Вместо книг гаджеты: бийская учительница рассказала, как изменились школьники
Галину Кокшарову с детства привлекали различные профессии, связанные с творчеством. Она была уверена, что когда вырастет свою жизнь свяжет с одной из них. Однако, когда Галина Федоровна стала школьницей и увидела своего первого учителя, такого строгого и умного, она твердо решила, что, когда вырастет, станет педагогом.
Воспринимают глазами, а не ушами
Вот уже 40 лет Галина Кокшарова учит детей английскому языку. За это время она успела поработать и организатором воспитательной работы, и завучем, а после перевода в школу №25 около восьми лет проработала здесь директором. Сейчас Галина Кокшарова работает учителем в этом образовательном учреждении. О том, как менялись поколения школьников, педагог рассказала корреспонденту «БР».
Галина Кокшарова работает учителем английского языка около 40 лет. Фото: Сергей Кулыгин "БР"
– Интерес к английскому языку у меня появился еще в школе, как только начали его изучать в четвертом классе. С тех пор я скупала в магазинах всю литературу на английском языке, которой в то время было мало. Много читала и изучала язык самостоятельно. Но, как и все мои друзья, особенно большое внимание уделяла и чтению книг на русском языке. Мы были завсегдатаями школьной и городской библиотек. С интересом читали произведения, изучаемые по школьной программе, а потом горячо обсуждали их, – вспоминает Галина Федоровна.
Сейчас любителей книг стало меньше, ведь все, что нужно, есть в свободном доступе в интернете. Вот только, несмотря на имеющиеся возможности, которых раньше не было, современные дети перестали читать – отсюда и косноязычие. Все дело в том, что школьники используют гаджеты по большей части для развлечения, а не для обучения. Однако в онлайн-пространстве они ориентируются отлично.
Современные ученики в большинстве своем - визуалы. Им для восприятия материала часто необходима зрительная опора, чтобы легче воспринимать большой объем учебной и другой информации. Соответственно, современная методика предусматривает различные приемы, технологии и методы, позволяющие решать насущные проблемы и задачи в воспитании и обучении.
– Я также стараюсь применять различные приемы обучения английскому языку, которые позволяют развивать фантазию учеников, креативное и практическое мышление. Я довольно строгий учитель, но стараюсь мотивировать своих учеников и давать им возможность для самовыражения. Некоторые старшеклассники, выполняя мои творческие и проблемные задания, часто раскрывают довольно высокий интеллектуальный потенциал, демонстрируют оригинальность мышления, хороший кругозор и склонность к философским размышлениям, – поделилась Галина Федоровна.
Детей воспитывали строго
Со временем изменилось и отношение детей к окружающему миру. В юности Галины Федоровны школьники были настоящими романтиками – всем классом ходили в походы в горы с палатками, любовались природой, пели песни у костра и мечтали о будущем. Главной их целью было создать большую и дружную семью. При всем этом они серьезно относились к учебе. Сейчас же большая часть детей свободное время проводит в интернете. Они стали более практичные. Ставят перед собой цель найти престижную и хорошо оплачиваемую работу. Для некоторых даже оценки не являются значимым показателем.
Английский язык пользуется популярностью у современных школьников. Фото: Сергей Кулыгин "БР"
– Сейчас пропусков уроков стало намного больше. Домашнее задание тоже выполняют не все. На вопрос, почему не подготовился, обычно отвечают так: забыл или не успел. Однако среди наших школьников все же много любознательных и одаренных детей. Просто они растут и развиваются совсем в других условиях, – говорит Галина Федоровна. – В наше время тоже были лентяи, но ребята и их родители относились к учителям и школе совсем по-другому. Детей воспитывали строго, поэтому поведение и учеба у них не хромали. К словам учителя всегда прислушивались. Моя мама никогда не контролировала меня, я сама с детства знала, что родителей нельзя подводить, в школу нужно ходить, а в дневнике должны стоять хорошие отметки. Помню, как мама похвалила меня перед соседкой за мою учебу и поведение. Мне стало так приятно и появился еще больший стимул.
Школьная форма или рваные джинсы
Что касается школьных предметов, то английский язык сегодня у детей пользуется большой популярностью. Советские же ученики не понимали, какая от него польза, поэтому на уроки ходили без особого энтузиазма, постоянно задавая Галине Федоровне один и тот же вопрос: зачем иностранный язык, если я хочу стать, к примеру, трактористом? Сейчас же английский применяется везде – в работе, путешествиях, магазинах и даже при просмотре фильмов и чтении книг.
Сначала Галина Федоровна преподавала иностранный в Горно-Алтайске, позднее перебралась в Бийск. Фото: Сергей Кулыгин "БР"
– Помню, давно у меня в шестом классе училась девочка. Ей знание иностранного языка очень пригодилось. Однажды на летних каникулах они с дедушкой поехали отдыхать в Испанию. Там она без проблем смогла оформить гостиницу, вызвать такси и сделать заказ в ресторане. Сейчас преподает в университете Санкт-Петербурга. Она защищала диплом о втором высшем образовании во Франции на английском. О таких моих учениках я сейчас рассказываю школьникам, и они вдохновляются этими историями, – говорит Галина Федоровна.
Неотъемлемой частью советского образования была школьная форма. В детстве Галины Федоровны дети носили однотонные светлые рубашки, черно-серые брюки, темные платья. Одежда школьников менялась лишь по праздникам. Тогда надевали белую рубашку и белый фартук.
– Дети не отвлекались во время учебного процесса и не пытались показать другим, кто круче или моднее одет. Помню, как одно время в школах был ажиотаж на рваные джинсы с низкой посадкой и короткие топики на тоненьких лямочках. Конечно, все кругом обращают на такой внешний вид внимание. Сейчас школы опять возвращаются к единой форме, потому что хаос в одежде приводит к хаосу в голове, – рассказывает учитель.
Где молодые педагоги?
Профессия учителя всегда была уважаемой. Вот только в наше время в сфере образования наблюдается дефицит кадров. Молодые педагоги не стремятся идти работать в школу. Причина проста – изменились условия.
На занятиях педагог применяет разнообразные методы обучения, чтобы замотивировать школьников. Фото: Сергей Кулыгин "БР"
– Помимо уроков на педагогов ложится и другая работа, например, с документами. Почти каждый год появляются новшества. Сейчас весь образовательный процесс завязан на гаджетах: общение с детьми, родителями, а также отметки и домашние задания, – поделилась Галина Федоровна. – У молодых педагогов снижается мотивация, когда они не видят обратной связи от учеников. Учителя по полной выкладываются на уроках, а в ответ иногда получают неподготовленное домашнее задание. Возможно, одним из стимулов для молодых специалистов будет повышение заработной платы.
Порой такой нагрузки пугаются не только молодые педагоги, но и учителя со стажем. Однако, несмотря на различные трудности, Галина Кокшарова и ее коллеги не жалеют о своем выборе, ведь работа учителя важна и востребована.