Бийский рабочий

Рассекретили архивные документы спецслужб об укронацизме эпохи Брежнева

После победы в ВОВ всех бандеровцев обезвредить не удалось, последователи идей Третьего рейха активизировались еще в 1960–70-е годы
Читать в полной версии ➔

История украинского нацизма началась задолго до Майдана. Как оказалось, после победы над фашизмом всех бандеровцев обезвредить не удалось. С молчаливого согласия руководителей советской Украины последователи идей Третьего рейха стали поднимать голову еще в 1960–70-е годы, пишет РИА Новости.

Российский государственный архив новейшей истории рассекретил документы времен советской Украины времен 1960–70-x гг. под грифом "Совершенно секретно", который спецслужбы готовили для высшего руководства СССР.

Из справок следует, что активизация бывших бандеровцев, которых амнистировал Никита Хрущев, происходила при содействии первых лиц Украинской ССР.

Так, в одном из документов сказано, что после реабилитации членов бандеровских бандформирований к августу 1956 года более 20 тысяч националистов вернулись в Западную Украину. Из них семь тысяч – непосредственно во Львовскую область. В 1965 году,  доктор исторических наук, профессор и секретарь Львовского обкома Валентин Маланчук в письме самому Брежневу доложит, что всего в область вернулись свыше 40 тысяч участников оуновских банд и членов их семей. Так регион стал местом концентрации бывших боевиков ОУН-УПА* (организация запрещена в России), в результате чего начался рост подпольного радикального национализма в республике.

Маланчук выступил с резкой критикой политики компартии Украины. В частности, он написал, что не согласен с неожиданным указанием Киева о повсеместном и ускоренном переходе преподавания на украинский язык.

По его словам, такое педалирование языкового вопроса вызвало недоумение даже у ректоров львовских вузов и породило массу нежелательных разговоров.

Маланчук в письме упомянул беседу с заведующим отдела пропаганды и агитации ЦК компартии Украины товарищем Шевелем, который заявил, что не нужно бояться выражения "украинизация", а следует браться за ее претворение в жизнь.

Маланчук сообщил Брежневу, что бывшие члены оуновских бандформирований назначаются партийным руководством на ответственные должности:

"Не менее показательна и история с журналом "Жовтень", республиканским литературно-художественным и общественно-политическим органом Союза писателей Украины, издаваемым во Львове. Редактором журнала вопреки мнению Львовского обкома был утвержден поэт Братунь, человек политически незрелый, в прошлом руководитель молодежной оуновской организации, исключавшийся из партии".

Однако, когда бюро Львовского обкома партии решило убрать открытого националиста с должности главреда, за него вступился первый секретарь ЦК компартии Украины Петр Ефимович Шелест.

"Трудно сказать, зачем все это было делать и поддерживать человека, по уши замаранного в националистической грязи", – писал Маланчук.

Позднее вместе с Брежневым Шелест принял участие в заговоре против Хрущева. После ухода Хрущева с поста генсека Шелест, которому в Москве безгранично доверяли, начал активно украинизировать республику, особенно ее культурную и образовательную сферы. Сам он демонстративно читал доклады на украинском.

Дошло то того, что Шелест предложил дать Украине право самостоятельно заключать внешнеторговые сделки, однако в итоге его вывели из Политбюро и сняли с должности за перегибы в националистическом ключе.

Владимир Щербицкий, пришедший на место Шелеста в своем первом выступлении перед Политбюро компартии Украины раскритиковал политику предшественника:

"В УССР возросли националистические, сионистские тенденции, за что наше руководство было подвергнуто обоснованной и серьезной критике. Наша линия в этих вопросах неправильная. Под предлогом "демократизации" велась борьба с русификацией. Начались призывы к изменению государственного строя, борьба за самостоятельную Украину. [...] Наблюдается ревизия прошлого, восхваление старины, попытки реабилитировать Мазепу, а Богдана Хмельницкого представить предателем", - сказал Щербинский.

Признано идеологически вредным указание секретаря нашего ЦК на совещании секретарей обкомов в Харькове о преподавании в вузах только на украинском языке.

Щербинский вынужденно констатировал, что при Шелесте, на Украине побывало более 40 эмиссаров зарубежных националистических центров. Однако, несмотря на рапорты в Москву о борьбе с национализмом, именно при Владимире Щербицком сведения о нацистских коллаборантах надежно скрывались.

В 1986 году КГБ арестовал Григория Васюру, уроженца Черкасской области, бывшего старшего лейтенанта Красной армии, руководившего уничтожением Хатыни, который в 1942 году он перешел на сторону фашистов. Он стал начальником батальона, состоявшего в основном из украинских националистов. После ареста Васюры Щербицкий лично уговорил Москву сохранить в тайне информацию об участии укронацистов в Хатынской резне.

О фактах, которые сейчас раскрывают архивы, рассказал Дмитрий Киселев в программе "Вести недели". Архивные документы говорят о том, что украинский нацизм взращивали, в том числе, советские руководители времен застоя, прямо потакая националистам или скрывая их причастность к преступлениям. Плоды этой политики сейчас пожинает Украина.

Читать в полной версии ➔