Бийский рабочий

Черные и белые: в Алтайском крае ежегодно растет количество жалоб на коллекторов

В управлении судебных приставов напомнили, какими правами обладают должники и как защититься от коллекторов
Читать в полной версии ➔

Далеко позади осталось то время, когда должникам исписывали подъезды и угрожали физической расправой за долги. Однако способы взаимодействия, которые применяют современные коллекторы, хоть и менее бесхитростны и более эффективны, способны выбить у человека почву из-под ног. Как противостоять этому, рассказала Наталья Морозова, начальник отдела контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.

Право требовать

По закону, должникам обеспечен определенный круг прав. Федеральная служба судебных приставов, являясь органом исполнительной власти государством наделена правом защиты граждан-должников. В том числе, и в рамках ФЗ 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц в рамках осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности».

С 2017 года Федеральная служба судебных приставов определена как орган госвласти, осуществляющий профессиональный контроль за деятельностью коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых компаний. Контроль за деятельностью МФО и кредитных организаций закреплен за службой судебных приставов с 1 февраля 2024 года. Правом заниматься возвратом просроченной задолженности наделены кредиторы, либо профессиональные коллекторские организации, как представители кредиторов, при переходе к ним права требования. Представителями кредиторов могут выступать и кредитные организации, входящие в одну группу юридических лиц с кредиторами.

– Хотелось бы отметить, что представителями кредиторов могут становиться профессиональные коллекторские организации, официально зарегистрированные и включенные в госреестр Федеральной службы судебных приставов, в соответствии с правилами, предусмотренными законодательством, – говорит Наталья Владимировна.

При этом, сейчас МФО ничем не отличаются от кредитных организаций, банков, и могут работать по такой же системе – они также осуществляют возврат просроченной задолженности по должникам, и также могут привлекать представителей, например, профессиональные коллекторские организации.

В Алтайском крае зарегистрировано и включено в государственный реестр четыре профессиональные коллекторские организации, с полным списком можно ознакомиться на официальном сайте судебных приставов.

Два звонка и одна встреча

С 2017 года количество жалоб на коллекторов имеет тенденцию к увеличению. Критических ситуаций – когда коллекторы приезжают, и, например, выламывают дверь, не происходит вовсе.

– В 2023 году количество принятых к рассмотрению нами жалоб составило 510 обращений, за восемь месяцев текущего года – 339 обращений, – рассказывает Наталья Морозова.

Среди обращений от жителей Алтайского края, немало поступает и от бийчан.

– К нам нередко поступают обращения от жителей Бийска, в том числе, за последние восемь месяцев текущего года. Так, из территориальных подразделений службы судебных приставов Бийска поступило 18 обращений, это не считая тех, кто обращается к нам напрямую, – пояснила она.

В основном, должники жалуются на необоснованное превышение количества телефонных переговоров, направление текстовых сообщений в их адрес и адрес родственников, а также на оказание психологического воздействия при возврате просроченной задолженности.

При этом, вышеупомянутый ФЗ 230 четко оговаривает правила, которых должны придерживаться кредитные и коллекторские организации. Главное правило – коллекторы должны максимально корректно общаться с гражданами при осуществлении взаимодействия. Не использовать физическую силу либо угрозу пленения, не оказывать психологического воздействия, не вводить должника в заблуждение относительно последствий при невозврате просроченной задолженности.

Кроме того, определены способы, которыми кредиторы и коллекторы и имеют право взаимодействовать с должником.

– Отмечу, что перечень этих способов исчерпывающий, – продолжает Наталья Владимировна. – Исключение составляет то, если должник вдруг заключил дополнительное соглашение с кредитором на осуществление взаимодействия способами, которые не предусмотрены законом. Но это в нашей практике встречается крайне редко.

В основном кредиторы и коллекторы взаимодействуют посредством личных встреч, осуществлением телефонных переговоров, а также с использованием автоматизированного интеллектуального агента. Кроме того, в адрес должника направляются различного рода текстовые и голосовые сообщения, с различных мессенджеров. На сегодняшний день, возможно направление должнику сообщений с использованием сервисов государственных информационных услуг. Законом определено, что в адрес должника, по месту его жительства или пребывания может быть направлена и почтовая корреспонденция.

Существует ограничение по количеству взаимодействий: например, телефонные переговоры нельзя осуществлять более одного раза в день, более двух раз в календарную неделю и более восьми раз в течение календарного месяца. Личная встреча ­– только один раз в неделю.

Собирайте доказательства

Несмотря на то, что с 2017 года деятельность по возврату просроченной задолженности упорядочена законом, вместе с тем некоторые кредиторы прибегают к помощи так называемых «черных коллекторов».

– Существуют трудности в доказывании причастности к осуществлению взаимодействия определенных кредиторов, потому что они используют номера телефонов, которые не зарегистрированы на кредитные или микрофинансовые организации, – объясняет это Наталья Морозова.

Еще часто используются различные технические возможности с сервера подмены номеров телефонов.

– У нас процесс доказывания причастности кредиторов к осуществлению такого взаимодействия налажен, – успокоила Наталья Владимировна. – Но –только в тесном сотрудничестве с должниками. Они осуществляют записи неправомерного взаимодействия, предоставляют скриншоты и иные доказательства. Например, в 2023 году было составлено восемь протоколов, где мы привлекли к административной ответственности МФО и кредитные компании по косвенным доказательствам.

Если беспокоят коллекторы или кредиторы, необходимо написать заявление в Главное управление судебных приставов в Алтайском крае. И помнить при этом, что для эффективного и полного рассмотрения обращения граждан необходимы доказательства.

Читать в полной версии ➔