Бийский рабочий

Россияне начали экономить на еде и базовых товарах

Экономия происходит за счет перехода на более дешевые продукты, откладывания покупок базовых товаров, а также отказа от отдыха
Читать в полной версии ➔

Начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский в интервью "Коммерсанту" объяснил переход населения к сберегательной модели потребления.

Эксперт отметил, что в первом полугодии 2025 года реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 7,8%, тогда как оборот розничной торговли - всего на 2,1%. По его словам, около 60% россиян вообще не имеют сбережений.

Заверский выделил два типа факторов, влияющих на потребительское поведение: сознательный выбор в пользу сбережений из-за высокой процентной ставки по депозитам и вынужденное ограничение потребления из-за недоступности кредитов или товаров требуемого качества.

Наблюдается разница в поведении доходных групп. В нижнем дециле на продукты питания и жилищные услуги уходит более 60% расходов, и экономия происходит за счет перехода на более дешевые продукты и откладывания покупок базовых товаров. В верхнем дециле, где на продукты уходит около четверти доходов, экономят на крупных покупках и отдыхе.

Заверский также отметил явление "скимпфляции", когда производители заменяют дорогие ингредиенты более дешевыми для сохранения цены.

Эксперт предупредил, что охлаждение экономики и сокращение спроса ради борьбы с инфляцией может иметь негативные последствия, включая отказ компаний от инвестиционных проектов. Для восстановления потребительской активности, по его мнению, важны динамика доходов населения, снижение процентных ставок и повышение потребительской уверенности.

Период активного роста спроса на продукты питания сменился охлаждением рынка. В январе-сентябре количество покупок в продуктовых магазинах выросло лишь на 3,5% в годовом выражении, тогда как в начале года динамика оценивалась в 6%. В сентябре-октябре наметилось снижение продаж базовых продуктов, что уже сказывается на результатах ритейлеров - темпы роста замедляются даже у дискаунтеров.

Согласно данным сервиса "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", в январе-сентябре средний чек в продуктовых магазинах вырос на 9% год к году и составил 1,1 тыс. рублей, при этом рост оборота обеспечивается исключительно за счет увеличения цен.

Аналитики фиксируют снижение продаж в базовых категориях. По данным "Такском", в сентябре-октябре продажи основных продуктов питания в натуральном выражении снизились на 5% год к году: молоко - на 8%, гречка - на 9%, рис - на 10%.

Потребители стали отказываться от разнообразия в пользу более простой и дешевой еды.

Показательной стала категория деликатесов: если в 2023-2024 годах темпы роста продаж в этой категории в 3,7 раза превышали среднерыночные, то в январе-мае этого года оказались на треть ниже, отметил директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.

Замедление спроса отразилось на показателях ритейлеров. Согласно Infoline, в первом полугодии выручка десяти крупнейших FMCG-сетей составила 6,1 трлн рублей, увеличившись на 17,1% год к году, тогда как в аналогичный период 2024 года прирост оценивался в 24,7%. 

Читать в полной версии ➔