее.
– Меня осудили на шесть с половиной лет за взятку. До окончания срока осталось год и восемь месяцев, – рассказал Виталий, бывший майор полиции. – Два года я пробыл в бийском СИЗО, два года – в иркутской колонии, после чего по ходатайству мне смягчили наказание. Сейчас я отбываю срок в исправительном центре, работаю обрубщиком на литейном заводе. После всего этого кардинально переосмыслил свою жизнь. Можно сказать, стал другим человеком – изменилось мировоззрение и характер. Уже планирую свое будущее после окончания срока – мне поступило предложение о работе, на которой меня ждут. Я не сомневаюсь, что жизнь после заключения сложится нормально. Нарушать закон больше не собираюсь.
Нормальная жизнь после тюрьмы существует, просто не каждому хватает сил и терпения, чтобы изменить ее в лучшую сторону.
Домой, к семье
От подобных ситуаций не застрахован никто. Однако если человек оступился, ему стоит задуматься о том, как скорректировать свою жизнь и не превратить тюрьму в «дом родной».
– В исправительном центре нахожусь второй месяц. Мой срок заканчивается 15 февраля, и я отправлюсь на свободу, – рассказывает Юрий, осужденный за разбой. – Работаю грузчиком-упаковщиком на производстве. После выхода из исправительного центра в городе оставаться нет смысла – жилья нет, родственники далеко. Планирую поехать к себе в район, где живет вся семья, устроиться там к фермерам, тем более у меня есть водительские права. Закон нарушать больше не хочу, хватит, насиделся.
Одни заключенные выходят на свободу законопослушными гражданами, других не способна изменить даже тюрьма, куда они возвращаются снова и снова. Однако каждый решать сам, какой дорогой идти ему по жизни.