Россияне начали экономить на еде и базовых товарах
Начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский в интервью "Коммерсанту" объяснил переход населения к сберегательной модели потребления.
Эксперт отметил, что в первом полугодии 2025 года реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 7,8%, тогда как оборот розничной торговли - всего на 2,1%. По его словам, около 60% россиян вообще не имеют сбережений.
Заверский выделил два типа факторов, влияющих на потребительское поведение: сознательный выбор в пользу сбережений из-за высокой процентной ставки по депозитам и вынужденное ограничение потребления из-за недоступности кредитов или товаров требуемого качества.
Заверский также отметил явление "скимпфляции", когда производители заменяют дорогие ингредиенты более дешевыми для сохранения цены.
Эксперт предупредил, что охлаждение экономики и сокращение спроса ради борьбы с инфляцией может иметь негативные последствия, включая отказ компаний от инвестиционных проектов. Для восстановления потребительской активности, по его мнению, важны динамика доходов населения, снижение процентных ставок и повышение потребительской уверенности.
Период активного роста спроса на продукты питания сменился охлаждением рынка. В январе-сентябре количество покупок в продуктовых магазинах выросло лишь на 3,5% в годовом выражении, тогда как в начале года динамика оценивалась в 6%. В сентябре-октябре наметилось снижение продаж базовых продуктов, что уже сказывается на результатах ритейлеров - темпы роста замедляются даже у дискаунтеров.
Согласно данным сервиса "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", в январе-сентябре средний чек в продуктовых магазинах вырос на 9% год к году и составил 1,1 тыс. рублей, при этом рост оборота обеспечивается исключительно за счет увеличения цен.
Аналитики фиксируют снижение продаж в базовых категориях. По данным "Такском", в сентябре-октябре продажи основных продуктов питания в натуральном выражении снизились на 5% год к году: молоко - на 8%, гречка - на 9%, рис - на 10%.
Показательной стала категория деликатесов: если в 2023-2024 годах темпы роста продаж в этой категории в 3,7 раза превышали среднерыночные, то в январе-мае этого года оказались на треть ниже, отметил директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.
Замедление спроса отразилось на показателях ритейлеров. Согласно Infoline, в первом полугодии выручка десяти крупнейших FMCG-сетей составила 6,1 трлн рублей, увеличившись на 17,1% год к году, тогда как в аналогичный период 2024 года прирост оценивался в 24,7%.