Когда теряются дети: дневник бийского волонтера-поисковика
Поздней ночью в оперативно- дежурную группу поисково-спасательного отряда (ПСО) «СпасАлтай22» регионального отделения Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям по Алтайскому краю поступил тревожный сигнал: пропал ребенок! Десятилетняя Валентина Е. (все имена изменены) ушла из дома приблизительно в 17 часов и не вернулась.
В такие критические моменты, когда на кону стоит детская жизнь, особенно важно сработать слаженно и оперативно. Елена Сухомирова, руководитель Бийского отделения Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, поделилась, как проходят поиски детей и с чем приходится сталкиваться волонтерам.
Девочку искали всю ночь
Инфорги незамедлительно приняли заявку, и одновременно с этим начали формироваться поисковые группы из разных районов. Первым делом по прибытии на адрес проживания девочки была проведена тщательная работа с семьей – выяснялась любая информация, способная помочь в поисках. После опросов и бесед поисковики незамедлительно приступили к оперативной отработке возможных версий и маршрутов. Страх за жизнь маленького ребенка перекрывал любые трудности для поисковиков – они понимали, что сейчас дорога каждая минута.
– Масштабные ночные поиски тогда развернулись с участием четырех групп ПСО, совместно с полицией и несколькими единицами техники, – вспоминает Елена. – Поздней холодной ночью специалисты отряда «СпасАлтай22» начали проверку ближайших мест сборов молодежи и детей. Конечно, каждый поисковик таил надежду найти пропавшего ребенка как можно скорее.
Елена Сухомирова, руководитель Бийского отделения Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям. Фото: Сергей Кулыгин, архив "БР"
Параллельно просматривались камеры видеонаблюдения, в надежде уловить или найти хоть какую-то зацепку. У всех перед глазами был образ напуганной и замерзшей девочки. Далее были прочесаны ближайшие дворы, улицы, парки – ведь каждая минута была на счету в такое темное и опасное время суток. К сожалению, девочка не обнаруживалась.
Значимую часть поисковой операции занимала непрерывная, огромная информационная работа. Специалисты тщательно просматривали, «шерстили» социальные сети девочки, стараясь найти хоть какую-то стоящую информацию о ее местонахождении.
Ранним холодным утром следующего дня, уставшие, обессиленные члены поисковых групп начали подменять друг друга, чтобы хоть немного отдохнуть и согреться. Каждая версия, зацепка, маршрут, каждая капля информации была проанализирована и проверена. И вот наконец долгожданная весть: ребенок найден!
Пропали сразу три ребенка
Утро пятницы вновь началось не с кофе. Отряд ждал ранний подъем и дальняя поездка в Солтонский район на мероприятия по профилактике с детьми. Отработав весь день на занятиях по безопасности, специалисты отряда мечтали о тихом и уютном вечере в кругу родных и друзей, который, увы, не состоялся.
В 21.00 поступила первая заявка. Инфорг, отработав ее, вынес вердикт, что сбора не будет – работаем пока информационно. Взбудораженные поисковики расслабились, предвкушая выходные дни и дорогу домой.
– Немного отступив, хочется сказать, что все новенькие всегда предупреждаются о том, что самые сложные поиски обычно поступают в ночь, это уже по опыту известно, – говорит Елена Сухомирова.
Но здесь – особый случай. Спустя час после первой заявки, поступает звонок: женщина, еле сдерживая слезы, просит помочь найти дочь. Город Белокуриха, пропала девочка 12 лет.
. Фото: Сергей Кулыгин, архив "БР"
– Собираем информацию, первая группа уже в пути. Со всех районов парни и девушки, оставив все дела и семьи, собираются на поиск. Опрос родных и друзей, просмотр камер – у каждого своя задача, которую несмотря ни на что нужно выполнить, – описывает этапы работы руководитель Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям в Бийске.
В два часа ночи поступает третья заявка – и снова ребенок! Село Алтайское, пропала девочка 15 лет. В работе уже три заявки одновременно! Буквально на капоте машины, под светом фонаря, инфорг группы фиксирует вводные и создает ориентировку, чтобы максимально быстро выдвинуться в путь.
– Нас ожидали сложные спасательные работы: прочесывание береговой линии, парка, стадиона, улиц села, работы с информацией и опрос местных жителей, которые не прошли мимо чужой беды – детской беды, а, наоборот, пришли на помощь. И только в 8 утра мы смогли закрыть ориентировку – девочку нашли, с ней все хорошо! Найдена, жива!
Уставшие и измотанные поисковики отправились выполнять новую задачу.
Погода буйствовала – то обрушивала дождь, то пугала грозой, то добивала духотой. «Но мы не робкого десятка! Когда есть цель – препятствия лишь мелочь!» – говорят волонтеры.
. Фото: Сергей Кулыгин, архив "БР"
Субботний день прошел в тайге, вновь чужая беда не осталась в стороне, большое количество местных жителей и неравнодушных людей из соседних населенных пунктов пришли на помощь. Люди не знали друг друга, но испытывали большое желание вернуть Валерию домой. К концу дня приходят долгожданные слова: найдена, жива!
– Три поиска за одни сутки, три найденных человека, живыми и здоровыми.
Каждый поиск закрывается словами благодарности родных, слезами счастья родителей, искренними рукопожатиями и криками: «Ура! Ура! Ура!»
- Повсюду – множество уставших, но счастливых людей, которые вышли на помощь поисковикам. Ради живых людей и детей наши сердца рвутся на поиски, ради этого мы готовы променять любые развлечения и качественно отработать из последних сил, ведь жизнь человека – бесценна! – уверена Елена Сухомирова.
Брата и сестру нашли у реки
Вечером 29 июля в 18.00 оперативный отдел ПСО «СпасАлтай22» Отделения Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям в Алтайском крае получил тревожную заявку: пропали двое маленьких детей – Евгения и Дмитрий, 7 и 5 лет.
Пока работала инфогруппа, поисковые экипажи мгновенно выдвинулись на адрес пропажи, ведь в такие моменты каждый поисковик с тревогой в сердце осознает срочность и важность задачи. Отряд планомерно отрабатывал квадрат за квадратом, внимательно проверял подъезды и детские площадки.
К счастью для всех дети были найдены живыми и невредимыми, но очень далеко от территории проживания. Их жизнь могла оборваться в любой момент, ведь малыши были обнаружены на речке и находились без присмотра взрослых.
Лето. Бия. Берег реки.. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
– Отряд выражает огромную благодарность всем неравнодушным жителям, которые откликнулись на ориентировку, предоставили свидетельские показания и помогли присмотреть за детьми, пока экипаж эвакуации был в пути. Этот поиск вновь напоминает о жизненно важной необходимости постоянного присмотра за детьми, ведь родители несут прямую ответственность за безопасность несовершеннолетних! – предупреждают волонтеры.
Каждый детский поиск служит важным напоминанием для всех родителей и опекунов: всегда бдительно следите за детьми. Старайтесь максимально точно запоминать, в чем ваш ребенок вышел гулять, и регулярно делайте свежие фотографии, особенно если ребенок иногда гуляет один.