В Алтайском крае рассказали, как родителям «настроиться» на школу
В рамках прямого эфира Ольга Казанцева, уполномоченная по правам ребенка в Алтайском крае, обсудила с Татьяной Гурьяновой, кандидатом психологических наук, преподавателем педагогического университета, специалистом в области взрослой психологии, как родителям подготовиться к школе.
Очевидно, что к школе готовятся все, но больше всего сил уходит на приобретение канцелярии, одежды и других необходимых товаров. Однако психологическая поддержка и подготовка тоже важны.
- Не заставляйте ребенка «вспоминать» пройденное в последние недели лета
Каникулы – это отдых, а отдых – это расслабление. Ни в коем случае не нужно сейчас заставлять ребенка силой читать, писать, вспоминать пройденный материал. Во-первых, он имеет право отдохнуть, все-таки у него каникулы. Во-вторых, если он это делает через усилия, не хочет, а вы его заставляете какими-то способами, то это не вызовет положительные эмоции. А когда учатся «из-под палки», то у детей закрепляется негативное отношение к школе. Ну и в-третьих, на самом деле первые две недели сентября в школе все педагоги будут повторять пройденные материалы, и ваш ребенок восстановит те знания, которые, как вам кажется, он за лето потерял.
- Родителям нужно снижать тревожность
У большинства родителей перед началом учебного года высокая тревожность. Конечно, они ждут от детей хорошей учебы. Обратите внимание, чем старше класс, тем больше предметов у детей, они из разных областей знаний. Мало кому удается быть успешным во всех областях сразу. Все-таки мы от природы разные, у нас разные склонности, задатки, способности. Есть дети, которые хорошо осваивают иностранный язык, быстро на слух, все запоминают. Другим же приходится трудиться, потому что для них это гораздо сложнее. Поэтому, первый пункт в плане наших ожиданий нужно «проранжировать»: от каких предметов я жду хороших оценок, а каким предметом я могу сдать послабление?
Конечно, русский и математику сдают все и всегда, и везде эти экзамены нужны, и, наверное, это те дисциплины, которые заслуживают особенного внимания и особенных усилий и вложений. А вот что касается каких-то дополнительных дисциплин – биологии, химии, то, может быть, здесь имеет смысл, если ребенку это не так легко дается, согласиться, например, морально на более низкую оценку по этой дисциплине.
- Как родителям включаться в учебную деятельность детей.
До конца подросткового возраста у ребенка нет сформированной системы самоконтроля, и поэтому он на 100% контролировать себя сам в учебе не может. Вот для этого и нужны родители, которые ему помогают. Вопрос только в том, что мы контролируем? Заглядываем в каждую тетрадку, проверяем каждый пример в пятом, шестом, седьмом классе? Или мы просто смотрим на результат, выставленный в сетевом дневнике, обсуждаем с ребенком, почему у него те или иные оценки? Мне кажется, что чем старше дети становятся, тем больше мы должны уходить на контроль результата и его обсуждения, и не вникать в детали.
Однако стоит понимать, что способности у детей, и исходные возможности – совершенно разные.
- Как быть, если ребенок не справляется со школьной программой?
Первая реакция обычно, по моему опыту, родители говорят, что он ленится, но вообще способный. Очень-очень трудно принять правду о том, что он не ленится, а он не может. Это первый шаг, он очень важный, он очень трудный, всегда эмоциональный для родителей – признать, что вот это твой ребенок не может. Только тогда можно действовать дальше, пойти к специалистам, прислушаться к их рекомендациям, применить все эти рекомендации на практике. Использовать их и помочь ребенку.
Когда у ребенка идут хронические трудности, и педагог о них говорит, нужно постараться не уходить в агрессию: «Моего ребенка обижают, меня, как родителя, ставят под сомнение». Большинство педагогов, на самом деле, хотят помочь от всей души.