Во саду ли, в городе: почему бийчане из частного дома остались без электричества
Чета проводников, Наталия и Дмитрий, дома бывает, в прямом смысле, набегами. Но когда они приезжают из рейса, главное для них – тепло и уют. Свой дом они строили много лет на месте бывшей дачи, и вот только-только дело дошло до полноценного ремонта. Все коммуникации в жилье проведены от города, только электроэнергию они использовали от частников. Однако решили сделать все по уму, подключиться правильно. И перед наступлением зимы остались и без электроэнергии, и без денег, которые потратили на подключение.
Статус – город
Дачу в СНТ имени Мичурина Наталия Ксенофонтова купила в 2008 году. Она находится на самом краю СНТ, рядом с производственными помещениями.
Вскоре на своем участке бийчане начали строительство, и уже к 2016 году новый дом был выведен в статус жилого. В этом же году провели воду от «Водоканала», все технические условия подключения были соблюдены. А вот с электричеством уже тогда возникла проблема. Первое время подсоединение было организовано от садоводства, но электричество там подается не круглогодично, для постоянного использования не подходит. Обратились к городскому предприятию, желая сделать все так, как надо: безопасно и навсегда.
– В 2016 году мне МЭС отказал, я смирилась и пользовалась электричеством от частного предприятия, – описывает ситуацию Наталия Васильевна. – В этом году решили официально добиться того, чтобы свет был от города. Пришли, написали заявление, нам дали квитанцию об оплате. Оплатили около 42 тысяч рублей.
Пока семья была в рейсе, приехали сотрудники МЭС и установили прибор учета, который, как после объяснили Ксенофонтовым, и стоит уплаченной в квитанции суммы. Другие монтажные работы на месте не проводились, от дома не тянули провода: просто установили счетчик и автоматы.
Получилось так, что договор заключен с МЭС, точка подключения должна быть от города, а не от СНТ: но электричества в доме нет, а счетчик на него – есть.
– Да и договора с СНТ о том, что они должны предоставить электричество у меня не было и нет, свет у нас должен быть от города, – повторяет Наталия Ксенофонтова.
Свет где?
В СНТ им. Мичурина такой дом круглогодичного проживания – один. По крайней мере, на этой улице. Поэтому и в поиске решения своей проблемы не с кем объединиться: семья неоднократно обращалась в МЭС, там им советуют вызывать полицию, обращаться в прокуратуру. А в МЭС направляют к СНТ, а из СНТ – снова в МЭС.
– Мы написали заявление об отсутствии света, оно будет рассматриваться в течение месяца. Но уже сейчас холодно, а когда выпадет снег, дом может остаться без отопления, все перемерзнет, – переживает Наталия Васильевна. – Отопление здесь циркулирует только с насосом, так как дом большой. Плюс перемерзнет вся вода, канализация, бойлер в душевой кабине.
Акт выполненных работ датируется 19 августа, квитанция оплачена, но даже посмотреть показания невозможно – ведь счетчик не работает без электричества. Как объяснили Ксенофонтовым в МЭС, здесь просто нет точки городского подключения.
– У нас странный диалог получается, как из «Ералаша», – говорит хозяйка дома. – «Вы со мной договор заключили?» «Заключили». «Счетчик поставили?» «Поставили». «Свет где?» Вопрос. И на этот вопрос у них нет ответа.
Свои метания по различным инстанциям семья уже называет «кругами ада», даже пришлось отпрашиваться с работы без содержания, чтобы хоть как-то решить этот вопрос, но все оказалось бесполезно. 23 августа ими было написано заявление о переподключении точки, однако на этот раз быстро пришел отказ.
Чтобы вывести сюда линию, нужно потратить около 2 млн рублей, объяснили Ксенофонтовым. Однако вопрос не только в этом: ведь счетчик то уже оплачен и установлен.
– Если бы сразу, когда мы пришли и обратились за подключением, они объяснили, что это невозможно, не составляли бы договор, не брали деньги, мы бы искали какой-то другой путь, – продолжает Наталия Ксенофонтова. – А тут, получается, они взяли на себя обязательства, но не выполнили их. У меня на руках есть документы, акт выполненных работ, но самое главное – нет электричества. Я понимаю председателя СНТ, что ей это тоже не нужно. Но это единственное наше жилье, нам некуда больше идти.
Замерзнет отопление и треснет потолок
Вернуться после рейса, включить свет, и дома – тепло и уютно. Это единственное, о чем сейчас мечтает семья.
– Представьте ситуацию, мы приезжаем после двухнедельной поездки домой, у нас все перемерзло, что нам делать? – задается вопросом Дмитрий Ксенофонтов, проживающий в СНТ им. Мичурина, на участке №5. – Здесь уже было отключение света на две недели, звонили в аварийную службу, нам сказали – у нас нет такого абонента, мы вас знать не знаем.
Ксенофонтовы смогли попасть на прием к главному инженеру, который признал – была допущена ошибка, и сейчас все зависит только от председателя правления СНТ.
– Специалисты даже не разобрались, чьи это столбы. Они поставили в известность сначала ближайший ИП, о том, что нас подключают. Владельцы трансформаторов, которые расположены в этих предприятиях, МЭС отказали, – рассказывает Дмитрий. – Быстро подцепили к садоводству и исчезли, не уведомив председателя садоводства. Она, в свою очередь, никакого договора и информации не получала.
Линию в садоводстве на зиму всегда отключают, чтобы несознательные граждане, которые где-то могут проживать здесь зимой, не подключились самовольно, без приборов защиты. Ведь в таком случае вся линия может выгореть, повредится трансформатор.
– Я предложил директору бийских МЭС пустить от нашего дома до трансформатора несущий изолированный провод, – делится Дмитрий безопасным способом подключения. – У нас новая проводка, приборы защиты автомата, стоит автомат 32 ампера. Плюс вот этот новомодный счетчик имеет собственную блокировку – при аварийном режиме линия сразу обесточивается и ничего не случится.
Таким образом, Ксенофонтовы стали бы с садоводством субабонентами, используя трансформаторы, оплачивая на него, если возникают, второстепенные расходы.
Семья на всякий случай уточняла статус дома у главы земельного комитета – документы посмотрели, подтвердили, что все в порядке, этот дом – городской.
– При минусовых температурах мы просто все потеряем: придется сливать отопление, демонтировать сантехнику, гипсокартон, которым отделан дом, просто рассыплется, при минус 20 – лопнут натяжные потолки. Мы не такие богатые люди, чтобы допустить это, – разводят руками хозяева. – Нам придется подавать в суд, когда дождемся ответ от прокуратуры. Просто нечего терять уже, мы в безвыходной ситуации.
Алексей Бакунин, директор филиала «Бийские МЭС» АО «СК Алтайкрайэнерго»:
– По факту электроснабжения данного участка могу сообщить, что 28 июня 2024 года была подана заявка на технологическое присоединение жилого дома. 15.07.2024 договор с заявителем заключен, он оплатил услуги по технологическому подсоединению. 19 августа 2024 года все мероприятия были выполнены. Информация об этом размещена в личном кабинете заявителя. В настоящее время, в соответствии с правилами, заявитель к сети присоединен опосредованно, через сети садоводства. По информации, полученной от председателя СНТ, в садоводстве имеется конфликтная ситуация с данным заявителем и заявитель опасается, что из-за каких-то неправомерных действий руководства садоводства у него может в самое неподходящее время отсутствовать электроэнергия.
Члены правления садоводства СНТ в подключении семье отказали: дом не относится к СНТ, взносы не производил, да и в целом, сеть не рассчитана на такой большой объем потребления - пострадать могут все остальные.
Дмитрий Кондратов, коммунальный юрист, прокомментировал "БР" сложившуюся ситуацию:
- В данной ситуации энергоснабжающая организация подключила потребителя, используя сети садоводства. Между садоводством и энергоснабжающей организацией, со всей очевидностью, были произведены какие-то согласования, необходимые для такого подключения, на использование сети для поставки электроэнергии конечным потребителям. Это обстоятельство никак не должно касаться потребителя - это исключительно работа энергоснабжающей организации. Так как они выдали технические условия, произвели фактическое подключение потребителя к энергосети, и уже на сегодняшний день потребитель электроэнергию получает и потребляет ее, соответственно, он вправе рассчитывать на бесперебойную поставку данной услуги. Кроме того, действующее законодательство об энергоснабжении предусматривает прямой запрет на воспрепятствование свободному перетоку электроэнергии в таких ситуациях. Таким образом, любые действия садоводства и иных лиц, которые могут воспрепятствовать, либо ограничить переток электроэнергии, являются незаконными. В этой ситуации потребителю можно обратиться с жалобой в антимонопольную службу, потому что данные действия можно квалифицировать как злоупотребление монопольным положением. Однако дело это не быстрое. С учетом того, что это - обычные потребители, на их стороне также "Закон о защите прав потребителей" и, соответственно, такого рода отключения в отопительный период, когда уже наступают холода, недопустимы.
Если отключение будет произведено в отопительный период - это уже вопрос о жизни, здоровье неограниченного округа лиц. Потребители могут пострадать, если будут отключены линии электропередач в садоводстве. Действенной мерой будет обращение в прокуратуру с жалобой на действия садоводства и иных лиц, которые могут отключить линию и воспрепятствовать свободному перетоку электроэнергии.