«Меня встречали с копьями»: сибирячка стала командиром вертолета ООН в Африке
28-летняя уроженка Новосибирска Злата Чевердынская — пилот вертолета Ми-8. Девушка работала и на Крайнем Севере, и в Африке. Ее историю рассказывает «КП-Новосибирск».
Злата с детства мечтала о небе: смотрела передачи о космосе, изучала биографии российских летчиков, следила за программой Space Shuttle от NASA. Мама пророчила ей карьеру модели, но Злата мечтала пойти по стопам дедушки-вертолетчика.
Она с отличием окончила авиационный центр имени А. С. Покрышкина, выиграла грант Фонда развития авиации и получила первую лицензию пилота в 16 лет. Затем в Омском колледже гражданской авиации выучилась на пилота и, наконец, получила доступ к штурвалам Ми-8. На этом вертолете она работала на Крайнем Севере.
— Я сама выбрала Нарьян-Марский авиаотряд в Заполярье. Там самые суровые условия для полетов. Мне хотелось доказать всем, что девушка может быть пилотом, выдержит все. Я прыгала от счастья, когда меня взяли, — поделилась Злата.
На Крайнем Севере она отработала три года: вывозила больных и рожениц, забирала вахтовиков, спасала медвежонка в тундре. После этого Злату взяли пилотом в международную авиакомпанию, которая выполняет миссии ООН в Африке.
— Эвакуация и санзадания были частью нашей работы, мы вывозили людей с разными травмами и болезнями: укус змеи, лихорадка денге, огнестрельные ранения. Роды не принимали, но, к сожалению, видели смерть в полете. Как правило, это были люди после плена: дошедшие до изнеможения, избитые, оголодавшие, либо после продолжительной болезни, – рассказала журналистам Злата Чевердынская.
За день она увозила голодающим детям до 16 тонн еды. Девушке приходилось сажать вертолет в неспокойных районах, иногда пилотов разворачивали в небе из-за стрельбы на точке. Однако в большинстве случаев вертолетчиков встречали как героев и устраивали маленький праздник.
— Поют песни, радостно танцуют, а местные женщины надевают самые лучшие наряды. Самые яркие ребята были в Кении и Южном Судане, они нас встречали в леопардовых шкурах и с копьями. Привыкнув к колориту, я сама присматривалась к африканской одежде и аксессуарам, заплела себе афрокосы, — рассказала сибирячка.
Девушка также рассказала: для того, чтобы быть командиром воздушного судна, нужно постоянно держать себя в тонусе.
— Уже три года, как я получила должность командира воздушного судна. Для этого я очень много сил и времени уделяла работе, думаю, что это заметили и поверили в меня. Это большая ответственность, и нужно постоянно держать себя в тонусе, отслеживать погоду, маршрут и обстановку, загрузку вертолета, множество факторов. Конфликтных ситуации не избежать даже в родных краях, а в Африке тем более. В любой ситуации мне помогало соблюдение инструкции и спокойствие, – призналась Злата.
За четыре года она облетела множество стран: Южный Судан, ЦАР, Чад, Марокко, Египет, Турцию. При этом параллельно успевала учиться в Санкт-Петербургском госуниверситете гражданской авиации. Теперь же девушка мечтает стать авиатором-исследователем.
— Я закончила специалитет, но времени на аспирантуру пока нет. За время учебы в вузе меня увлек человеческий фактор и метеорология, хочу развиваться в этом направлении, углубиться в науку. Пока же продолжаю работать за границей, в декабре вернулась из миссии в Буркина-Фасо. Наша работа выглядит очень романтично до тех пор, пока ты не перешагнул порог аэропорта. Но если ты научился летать, то небо никогда не отпустит, — поделилась Злата Чевердынская.