На смену – лесоперевалка: почему был закрыт бийский Дом отдыха
«БР» завершает серию публикаций на основе книги Павла Хмелева об истории бийского дома отдыха.
Большое значение в бийском Доме отдыха придавалось приобщению к физкультуре и спорту. Каждое утро физрук приглашал отдыхающих на зарядку: летом выходили на площадку перед корпусами, зимой – в холлы и коридоры. На территории было большое количество различных спортивных снарядов: турник, брусья, кольца, канат, штанга, в клубе стоял стол для настольного тенниса, бильярд. Были волейбольная и баскетбольная площадки, кегельбан, городки, лодочная станция, где отдыхающим выдавались шлюпки и байдарки для прогулок по реке. Зимой на танцевальной площадке заливался каток, выдавали напрокат коньки и лыжи…
Летом устраивали пешие прогулки до Вихоревской переправы, до большой поляны на берегу, там организатор проводил с отдыхающими разные игры, танцы. Чаще всего пели «Ой, цветет калина…» С группой всегда выходил фотограф. Каждый сезон устраивались прогулки на теплоходе на слияние рек Бии и Катуни, к истокам Оби.
Была в доме отдыха замечательная большая библиотека. Почти каждый сезон выступали приезжавшие в Бийск с гастролями различные танцевальные и драматические коллективы, симфонические оркестры, известные артисты. Местные жители, особенно молодежь, тоже приходили посмотреть и послушать эти выступления, стоя на пригорке с наружной стороны ограждения площадки.
Шесть раз в неделю по вечерам демонстрировали кинофильмы. Кино- и радиомехаником в 1960-е годы работал Петр Николаевич Соколов. Иногда он разрешал нам, местным мальчишкам, зайти в аппаратную, где стояли проекционные аппараты, посмотреть, как он перематывает кинопленку. Это была почти завораживающая процедура. За кинофильмами Петр Николаевич ездил в Бийск почти ежедневно, летом - на моторной лодке, зимой - на машине…
До конца 1950-х годов приезжавшие отдыхающие сначала останавливались в доме, недалеко от места, где ныне расположен центр «Мать и дитя». Там можно было отдохнуть и переночевать. Доставка в дом отдыха осуществлялась зимой на санях – гужевым транспортом, летом - на грузовом автомобиле с установленными в кузове скамейками, а также на катере по Бии. В 1960-х годах был построен лесоперевалочный комбинат в поселке Сорокино и проложена к нему асфальтированная дорога. Жители Бийска смогли сами добираться до дома отдыха. В те же годы в доме отдыха появился автобус ПАЗ, на котором встречали на железнодорожном вокзале приезжающих поездами отдыхающих и привозили в дом отдыха. Необходимость в доме для приезжих отпала, и он был закрыт…
Одним из важных подразделений дома отдыха являлся пищеблок – в него входили склады хранения продуктов, обеденный зал, кухня, где готовилась пища, и помещение для раздачи готовых блюд.
В 1940-х годах старшим поваром был Иван Васильевич Никифоров, в 1950-х годах поварами работали Иван Капустин, Михаил Голев, Филипп Чуднов, Алексей Карпушев. Иван Евсеевич Капустин в армии служил поваром и после был направлен на работу поваром в дом отдыха, а позже стал шеф-поваром.
Столовая и кухня находились в разных помещениях и были соединены теплым переходом, длиной 15-20 метров, по которому официантки разносили на подносах блюда. Питание было 4-разовое: завтрак, обед, полдник, ужин. Обед проходил в две смены, в одну смену обедало примерно 150 человек. Летом количество отдыхающих увеличивалось до 400 и даже, бывало, до 500 человек. Нагрузка на поваров и официанток была очень велика, они практически бегом бежали с подносами по переходу.
Печи для приготовления пищи на кухне топили дровами, только в конце 1950-х годов, когда электроэнергия в доме отдыха появилась круглосуточно, на кухне установили электрические печи и современные холодильники, тогда отпала необходимость в леднике со льдом из реки.
Воду набирали прямо из Бии, вода в реке в те времена была настолько чистой, что ее использовали для питья жители поселка. Насосную станцию и водопровод в столовую, в корпуса и в баню построили в 1953 году. «Водокачку», как называли ее местные жители, построили на высоком месте, на опушке леса за вторым корпусом…
В медицинском пункте дома отдыха работала Екатерина Леонтьевна Хмелева, моя мама. В архиве я отыскал приказ № 129 от 15 ноября 1945 года о приеме ее на работу: «Зачислить на должность фельдшера тов. Тырышкину (ее девичья фамилия) Екатерину Леонтьевну с 15/ХI-45 г. с окладом 375 руб. с месячным испытательным стажем». Так, «месячный испытательный стаж» растянулся на более чем 40-летний стаж работы в доме отдыха, а потом, после его закрытия, - в здравпункте поселка Молодежный.
В обязанности фельдшера входило не только оказание медицинской помощи и лечение заболевших отдыхающих и сотрудников дома отдыха. Она также вела прием, осмотр, взвешивание, регистрацию приехавших отдыхающих, проводила утренний обход палат отдыхающих с целью определения их самочувствия, контролировала санитарное состояние пищеблока, составляла меню, контролировала качество приготовленных блюд, организовывала медицинские осмотры всех сотрудников кухни и столовой и пр…
До 1955 года в доме отдыха была начальная школа, учительницей работала Анна Александровна Славцова - одна на четыре класса. Вся «школа» размещалась в одной комнате одного из старых жилых домов. В ней стояло 5-6 парт, но и они не всегда были полностью заняты. Занятия проходили одновременно для двух классов. Первый класс я закончил в этой школе, во второй класс мы пошли уже в школу лесоперевалочного комбината, которая открылась в 1956 году…
В середине 1950-х годов в 2-3 километрах от дома отдыха ниже по течению Бии началось строительство поселка и цехов лесоперевалочного комбината. Территория цехов комбината почти примыкала к западной окраине поселка дома отдыха. В начале 1960-х годов комбинат начал выпускать продукцию деревообработки. Лес для переработки сплавляли с верховьев Бии в кошелях (плавучих ограждениях из бревен). Для улавливания и временного хранения бревен по берегу реки начиная от лесоперевалочного комбината и почти до Вихоревской переправы были построены несколько запаней – ловушек для кошелей. Длина запани была около 100 метров. Получилось, что на протяжении нескольких километров доступа к воде с берега почти не было. Купание и отдых на реке для отдыхающих стали некомфортными. Это обстоятельство, а также близкое расположение к дому отдыха нескольких химических предприятий привели к утрате оздоровительных факторов, которыми славился дом отдыха, и послужили одной из причин его закрытия.
В начале 1976 года Алтайским краевым советом по управлению курортами профсоюзов было принято решение о ликвидации Бийского дома отдыха. Приказом по дому отдыха от 5 апреля 1976 года часть сотрудников была уволена, часть – переведена в штат приборостроительного завода. Все имущество и недвижимость дома отдыха были переданы приборостроительному заводу, дому отдыха «Сосновый бор» и курорту «Белокуриха».
На этом закончилась история Бийского дома отдыха. За время его существования, по моим подсчетам, в нем отдохнуло не менее 200 тысяч человек…
Прошло уже почти полвека после ликвидации бийского дома отдыха. Состарившиеся деревянные строения корпусов, столовой, танцевальной площадки и другие были снесены. На их месте вырос новый поселок с названием Молодежный. Были построены новые панельные дома, магазины, детский садик, школа. Все меньше оставалось в поселке старожилов - бывших сотрудников дома отдыха. Вместе с ними уходила и память о когда-то родном для них месте работы – бийском доме отдыха.
В 2000-х годах в местной школе № 36 был организован кружок, который занялся изучением истории бийского дома отдыха и поселка, а затем появился и музей. Жители поселка – бывшие сотрудники дома отдыха - приносили в дар музею старые фотографии. В школе была создана экспозиция, в которую вошли отреставрированные фото, различные газетные материалы, предметы быта.
Общественными организациями на территории поселка построен стенд – мемориал, посвященный истории бийского дома отдыха, современной жизни поселка Молодежный. Так что память о бийском доме отдыха – доме нашего детства - живет.