Бийский рабочий

Перевели 180 млн рублей: что говорят мошенники, чтобы обмануть бийчан

В этом году жители Бийска перечислили мошенникам почти 200 млн рублей
Читать в полной версии ➔

В главном управлении МУ МВД России "Бийское" прошла пресс-конференция, посвященная одной из самых злободневных тем - дистанционному мошенничеству. Представители правоохранительных органов, банка и системы здравоохранения рассказали о популярных схемах обмана жителей региона и о том, как правильно бороться с аферистами.

Пресс-конференция о дистанционном мошенничестве. Фото: Евгений Плахотин

- Все давно уже знают и не раз слышали о способах и методах совершения дистанционных мошенничеств, но количество их с каждым днем только увеличивается. Так в этом году жители Алтайского края перечислили мошенникам уже более одного миллиарда рублей, а жители Бийска – более 180 млн руб., - сообщил Артем Марков, временно исполняющий обязанности начальника МУ МВД России «Бийское».

Мошенники "примеряют" образ медработников

По словам представителя правоохранительных органов, сотрудники полиции ежедневно регистрируют заявления от жертв мошенников. При этом количество потерпевших не уменьшается, а в отдельных областях даже увеличивается. Мошеннические схемы стремительно меняются, почти каждую неделю появляются новые. Но только одно остается неизменным – конечная цель. Какой бы диалог не начал вести злоумышленник, все сводится к получению персональных данных и денежных средств. Так, например, сейчас наиболее актуальна мошенническая схема связана с порталом "Госуслуги".

- В Бийске самым распространенным видом дистанционного хищения денежных средств является мошенничество. На данный момент преступлений насчитывается более 400, а взломов "Госуслуг" произошло более 200, - пояснил Артем Марков. - Злоумышленники звонят гражданам, представляются медицинскими сотрудниками и предлагают продлить действие медицинского полиса, записаться на прием к узкому специалисту или на диспансеризацию. Во всех случаях звонящий убеждает, что все можно сделать дистанционно, требуется только код из СМС.

На этом диалог с лжепредставителем медучреждения не заканчиваются. Мошенники звонят человеку повторно, но уже под видом сотрудника портала "Госуслуги", который сообщает, что личный кабинет якобы взломан, все денежные средства находятся под угрозой. Чтобы сберечь их, необходимо снова сообщить код из СМС и срочно перевести все деньги на "безопасный счет".

Пресс-конференция о дистанционном мошенничестве. Фото: Евгений Плахотин

По словам Майи Буковой, заместителя главного врача городской больницы №2 по амбулаторно-поликлинической работе, сейчас со стороны медицинских учреждений бийчанам действительно поступает достаточно большое число звонков с различными предложениями. Тогда возникает вопрос: как отличить настоящего сотрудника от мошенника? Оказывается, все достаточно просто.

- Наши медицинские работники совершают звонки и предлагают пройти флюорографию, диспансеризацию и посетить смотровой кабинет. Но они никогда не уточняют паспортные данные и не запрашивают другие персональные данные, а также не высылают ссылки, файлы и коды. Медицинские сотрудники уточняют только дату и время, когда человеку будет удобно посетить клинику, - пояснила Майя Рафаэловна.

Если у пациента во время такого диалога закрадываются какие-либо сомнения, он всегда может дать "отбой", завершив телефонный звонок, затем перезвонить в медицинское учреждение и уточнить информацию. Соответственно никакие персональные данные сотрудникам медицинских учреждений не нужны. Все необходимое для записи пациента на прием у них уже есть.  

Злоумышленники представляются сотрудниками банка

Однако богатая фантазия злоумышленников не ограничивается образом медработника. Как выяснилось, они могут представиться кем угодно и предложить другие убедительные услуги: продлить действие сим-карты или перевести деньги, хранящиеся на банковской карте на сберегательный счет. Кстати последний вариант тоже встречается довольно часто.

Пресс-конференция о дистанционном мошенничестве. Фото: Евгений Плахотин

Как утверждает Александр Белявцев, директор дополнительного офиса банка ВТБ, на самом деле никаких счетов, которые мошенники называют "безопасными", не существует. Но им все-равно удается обманывать людей и получать от них деньги.

- Клиентам банков часто звонят с подобными предложениями, но на самом деле настоящий сотрудник никогда не будет совершать какие-либо операции в онлайн-формате и тем более спрашивать код из СМС. Весь диалог работника банка с клиентом сводится к тому, чтобы встретиться в офисе, где последнему могут предложить приобрести какой-либо продукт или совершить необходимую операцию, - пояснил Александр Олегович.

Любое другое предложение, по словам представителя банка, - мошенническая схема. Также злоумышленники любят подключать к диалогу лжепредставителей силовых структур.

Аферисты звонят гражданам от имени сотрудников силовых структур

Как пояснил Артем Марков, сотрудники МВД, ФСБ, прокуратура и Следственного Комитета никогда не будут проводить оперативно-розыскные мероприятия или следственные действия по телефону.

­- Все, что может сделать представитель силовых структур по телефону – пригласить в подразделение. Также они никогда не будут просить человека сделать фото документов или включить видеотрансляцию. Это категорически запрещено. Из другого города, например, Москвы, настоящие сотрудники правоохранительных органов никогда не будут звонить лично, они выйдут на гражданина через местных представителей, - пояснил представитель МВД.

Как выяснилось, на получении денежных средств мошенники не останавливаются. Они продолжают развивать свою схему дальше: под предлогом возвращения денежных средств толкают человека на совершения преступления. Так, например, в этом году жительница краевой столицы пыталась поджечь служебный автомобиль сотрудников полиции.

Менее распространенные мошеннические схемы

Наименьшей популярностью у мошенников пользуются такие схемы, как подарки в онлайн-играх, где часто предлагают заманчивую рекламу. Расчитано это в первую очередь на детей. Ребенок, перейдя по ссылке, якобы может получить значимый приз в своей игре. Но для этого нужно сфотографировать данные из личного кабинета родителей.

Подобной ситуации можно избежать: родители должны объяснять детям, что не стоит бояться подойти к взрослому и обо всем рассказать.

Злоумышленников, пытающихся выманить деньги, можно встретить в сети повсюду: на сайтах с объявлениями о продаже товаров и услуг, предложением заработка на маркетплейсах путем проставления лайков и прохождения по ссылкам или вложения денежных средств в акции с целью легкой быстрой и большой прибыли. Мошенники даже могут предоставить возможность своей жертве вывести небольшую сумму денег. Но это все ловушка, которая вынуждает вкладываться в акции все больше и больше.

Также все еще рабочая схема, хоть и устаревшая, - сообщения на телефон от родственника, работодателя или знакомого, который якобы попал в беду.

По словам правоохранителей, от таких действий злоумышленников никто не застрахован: может пострадать как ребенок, так и взрослый или пожилой человек. Мошенники сейчас «работают» очень профессионально. Они стараются всеми возможными способами расположить к себе человека или даже напугать его. Кажется, выхода нет и деньги все равно попадут в руки преступника. Однако один верный и надежный способ все-таки есть: быть бдительным и сразу завершать подозрительный телефонный диалог, а следом позвонить или посетить настоящую организацию откуда, якобы, был представитель.

Читать в полной версии ➔