Бийский рабочий

Вспоминая Даманский: очевидец рассказал о событиях на советско-китайской границе

Ветеран вспомнил о службе и как искал даманцев в Бийске
Читать в полной версии ➔

Из года в год сотни юных парней покидали родной дом и семью, чтобы отдать долг Родине. Однако далеко не все из них знали, куда придется уехать ради этого, в какие войска отправят и чем будут заниматься на срочной службе. Одним из таких призывников в далеком 1968 году оказался 19-летний бийчанин Геннадий Третьяков, который попал в пограничный отряд и проходил службу на опасном рубеже – на границе с Китаем у острова Даманский. Корреспонденту "БР" удалось встретится с ветераном и побеседовать о прошлом и настоящем.

Геннадий Иванович Третьяков. Фото: Сергей Кулыгин "БР"

– К военной службе у меня особого интереса никогда не было, но в наше время каждый понимал, что точно отправится в армию. О том, что сегодня называют "отмазкой", и речи не было. Я знал: служить надо, это моя святая обязанность, – поделился Геннадий Третьяков. – После окончания бийского механико-химического техникума всю нашу мальчишечью группу призвали на службу. Когда проходили медкомиссию, я увидел на своей папке красную печать и надпись: "Допущен к работе с секретными и особо секретными документами". Со здоровьем было все отлично. И вот мы с товарищем по группе и другими ребятами едем в поезде на восток. Высадили нас в городе Иман, и мы попали в пограничный отряд. Через месяц после учебки меня направили в школу сержантского состава. 

архивные фотографии событий 1969 года на советско-китайской границе. Фото: предоставил Геннадий Третьяков

На период срочной службы Геннадия Ивановича выпало непростое событие. 2 и 15 марта 1969 года произошли вооруженные столкновения между СССР и КНР на острове Даманском.

Накануне кровопролитных событий 1 марта школа сержантского состава отправилась на учения как ни в чем не бывало. А уже 2 марта начальник отряда сообщил: "Обстановка на Даманском: идет бой".

архивные фотографии событий 1969 года на советско-китайской границе. Фото: предоставил Геннадий Третьяков

– 2 марта, когда мы прибыли на заставу, нас планировали отправить на остров выносить раненых и убитых. Но потом офицеры посовещались и отправили всю школу на первую заставу. Она находилась между Нижней Михайловкой и Даманским, на участке Кулебякиной сопки, – вспоминает ветеран. – Приехали туда – сразу боевой расчет, и мы заступили в наряд на сутки. Я постоянно попадал на правый фланг, кроме меня там никого из наших ребят не было. Потом прочесывали весь остров, собирались и возвращались обратно на заставу. Поспали два-три часа – и опять команда: на остров! И так каждый день. Тот март выдался холодным, было тяжело, спали мало. У БТР двигатели работали, и мы прижимались к ним, чтобы немного согреться. А у самих глаза закрываются, сил никаких не было. Вот таким образом меня коснулось событие.

архивные фотографии событий 1969 года на советско-китайской границе. Фото: предоставил Геннадий Третьяков

По словам Геннадия Ивановича, было сложно, но на удивление не страшно. Хотя молодые пограничники и теряли своих боевых товарищей, страх оказался им неведом. Они были готовы в любую минуту по приказу отправиться куда угодно. В то время перед ними стояла конкретная задача, которую они выполнили достойно.

архивные фотографии событий 1969 года на советско-китайской границе. Фото: предоставил Геннадий Третьяков

Освежить в памяти хронологию событий можно, прочитав наше прошлое интервью с ветераном.

Сейчас Геннадий Третьяков является членом совета ветеранов и ведет активную работу с даманцами. Говорит, в Бийске проживает 13 человек, которые были на острове и участвовали в событиях 1969 года, из них двое – пограничники.

– Меня пригласили в совет ветеранов и предложили заняться вопросом даманцев. Первое, что сделал, – начал искать сведения о тех, кто был на острове, но это оказалось совсем не просто, – поделился ветеран. – Военкомат сведений не дает, органы соц­обеспечения – тоже. Кое-как через Барнаул удалось получить список из 11 человек. Кстати, меня в списке почему-то не было. Пошел в военкомат, а меня отправили в ФСБ. Там тоже нет никакой информации о нас. Они отслеживали только офицеров. Выходит, никто не знает, где мы и сколько нас. Получается, еще надо доказать, что ты там был. Когда мы с советом ветеранов нашли всех по списку и собрались на мероприятие, даманцы за разговором сказали: "Если бы не Третьяков, мы так и не узнали бы друг друга".

Также Геннадий Иванович помогает своим сослуживцам разобраться с проблемами социальных выплат и льгот, которые, как оказалось, получить было не так просто.

– Вот недавно у нас появился новый пограничник, он жил в Республике Алтай. А он, между прочим, участвовал в боевых действиях, был ранен, но о нем даже никто не знает! У него нет юбилейных медалей, есть боевая. Только сейчас его наградили краевой и юбилейной медалью, – рассказал ветеран. – Мы получаем различные льготы, а после 75 лет их еще прибавилось: оплата услуг мобильной связи, бесплатные поездки на поезде – для ветеранов и их сопровождающих по всей России и другие. 

Периодически Геннадий Третьяков посещает различные мероприятия: выступает в образовательных учреждениях, беседует с молодым поколением. По словам ветерана, даже многие учителя не знают о даманских событиях и каждый раз во время рассказа слушают с удивлением. 

архивные фото событий 1969 года на советско-китайской границе. Фото: предоставил Геннадий Третьяков
архивные фото событий 1969 года на советско-китайской границе. Фото: предоставил Геннадий Третьяков
архивные фото событий 1969 года на советско-китайской границе. Фото: предоставил Геннадий Третьяков
архивные фото событий 1969 года на советско-китайской границе. Фото: предоставил Геннадий Третьяков
архивные фото событий 1969 года на советско-китайской границе. Фото: предоставил Геннадий Третьяков

Совсем недавно ветеран отметил свой юбилей – 75 лет, но он и сегодня помнит все события того периода, как будто это было вчера. Возвращаясь со службы домой, он тайком привез с собой эксклюзивные снимки, которые сделал сам. Позднее еще несколькими фотографиями с ним поделился боевой товарищ.

Как сейчас выглядит остров Даманский. Фото: предоставил Геннадий Третьяков

Справка

Причиной Даманского конфликта стало оспаривание Китаем границы 1860 года между Китаем и Россией, проходившей по китайскому берегу Амура, что исключало использование реки китайцами.

В 1919 году приняли положение, согласно которому границы между государствами должны проходить по середине главного фарватера реки. Остров Даманский (у китайцев Чжэньбао, что значит "драгоценный") площадью 1,2 км, входивший в состав Пожарского района Приморского края, относительно главного русла реки Уссури находился на китайской стороне.

Пограничные конфликты на острове вспыхивали регулярно, но до вооруженного столкновения дело дошло в ночь на 2 марта 1969 года, когда китайские военнослужащие в белом зимнем камуфляже перешли Уссури, организовали засаду, отправили около 30 человек провокаторов.

На место инцидента прибыла группа советских пограничников, которую китайцы расстреляли из засады и пошли в атаку. Дело дошло до ответного пулеметного и минометного огня. Китайцы отступили.

14–15 марта боевые действия продолжились. Впервые в бою были опробованы реактивные системы залпового огня (РСЗО) БМ-21 "Град".

Советские войска вновь отошли на своей берег, а китайская сторона больше не предпринимала масштабных военных действий на этом участке государственной границы.

11 сентября 1969 года СССР и КНР договорились остановить все враждебные действия и оставить войска на уже занимаемых ими рубежах. Остров стал ничьим, а в 1991 году был передан Китаю.

Читать в полной версии ➔