Бийский рабочий

Пустые прилавки и продукты по талонам: как Бийск пережил «перестройку»

1990-е годы стали одними из самых тяжелых для большинства россиян
Читать в полной версии ➔

Партия выдвинула лозунг «Перестройка, ускорение, гласность». Страна переживала экономические, политические и социальные изменения. Промышленное производство падало, предприятия закрывались, росли безработица и преступность.

Все эти негативные моменты не обошли стороной и наш город. Приватизация, положительные и отрицательные стороны которой до сих пор вызывают разногласие в обществе, инфляция, зарплата не деньгами, а тем, что предприятие выпускало, пустые прилавки и продукты по талонам – таковы были реалии новой действительности. Из положительных изменений того времени – политика гласности. Над СМИ смягчилась цензура, поэтому газеты и телевидение могли показывать жизнь такой, какой она была. И сегодня мы предлагаем ее вспомнить – по газетным публикациям и рассказам бийчан.

Пряник для Берты и фальшивые талоны

Бийчанка Галина Копылова вспоминает:

– Мы жили с младшей дочкой вдвоем. У нас была собака – спаниель, очень умная. Тяжело было, как и всем. В продуктовых магазинах шаром покати. Вот однажды моя мама, отстояв огромную очередь, купила немного пряников, принесла угощать нас. Достает из сумки на стол, а Берта, наша собака, видит, что всем вкусное дают, а ее в этом дележе проигнорировали. Схватила свою чашку в зубы – и к столу. Сидит на задних лапах, в пасти держит чашку, поскуливает, просит, чтоб и ей тоже пряник положили. Вроде и забавно на это смотреть, но еще больше было грустно. А пряником с ней мы, конечно, поделились.

Рассказ бийчанки подтверждают статьи с громкими заголовками из газет за 1990-1991 годы: «Год начинаем с очередей», «Как сахар покупать», «Масло по талонам», «Перспективы не вижу».

С сахаром ситуация в Бийске сложилась плачевная. Несмотря на гарантию – талоны, ажиотаж вокруг него не спадал. Заведующая отделом торговли горисполкома Е. И. Криволуцкая объяснила, почему так получилось:

«С сахаром вышли перебои по нескольким причинам. Первая из них – невыполнение договоров поставок. Кроме того, в Бийске обнаружились фальшивые талоны, по которым «утекло» 180 тонн сладкого продукта. Сейчас делается все возможное, чтобы насытить город сахаром».

По талонам продавалось почти все: порошок, мыло, масло… Выдавали талоны в жилищных конторах по месту жительства.

Продуктовые нормы тех дней шокируют. Например, на сессии горсовета решено с 1 сентября 1990 года сливочное масло продавать из расчета 200 граммов на человека на месяц, вне зависимости от возраста. Еще сложнее в городе обстояли дела с продуктами, на которые талоны не предусматривались.

Вот отрывок из письма, опубликованного в «Бийском рабочем» 1 февраля 1991 года:

«Талоны – позор нашего времени, но они, к сожалению, хоть какая-то гарантия, что не останешься вообще без продуктов. Почему в соседнем с нами Барнауле на многие виды продовольствия введена талонная система, а мы вынуждены, взяв паспорт, метаться по торговой сети в поисках крупы, макарон?»

Талонная система Барнаула, может быть, и выглядела более продуманной и четкой, чем наша, но жизнь в краевой столице от этого была не многим лучше. Видимо, для того, чтобы бийчане совсем уж не падали духом, в одном из номеров «Бийского рабочего» приводятся цифры статистики по Барнаулу, взятые у «Сибинформ»: за 15 дней января 1991 года продано лишь 355 тонн мяса, хотя годом ранее было почти 500 тонн, втрое меньше реализовано колбасы, вдвое меньше сливок, а масла продали меньше аж в восемь с лишним раз!

Реквием по бийским предприятиям

Химкомбинат, маслосыркомбинат, табачная фабрика, предприятия машиностроения, трест № 122, мясоконсервный комбинат, спиртзавод, винзавод… Вся экономика рушилась и трансформировалась. Заводы и организации закрывались, что-то сокращалось, кое-что в дальнейшем перерождалось. О том, насколько это был болезненный процесс, можно судить хотя бы по интервью директора местного гормолзавода В. И. Сухачёва «Бийскому рабочему». Торговлю лихорадит от перебоев и нехватки молока и молочных продуктов. Много жалоб на то, что в продажу поступает кислое молоко. И вот какое разъяснение этому дает руководитель предприятия:

«На заводе сложилось катастрофическое положение с кадрами. На смену вместо девяти положенных по штату грузчиков выходят четыре, а то и два человека… Кислое молоко к потребителю поступает из-за длительной его транспортировки в жару… С монтажом линии по производству творога вышла неувязка: пришлось ее демонтировать, чтобы привязать к существующим условиям… Даже в приемке сырья мы связаны».

Заканчивается интервью вопросом журналиста: «Пять лет перестройки. Заметно улучшение производства?»

Ответ В. И. Сухачёва: «Перспективы не вижу. Работать стало сложней. Ухудшилась дисциплина. Плохо со снабжением. Чтобы удовлетворить потребности населения, необходимо строительство нового завода».

Забастовки и требования социальной защиты

В январе 1991 года доведенный до отчаяния трудовой коллектив НПО «Алтай» требует социальной защиты и просит бийчан поддержать их в этом:

«В порядке социальной защиты требуем: срочного введения обещанного нормированного талонного отпуска продуктов первой необходимости по государственным ценам: масла сливочного и растительного, жиров, сахара, яиц, сыров, мяса, муки, круп, соли, макаронных изделий, спичек, табачных изделий с гарантией их получения; восстановления цен на кооперативные продукты на уровне 1990 года».

Весной в Бийск приходит гуманитарная помощь из Германии – посылки от церковного прихода евангелистов. Их делят между детским домом и домом престарелых, раздают малообеспеченным многодетным семьям.

К ноябрю 1991 года в Бийске сложилась критическая ситуация по обеспечению населения товарами первой необходимости. Невозможно было отоваривать талоны даже по минимальным нормам. Стали задерживать выплаты пенсий. Низкой заработной платой недовольны водители междугородных и пригородных автобусов. Люди уже не просто письменно требуют защиты, они приступают к забастовкам. Вот что пишет об этой ситуации «Бийский рабочий»:

«11 октября на автовокзале случилось, можно сказать, невероятное: все автобусы из автоколонны № 1244, обслуживающие барнаульский маршрут, в рейс не пошли. Официальная причина – по технической неисправности. К вечеру 13 октября прекратилось обслуживание и остальных межгородских и пригородных маршрутов. Причина – та же. Движение стало восстанавливаться только с середины 16 октября».

Проблема с наличными деньгами

Период перестройки в СССР – 1985–1991 годы. Последним месяцем в истории супердержавы стал декабрь 1991 года. Следующий год для России в целом и для нашего города в частности ознаменовался очередной проблемой: сложилась критическая ситуация в денежном обращении.

В мае 1992 года из-за нехватки наличных средств ограничены суммы выплат на руки. Например, зарплата выплачивалась в сумме до 4 тыс. ₽, остальное депонировалось, пенсии и компенсации – до 1,5 тыс. ₽.

Председатель исполкома горсовета Г. В. Горбунов рекомендует «руководителям государственных предприятий и бюджетных учреждений совместно с руководителями банков в срок до 1 июня подготовить предложения по необходимым мероприятиям для введения выплат заработной платы с периодичностью до
четырех раз в месяц».

Так завершилась перестройка, но Бийск еще будет долгие годы восстанавливаться после нее. Будут продолжать распадаться и распродаваться предприятия, на грани остановки окажется ТЭЦ, цены на все будут продолжать расти.

Читать в полной версии ➔