Так душа ложится: бийчанка 70 лет вышивает гладью, как ее научили монахини
Галине Додоновой 86 лет и почти 70 из них – стаж вышивальщицы. Вышивке гладью она обучалась у монахинь, расшивала золотом ризу на престол, иконы, получая даже похвалу от батюшки за свои старания. Сейчас, проживая в Бийском доме-интернате для престарелых и инвалидов, она чаще выбирает жизненные мотивы, яркие сюжеты. Готовых работ у Галины Дмитриевны получилось так много, что здесь даже открыли ее персональную выставку.
Вышивать учили монахини
Как и кот Матроскин, она еще «и крестиком вышивать умеет», вяжет фантазийные узоры спицами, на коклюшках, украшает блузки, кофты, платья. Только любовь к вышивке гладью Галина Додонова пронесла через всю жизнь. В связи с тем, что отец был военным, они много поездили по России, пока не осели в Ставропольском крае. Семья была большая – 12 детей, и Галя – младшенькая. Мать была малограмотной, за плечами только приходская школа, потому образованию детей уделялось большое значение, воспитывались в строгости. В обязанности Гали, к которым она относилась с радостью, входила работа в саду, а он, по ее словам, был просто шикарным: там росли яблоки, груши, вишни, сливы, грецкие орехи. Когда мама не могла идти в храм, туда отправляли Галину. Там она чувствовала себя почти как дома: ее крестный – священник.
– Лет девять мне было, и я нашалила в храме, – вспоминает Галина Додонова. – С другими ребятишками залезла под стол, который покрывала риза, вырезала в ней дырочки, чтобы следить, как священник будет причастие делать. Увидели нашу проказу, и на меня, как у них говорят, наложили епитимью (церковное наказание, налагаемое на мирян в христианской церкви; имеет значение нравственно-исправительной меры. – Прим. авт.) – научиться вышивать золотом. Я боялась, что мама узнает, она набожная была, и мне бы досталось. Потому противиться не стала, на следующий день после школы прибегаю к монашкам и говорю: «Я явилась!»
Прежде чем научиться вышивать золотом, нужно обязательно освоить вышивку гладью. Учить Галину взялась самая пожилая монашка, которой было уже далеко за 80 лет, Анастасия. Она уже не вышивала сама, а только давала уроки, проверяла, как выполняются ее задания. По натуре строгая, серьезная и не смешливая, монахиня была полной противоположностью Гали. Но возможно, именно благодаря ей она и научилась усидчивости и
терпению.
– Я занималась ежедневно, сразу после школы бегала к монашкам, где два часа вышивала. Полгода осваивала вышивку гладью, а после начала работать золотой нитью, мне доверили иконы. Среди монахинь чувствовала себя легко, знала их всех, – с теплом вспоминает Галина Дмитриевна.
Вышивали в основном на толстом полотне, которое после вставляли в рамку, обводили красками, чтобы икона хорошо держалась. Кстати, вышивать золотом иконы – значит, по-современному, используя мулине с люрексом.
– Только им, потому что у икон много серебра, золота, простыми нитками при всем желании не передашь эту красоту, – поясняет Галина Додонова. – Когда я была готова, вышила ризу, и тогда меня простили. Но мне на всю жизнь урок этот запомнился, а вышивать гладью понравилось. Через вышивку можно выразить все, что хочется.
После школы Галина Додонова поехала в Москву получать первую профессию мечты – окончила медицинский институт по специальности «хирург». Но выявленный у нее порок сердца не позволил работать в выбранной сфере. Так, второе образование – инженер-технолог молочной промышленности – стало основным.
Сейчас у нее общий стаж как вышивальщицы – 68 лет, и мотивы для творчества она выбирает легко.
– Мне все равно, что вышивать, нет любимой темы,– ведем беседу с Галиной Дмитриевной, пока она расшивает угол скатерти. – Стараюсь брать иголочку как можно тоньше – чем тоньше иголочка, тем ближе шажки. А потом все еще зависит от ниток, хорошее мулине ложится плотно, ровно, приглаживается даже без утюга. Раньше нитки были гладенькие да блестящие, а сейчас не нитки, а дратва. Стежки делать нужно максимум 1,5 см, если больше, они будут цепляться, их можно потянуть. Промежутков в качественной вышивке гладью быть не должно. Гладь мне по душе – здесь я работаю головой, мысленно – как душа ложится, а не только
руками.
В молодости, когда Галина Дмитриевна работала, времени на вышивку было мало, но на любимое хобби она ежедневно выкраивала хоть полчаса. Все спать ложились, а она садилась вышивать.
– Если взять все мои работы, которые еще смолоду вышивала и по сей день, и все их соединить, можно земной шар опоясать! – отвечает она на вопрос, сколько же работ скопилось.
Вышивает Галина Додонова всегда в хорошем настроении, когда недомогает, в руки работу не берет. Сейчас удобнее всего ей работать на стульчике у окна – тогда и ноги на месте, и вышивка рядом, не надо никуда наклоняться, а на полотно падает ровный естественный свет. Во время процесса часто поет казачьи песни. Вот первый цвет выкладывается, второй идет немного внахлест. Когда работа готова, останется постирать и погладить с изнанки.
– Я человек вспыльчивый, и у меня большая сила воли. Я могу что угодно перебороть, – рассказывает женщина о своем характере.
Не так давно она получила травму, а когда вернулась обратно в комнату, первое, что спросила: «Где моя вышивка?»
У каждой картины – своя жизнь
По словам Надежды Галеевой, психолога Бийского дома-интерната, Галина Додонова в основном выбирает жизненные мотивы для вышивки: цветы, животные, сказочные герои. Основу изображения ей помогают выбрать, а вот подбором цветов и всем остальным она занимается самостоятельно. Чтобы вышить одну работу, требуется вложить немало труда. Задействуется и память, и внимание, иногда нужно сосредоточиться, побыть с собой наедине, что-то вспомнить.
Творческий процесс идет постоянно, практически ежедневно Галина Дмитриевна садится за работу. А с готовыми картинами легко расстается – дарит гостям, соседям.
– Она в этом плане не жадная, для нее больше важен процесс создания, в котором она может выразить свой внутренний мир, нежели результат, – рассказывает Надежда Владимировна. – Бывает, сотрудник смотрит на ее работу, похвалит, а она тут же говорит: «Я ее тебе подарю, как закончу, эта работа будет для тебя».
Для того чтобы на работы посмотрели все проживающие, их вывешивают в холле, а когда картин стало достаточно много – устроили настоящую выставку.
Какие-то работы из представленных вышиты быстро, на иные требуется немало сил и времени. Сказочный дуб из сказки Пушкина – кропотливая работа, тут важна каждая деталь, подбор цветов. В картину «Женщина с ребенком», как предполагает психолог, автором были вложены какие-то свои личные воспоминания.
Когда работы оформили в единую выставку, это произвело впечатление на многих постояльцев. Они останавливались, внимательно рассматривая картины Галины Додоновой.
– Сначала начинаешь смотреть в общем, а потом хочется перейти к деталям. Все ее картины своеобразные, у каждой – своя жизнь. Вот и люди не проходят мимо, останавливаются, приглядываются. Кому-то даже хочется снять и унести, – улыбается Надежда Галеева.
Некоторые бабушки тоже попробовали вышивать гладью, но в основном осваивают только вышивку крестиком. Другой такой возрастной чудо-мастерицы здесь больше нет.
Она вдохновляет, это точно
Яркие и блестящие картины из алмазной мозаики собирает Людмила Березникова, ей 78 лет, но точности ее руки позавидует любой часовщик!
– Я начала делать картины из алмазной мозаики здесь: сначала маленькую работу, потом стала выбирать в основном большие, – рассказывает Людмила Васильевна. – Уже сделала около десяти. Сейчас в процессе – рыженькая кошечка.
Раньше Людмила Березникова тоже занималась вышивкой, любила вязать носки, потому считает, без работы скучно:
– Ноги, бывает, ноют, я сяду собирать алмазную мозаику, и меня это отвлекает от боли. Люблю круглые стразы – цепляешь одну пинцетом, на конце которого специальный клей, и ставишь на нужное место. Это увлекательное дело. Сын выписывает мне картины по интернету.
Самая большая картина Людмилы Березниковой – луна, ночь, в которой блестят прозрачные звезды – уже украшает помещение. Если картину из алмазной мозаики удачно повесить на стену – стразы переливаются, блестят.
Проживающие под началом наставников стали постоянными участниками акции «Подари тепло», вяжут носочки, шапочки, шарфики для недоношенных детей.
Творчество для пожилых людей – важный фактор самовыражения, отмечает психолог. Через этот процесс человек передает свои чувства и эмоции.
– Когда картины дарятся, человек чувствует, что он может кому-то помочь, кого-то порадовать. Для людей, которые маломобильны, это еще более важно, потому что другими видами активности они заниматься не могут, а это придает им силы, смысл жизни. Каждый человек должен иметь хобби – не просто работу, повседневные дела, в пожилом возрасте это особенно важно, – уверена Надежда Владимировна.