Бийский рабочий

Ученый из Бийска рассказал, как уехал за рубеж и почему думает о возвращении

Бийчанин рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться за границей и отличии других стран
Читать в полной версии ➔

Павел Никитин – бийчанин, выпускник школы № 17, кандидат технических наук. Большую часть жизни он провел в России, но после окончания бакалавриата в Томском государственном университете он понял:  математическое моделирование – не та деятельность, которой ему хотелось бы заниматься. А вот материаловедение ему по душе. О поиске себя в жизни, первом научном открытии в России и переезде за границу наш земляк рассказал корреспонденту «БР».

Нью-Йорк. Фото: предоставил Павел Никитин

Совмещал все и сразу

Школьная жизнь Павла была, как и у большинства подростков, яркой, веселой и активной. Он успевал совмещать все и сразу.

– Обычная подростковая веселая жизнь. В основном проводил время с друзьями, мы много гуляли по вечерам. Почти каждый день ходили заниматься на турниках, где выполняли различные упражнения. Тогда это было очень популярное направление, – вспоминает Павел.

Помимо этого бийчанин в свои подростковые годы занимался музыкой и баскетболом. В 11-м классе перед Павлом встал вопрос о дальнейшем будущем: где получить высшее образование? Изначально он планировал поступать на гуманитарное направление, связанное с обществознанием, но не хватило баллов ЕГЭ. Тогда выбор пал на факультет, связанный с точными науками.

– Мне нравилось обществознание. Наша классная руководительница готовила меня к различным олимпиадам. Однако на экзаменах у меня не получилось набрать нужного количества баллов для поступления на гуманитарное направление. Но я не долго расстраивался. В Бийск приезжала приемная комиссия ТГУ, я подал документы с итогами экзаменов по русскому языку, математике и физике, и забыл про это. В итоге поступил на физико-технический факультет, – рассказал бийчанин.

Театр "Эстус". Фото: предоставил Павел Никитин

Игра на сцене повлияла на жизнь

По словам Павла, студенческая жизнь оставила самое яркое воспоминание в его жизни. Именно в этот период он смог определить свой дальнейший путь развития.

– В 11-м классе я начал заниматься вокалом, а в университете хотел продолжить эту деятельность. Но здесь не оказалось вокальных студий. Единственное место было в студенческом театре «Эстус». Его руководителем был заслуженный работник культуры РФ Роман Ефимович Дашевский. Конечно, не вокальная студия. В театре нужно было петь, танцевать и играть юмористические миниатюры. Так и прослужил театру восемь лет и даже побыл его режиссером, – делится бийчанин. – Почему я рассказываю про театр? Он дал мне очень многое, скрасил студенческую жизнь. Руководитель научил, как нужно вести себя на сцене, как преподносить и презентовать себя и свои работы. А еще это старейший студенческий театр эстрадных миниатюр в России, ему уже 57 лет. Вспоминаю сейчас это время с теплотой. Навыки, полученные в театре, сильно повлияли на мою жизнь. Со многими ребятами из коллектива до сих пор дружим и поддерживаем общение.

Театр "Эстус". Фото: предоставил Павел Никитин

Павел окончил бакалавриат по направлению «математическая физика». Казалось бы, образование получено, можно идти работать. Но нет. Перед Павлом вновь встал серьезный выбор. Все четыре года обучения он был будто не на своем месте.

– Чем я хочу заниматься дальше? Что делать? – эти вопросы были у меня в голове. Вообще не понимал, кем я становлюсь. Решил поступать в магистратуру, только если сменю научное направление. Изначально занимался математическим моделированием, но понял, что это совсем не мое. В конечном счете появилась возможность попасть в лабораторию, где стал изучать материаловедение, - рассказал бийчанин. 

Впервые за границей

На тот момент научный руководитель Павла выиграл грант. Они вместе стали первопроходцами в России, которые исследовали сверхтвердые керамические материалы с низким коэффициентом трения.

– На втором курсе магистратуры научный руководитель предложил выбрать зарубежную конференцию, на которой можно представить мои результаты. Ближайшая зимняя конференция была в Чехии, в Праге. Тогда состоялся мой первый вылет за границу. А ведь до этого я почти никуда не ездил. Горный Алтай, Барнаул, Новосибирск и Томск – и на этом все, – рассказал бийчанин. – Поездка в Прагу произвела на меня сильное впечатление, я влюбился в архитектуру этого города, его исторической части. Тогда идея международного сотрудничества и получение международного научного опыта плотно засела во мне.

Чехия. Фото: предоставил Павел Никитин

Хотелось посмотреть другие страны, узнать, как живут там. Двигал интерес. После возвращения в Россию Павел начал изучать информацию о различных странах, которые доступны для переезда. Идея и желание проявить себя в науке за пределами России усиливались с каждым днем. После сотни рассмотренных вариантов выбор все-таки пал на Чехию.

– Самым реалистичным планом был переезд через языковые курсы – выучить язык и потом поступить в чешский университет на докторантуру, где можно было бы продолжить заниматься материаловедением. Ну а почему бы и нет? – вспоминает бийчанин. – На подготовку к переезду ушел бы как минимум год. Чтобы не терять время впустую, поступил в аспирантуру в России.

В Чехии выбирали других

Однако планы Павла сильно пошатнулись – идея с переездом отложилась на неопределенное время из-за известной пандемии. Посольства вновь открылись, только когда он учился на втором курсе аспирантуры и уже серьезно занимался наукой. Долго взвешивал за и против, но все-таки решил рискнуть. На это у него было всего полгода. Времени не много, ведь нужно было досрочно за два года защитить кандидатскую диссертацию и параллельно заниматься получением визы. Сроки были очень сжатыми. В сентябре 2021 года бийчанин защитил кандидатскую диссертацию и через неделю переехал в Чехию.

– Началась учеба на языковых курсах, а параллельно готовился к встрече с профессором из университета в Праге, где планировал дальше заниматься наукой. Через пару месяцев встреча состоялась, но мне ясно дали понять: поступить в докторантуру я смогу без проблем, а вот продолжить там работать после защиты диссертации для меня будет нереально. В России в моей лаборатории такого не было. Напротив, желание остаться работать после аспирантуры только поощрялось. Тут я задумался: ради чего мне поступать еще раз, если потом все равно придется искать новое место? – рассказывает Никитин.

Павел начал рассматривать альтернативные варианты, одним из которых являлась работа постдоком. (Постдок – это полноценная работа исследователем, промежуточная должность между тем, как человек защитил кандидатскую диссертацию и стал профессором.) Но спустя несколько месяцев он понял, что в Чехии таких позиций практически нет.

Милан. Фото: предоставил Павел Никитин

Пришлось расширить круг поиска и откликаться на вакансии по всей Европе. Было несколько собеседований, но выбирали не его, а других кандидатов. Казалось, первоначальный вариант с докторантурой в Праге все еще был в силе, но за неделю до окончания подачи всех заявок на поступление от профессора пришел неожиданный отказ.

– Меня поставили в шаткое и просто чрезвычайное положение. Я не знал, смогу ли найти позицию постдока, поэтому в кратчайшие сроки мне нужно было решать вопрос хотя бы с поступлением. Пришлось подавать несколько заявок даже в бакалавриаты, просто на всякий случай. С работой начал действовать более решительно: нашел профессора в научном центре города Брно, где уже оканчивал языковые курсы, написал ему красивое сопроводительное письмо на чешском языке, приложил резюме. Неожиданно он пригласил меня на собеседование и в итоге предложил работу! Уже даже начал собирать документы, но в последний момент мне опять отказали. После остался один вариант – в Остраве. Совсем не то, что я планировал – другое направление, другой город, но выбора не было, – вспоминает бийчанин.

Предложение из США дало надежду

Павлу казалось, что все идет не по плану и он не реализовывается в полной мере. Поэтому параллельно с обучением в докто­рантуре продолжал подавать заявки на место постдока, пытаясь продвинуться дальше в науке. В общей сложности он отправил больше 100 заявок в университеты по всей Европе. Было несколько собеседований, но все время выбирали не его. Как оказалось, на место постдока большая конкуренция, зачастую 150–200 человек на одну вакансию.

– У меня и мысли не было о переезде в США, даже никогда этого не хотел. Но после нескончаемых отказов я подавал заявки уже везде, в том числе и в университет Вермонта. Вакансия там была близка мне, подходила под мое направление – в тот момент этого было уже достаточно, – рассказал бийчанин. –  Над подачей документов не заморачивался: отправил свое старое резюме, подкорректировал сопроводительное письмо, отправил и забыл. Через месяц со мной связался профессор и назначил интервью. Могу сказать, что впервые испытал то чувство, когда с каждой минутой собеседования понимаешь, что тебе предложат работу. Так и случилось.

В общей сложности Павел прожил в Чехии около полутора лет. Помимо учебы он смог начать путешествовать. Побывал в Германии, Нидерландах, Словакии, Австрии, Италии и Швейцарии.

Нью-Йорк. Фото: предоставил Павел Никитин

Первый переезд, как и второй, дались Павлу легко, но частые отказы в обучении и работе в Чехии привели к тому, что руки постепенно опустились, так что согласие на поступившее из США предложение о работе стало спонтанным.

– В Америку я переехал легко после такой череды неудач в Чехии. Постепенно начал вспоминать английский язык, освежать пробелы в памяти, – рассказал бийчанин. – Я стал больше путешествовать.  Живу на восточном побережье, здесь много городов – Портленд, Бостон, Вашингтон, Филадельфия, а всего в часе полета находится Нью-Йорк. В Америке я впервые увидел океан.

Здесь нет бездомных животных

По словам Павла, он довольно гибкий человек в плане адаптации, поэтому в новых странах особо привыкать ни к чему не пришлось. Однако некоторые моменты, отличающие Чехию, Америку и Россию, он все же отметил.

–  В Чехии я был восхищен отношением к домашним животным. Вообще не видел бездомных собак и кошек. Чтобы завести собаку, ее нужно зарегистрировать, провести вакцинацию, вживить чип. Если потом животное оставить без присмотра или, того хуже, выбросить, то по этому чипу найдут владельца, и он получит огромный штраф. Считаю, так должно быть везде. Еще мне очень понравился общественный транспорт, – рассказывает Павел. – В России сильно развита IT-сфера. Например, одни только «Госуслуги» чего стоят! Подобной системы нет ни в Чехии, ни в Америке. Если с IT-сферой в Америке все еще не так плохо, то в Чехии с этим катастрофа. Я даже помню смешную новость, что в начале 2023 года в Чехии впервые начали переводить деньги по номеру телефона, в то время как в России этой технологией активно пользовались уже не менее пяти лет.

Милан. Фото: предоставил Павел Никитин

Как рассказал бийчанин, в США много маленьких городков. Например, Монтпилиер – город в штате Вермонт, который является самой маленькой столицей штатов. В нем проживают всего 8 тысяч человек. Трудно представить в России столицу края или области с таким населением. Вообще, сами штаты оказались разными, зачастую с очень отличающимися законами, порядками и людьми.

– В Америке во многих вещах нужно разбираться основательно и серьезно. Например, здесь нет бесплатного высшего образования, как в России, но можно выиграть грант на обучение. Вся медицинская помощь – по страховкам, а у страховок много параметров и условий, влияющих на их стоимость, – рассказал Павел. – Еще каждый год здесь надо самому подавать налоговую декларацию. В прошлом году я потратил несколько дней, чтобы сделать все правильно. В России это делается автоматически без нашего участия. Еще здесь есть кредитный рейтинг, влияющий на многие бытовые вопросы. Например, при съеме жилья нужно иметь кредитный рейтинг выше определенного значения. Это что-то вроде показателя твоей финансовой благонадежности.

Сложно завести друзей

Как утверждает Павел, люди, с которыми от сталкивался за рубежом, доброжелательные. Например, когда бийчанин рассказывал иностранцам, откуда он родом, те с интересом слушали его рассказы и смотрели фотографии алтайской природы. Многие признавались, что хотели бы хоть раз побывать в России.

При этом иностранцы, хоть и могут улыбаться человеку, открыто общаться с ним и интересоваться чем-то, но завести с ними дружбу не так просто, как в России. А один и тот же вопрос во всех трех странах имеет разное значение.

– В Америке вопрос: «Как дела?» – обычное приветствие. Ответа он никакого не подразумевает. Никто не ждет, что сейчас вы начнете рассказывать о своей жизни. В России этот вопрос задают в том случае, когда действительно хотят знать, как у человека дела. А вот в Чехии этот вопрос можно назвать «экстремальным». Как шутила наша преподавательница по чешскому языку, если задать этот вопрос, люди могут начать не просто рассказывать о жизни, но и жаловаться на все свои проблемы. При этом чехи могут изливать душу часами, – поделился бийчанин.

Павел говорит на трех языках – русском, английском, чешском. Однако американцы по сей день воспринимают его как иностранца, ведь акцент не скрыть.

– Чешский язык мне не особо пригождается сейчас. А вне американской среды со своими близкими я общаюсь на русском. Для чтения книг или просмотра фильмов выбираю язык в зависимости от ситуации, – поясняет бийчанин. – Конечно, мой акцент слышен, как бы хорошо я ни разговаривал на английском, но я не считаю это недостатком. Наоборот, он украшает. Обычно, учителя по иностранному языку в России говорят, что нужно скрывать свой акцент. Но я так не считаю: если говоришь внятно, ничего плохого в легком акценте нет.

Плата за жилье – самая большая статья расходов

Изначально Павлу непросто было найти подходящее жилье. Кстати, оплата его является самой большой статьей расходов.

– Сложно сказать, где дороже жить. Все зависит от зарплаты. Самая большая категория расходов – это съем жилья. Свое первое жилье – комнату в общем доме я смог найти онлайн еще до приезда. Мне повезло, ведь многие владельцы и агентства не готовы тебя рассматривать, если ты не находишься физически в том же городе и если у тебя нет кредитного рейтинга. Вообще, минимальный ценник в моем штате – 800 долларов (82 тыс. ₽) – это редкое предложение за комнату в общем доме. Например, в Нью-Йорке стоимость аренды жилья может доходить до 3 тыс. долларов (307 тыс. ₽) за простую  однокомнатную квартиру. А вот технику, возможно, купить будет легче, чем в России. Здесь дорогие рестораны, а по качеству еды они уступают российским. Даже в среднем заведении в России будет дешевле и вкуснее, чем в Америке. В крупных городах очень дорогие отели, около 200 долларов (20 тыс. ₽) в сутки за простой номер, – рассказывает бийчанин.

Не исключаю переезд обратно в Россию

По словам Павла, американцы намного ближе к россиянам, чем это может показаться. Например, у них очень развиты семейные ценности. Они так же, как и мы, собираются семьей на праздники за одним большим столом, готовят различные блюда. Правда, во вкусовых предпочтениях отличия все же есть. В Америке нет оливье – это только русское блюдо. Да и икру, как мы, американцы не едят. А вот индейку готовят многие, особенно на праздники.

Нью-Йорк. Фото: предоставил Павел Никитин

Как утверждает бийчанин, в достижении его целей ему всегда помогали родители, бабушка и друзья. Они поддерживали, верили в его силы. Хотя без переживаний не обошлось, особенно во время переезда.

Павел приезжает домой редко, примерно раз в год, но не исключает, что может вернуться обратно на родину.

– К вопросу переезда в другую страну нужно подходить здраво. Это вопрос компромиссов, ты что-то теряешь, а что-то приобретаешь. Везде есть свои плюсы и минусы. Почему я задумываюсь о возвращении? Все просто. На родине у меня семья и друзья, мне более понятны культура и люди, – подытожил бийчанин.

– Есть несколько вариантов развития событий, и к каждому из них я стараюсь быть готовым. Например, следующая стадия после постдока – это позиция профессора, но наука здесь очень конкурента, на такие вакансии откликаются несколько сотен человек, и среди них нужно быть лучшим, иметь большой преподавательский опыт, публикации в ведущих журналах и рекомендации от именитых ученых. Поэтому стараюсь не загадывать на далекое будущее, а просто жить, – подытожил Павел.

Читать в полной версии ➔