В Думе планируют в шесть раз увеличить штраф за езду без ОСАГО
Госдума планирует в несколько раз увеличить максимальный штраф за управление транспортным средством без полиса ОСАГО — с 800 до 5 тыс. руб. Изменение суммы штрафа произойдет впервые более чем за 20 лет существования института ОСАГО, сообщает "Коммерсантъ".
Размер нового штрафа будет совсем немного меньше средней стоимости полиса (сейчас около 7,65 тыс. руб.). Инициативу поддержали правительство, МВД и участники рынка, по данным которых до 10% российских водителей не страхуют гражданскую ответственность.
Комитет ГД рекомендовал принять в первом чтении проект о штрафах в размере 3–5 тыс. руб. за повторное управление автомобилем без ОСАГО.
В настоящее время штраф по ч.1 ст. 12.37 КоАП (езда в период, не предусмотренный полисом, или передача управления водителю, не вписанному в договор) составляет 500 руб. По ч. 2 той же статьи (езда без действующего полиса) - 800 руб. Сейчас в законе не установлено отдельного наказания за подобное нарушение, совершенное повторно в течение года.
Маленький штраф, да еще и со скидкой 50% провоцируют водителей не страховать гражданскую ответственность, считают авторы инициативы.
Это усложняет процедуру получения возмещения для потерпевших в ДТП и увеличивает число соответствующих судебных процессов. При этом нарушения в рамках ст. 12.37 КоАП входят в тройку самых распространенных, фиксируемых инспекторами. Как сообщает МВД, в 2023 году по ней было вынесено более 2 млн постановлений.
Российский союз автостраховщиков (РСА) заявляет, что в настоящее время без ОСАГО ездят 7–10% российских водителей (от 2,5 млн до 3,6 млн человек). За девять месяцев 2024 года средняя стоимость ОСАГО составила 7,65 тыс. руб., на 1,7% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году (7,78 тыс. руб.), отмечают в РСА.
В РСА законопроект об увеличении штрафов также поддержали, но подчеркнули, что новое наказание будет эффективным только при фиксации нарушения с помощью автоматических камер. Такой механизм обсуждают уже около десяти лет. Для запуска пилота нужен будет нормативный акт (например, постановление правительства), где пропишут все нюансы и правовые основания для эксперимента. Штрафы за отсутствие ОСАГО можно будет выносить с помощью камер не ранее октября 2026 года, заявили в МВД.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что и повышенные штрафы не заставят автовладельцев купить полис.
"Автомобилисты игнорируют ОСАГО прежде всего из-за дисбаланса между размером выплаты и существующими тарифами. Когда страховые компании в середине 2010-х платили суммы, достаточные для ремонта, проблемы массового отказа от ОСАГО не существовало. Страховому лобби нужно начать с повышения стоимости запчастей и работ в справочниках РСА до рыночного уровня. Сейчас они занижены в среднем втрое относительно реальных цен", - сказал Шапарин.