Бийский рабочий

Алексей Хрулёв – о грузоперевозках, рабочих кадрах и пути в застройщики

Алексей Хрулёв прошел путь от грузоперевозчика до строителя.
Читать в полной версии ➔

Помните, как было у Льюиса Кэрролла: «чтобы оставаться на месте, надо бежать». В бизнесе примерно так же. Стоит лишь успокоиться и перестать смотреть по сторонам, как можно тут же попросту вылететь с рынка. О том, как бийским предпринимателям приходится осваивать новые направления, говорим с Алексеем Хрулёвым.

 

  • – Алексей Павлович, вас знали как грузоперевозчика, а сегодня вы – застройщик. Как произошел такой переход?

– На рынке грузоперевозок сложилась тяжелая обстановка, и чтобы оставаться в бизнесе, нужно было искать новые направления. Я, поскольку занимался перевозкой прежде всего инертных материалов – песка, щебня для дальнейшего производства бетона и строительных смесей для застройщиков, знал этот рынок. Переход, а точнее освоение рынка новых услуг, шел постепенно. Сейчас уже плотно занимаюсь строительством.

 

  • – А что за трудности были в грузоперевозках?

– Прежде всего цены на услуги. Конкуренция в сфере грузоперевозок высокая. И чтобы не упустить клиента, многие искусственно занижают цены, на них смотрят другие – и далее по цепочке. Из этого вытекает ряд проблем, которые в итоге сказываются на качестве услуг, ведь нагрузка на предприятие при этом огромна: это и рост цен на ГСМ, и штрафы, и отчисления по системе «Платон». Все это немалые затраты.

 

  • – Это основная часть затрат?

– Не только. Думаю, про систему «Платон» все слышали. Это взимание платы с грузоперевозчиков за пользование дорогами. «Платон» – это сокращенно от «платы за тонны». На сегодня это около двух рублей за километр. При этом сам прибор – регистратор, выдается бесплатно. В личном кабинете пополняешь по нему баланс – и в путь. Если вовремя не успел положить деньги на счет – штраф 10 тысяч. Грубо говоря, баланс ушел в минус даже на пять рублей, а возможности пополнить баланс прямо сейчас возможности нет – все, штраф ты уже заработал. А если у тебя 15 машин? Считайте сами.

 

  • – И такие проблемы у всех?

– У тех, кто остался на рынке. Многие ведь из бизнеса просто уходят, потому что оказываются в минусе. Продают что есть, уходят в никуда. У нас процентов девяносто участников рынка – закредитованы. В итоге остаются с долгами. А ведь есть и такие, кто просто сбежал, оставив шлейф долгов – магазинам запчастей, поставщикам ГСМ, а еще при этом забрав предоплату от клиентов. Так все становятся жертвами демпинга.

 

  • – Но ведь ни для кого не секрет, что часто представители одной сферы собираются, обговаривают условия, в которых работают, и принимают решение о повышении цен на услуги.

– Не в сфере грузоперевозок, точно. Во-первых, многим нужны хоть какие-то оборотные средства, чтобы платить по лизингу. Во-вторых, слишком большой круг этих перевозчиков. Есть и крупные компании, как мы, готовые перевозить от тысячи тонн в сутки, и совсем мелкие – машина, которую купили, уходя на пенсию, чтобы был хоть какой-то приработок. Меж тем ситуация доходит до абсурда. Многим даже заправиться не на что. Такое сплошь и рядом. Когда к таким перевозчикам обращаются заказчики, они частенько первым делом спрашивают: «А вы нас заправите?». Когда на предприятии такая нестабильность, и люди за работу не держатся. Есть, допустим, две-три машины, а водителей в настоящий момент нет. Что уж говорить о бухгалтерах? Но об этом мало думают, обращаясь к мелким перевозчикам. Хотя это как раз тот случай, когда скупой платит дважды. Скажем, за услуги выставляют счета с учетом НДС, но сумму налога потом обещают возместить. Такое возможно. Но при обращении в налоговую заказчик узнает, что возмещение невозможно, потому что исполнитель не является налогоплательщиком. А с ним уже целый квартал отработали, и вдруг выясняется, что НДС «повесили» на клиента, а ведь сумма уже большая набежала. Таких ситуаций множество. Кому-то недовесили груз, кто-то вовсе пропал в последний момент, потому что подвернулся более выгодный клиент. Хотелось бы, конечно, чтобы рынок был более цивилизованным.

 

 

Алексей Хрулёв – о грузоперевозках, рабочих кадрах и пути в застройщики. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Только наличие собственного автопарка – залог надежности подрядчика.

 

  • – Вы поэтому задумались о строительстве?

– Отчасти. Это произошло в 2017 году. Все началось с ФНПЦ «Алтай». От них был большой заказ на доставку стройматериалов. Постепенно в ходе сотрудничества к нам стали обращаться с просьбой выполнить и другие виды работ – подравнять, закатать что-то на участке, скоординировать работу других подрядчиков. А наша область – она ведь узкая, все крупные предприятия друг друга знают – кто чем живет, чем занимается. И к нам, зная, что мы расширяем спектр услуг, стали обращаться уже с заказом не просто привезти материал, но выполнить какие-то строительные работы с ним. Так плавно перешли в строительную сферу. То есть то, что было дополнительным направлением работы, превращается в основной. Сегодня не без гордости могу сказать, что наши заказчики – такие крупные предприятия, как ФНПЦ «Алтай», завод «Авангард», Бийский сахарный завод, где мы сейчас ведем реконструкцию, «Бийский дорожник», «Алтайавтодор», «Сибмост», администрации районов.

 

  • – Но ведь для этого потребовались и новые кадры?

– Да, и тут мы столкнулись со сложностями – с кадрами в городе тяжеловато. Знаете, кого сложнее всего найти? Рабочих. Например, очень тяжело давались поиски машиниста погрузчика, машиниста экскаватора. Я анализировал, почему так происходит. Вроде бы и выбор вакансий в Бийске не велик, чтобы отказываться от стабильной работы, и зарплата у многих рабочих сегодня выше, чем у офисных сотрудников. Но, во-первых, учебные заведения в округе многие специальности просто не готовят, а потому есть рабочие, которые для округа действительно «штучный товар»; а во-вторых, те, кто есть, часто из Бийска уезжают на вахту.

Нам, наверное, в поисках специалистов, повезло. Помог как раз многолетний опыт работы с предприятиями-заказчиками. Отношения сложились, часто обсуждали не только рабочие вопросы, но и в целом говорили о делах, как у кого обстоят дела. В разговорах проскальзывала потребность в кадрах. Тогда помогали советом, давали контакты проверенных работников, которые на стройке люди не случайные. Кого-то, что греха таить, переманивали. В итоге команда сложилась.

 

  • – Сложно было молодому предприятию зайти в строительную отрасль?

– Нам на руку сыграло то, что вся техника своя. Там, где другим приходилось тратить время на поиск перевозчиков, выбирать, у кого подешевле, мы уже приступали к делу. Так же и с поставщиками. Когда ты перевозчик, то по сути выступаешь связующим звеном между производителем стройматериалов и заказчиком и, конечно, потом слышишь отзывы одних о других, делаешь выводы. Так что у кого закупать тот же бетон, знаем наверняка. В итоге поначалу заказчики даже удивлялись, почему мы так быстро возводим объекты, то есть это было непривычно. Ну и, конечно, то, что мы работаем на своей спецтехнике, отразилось на стоимости работ. В целом стройка у одного подрядчика стала клиентам обходиться процентов на двадцать ниже, чем если бы они заказывали эти этапы у разных предприятий.

 

  • – А вам в свою очередь, уйдя в строительство, чему-то удивляться пришлось?

– Были вещи, которые и нас удивляли. Например, полная проверка службами безопасности заказчиков. Мы ведь работаем с крупными предприятиями. Если хочешь быть их подрядчиком – будь готов, что тебя будут проверять от и до. Вплоть до кредитной истории. Они постоянно сопоставляют: цена – качество – объем. С другой стороны, то, что мы все эти проверки проходили и к нам не возникало вопросов, говорит о нашей надежности.

 

  • – Сегодня вы себя больше ощущаете кем – строителем или перевозчиком?

– Для меня эта две сферы теперь стали неразделимы. Сегодня других застройщиков я уже воспринимаю не как заказчиков, а как коллег. В это воскресенье, 11 августа, в России отмечают день строителя. Я бы хотел поздравить всех, кто выбрал эту профессию. Она действительно является незаменимой и нужной. Этот труд – основа жизни города, районов, края. Пусть ваш труд всегда будет оценен по достоинству. Желаю вам новых успехов, интересных проектов. Пусть построенные вами здания будут надежными и крепкими. Желаю вам совершенствовать свое мастерство и всегда получать удовольствие от своей работы!

 

Читать в полной версии ➔