Бийчане получили многотысячные счета за тепло из-за морозов
Литературным словом не сказать...
Жалобы на рост сумм в квитанциях звучат и от абонентов малых котельных, которые в декабре еще обслуживал МУП «Водоканал», и от абонентов «Бийскэнерго», снабжающего теплом большую часть жилфонда Бийска.
Сообщения в соцсетях больше напоминали лозунги на митингах. Возмущение все больше облекалось в ненормативную лексику, а самое приличное, но отнюдь не самое приятное, было прописано цифрами: 4800, 5200, 7100...
Как всегда, в период холодов больше всего не повезло жителям Заречья и потребителям тепла, поставляемого малыми котельными.
Во время последнего повышения тарифов, проходившего летом 2020 года, цены зафиксировали на следующем уровне:
- 1732,63 ₽ за Гкал для бийчан, чьи дома отапливает ТЭЦ;
- 2954,06 ₽ за Гкал для абонентов МУП «Водоканал».
У кого из них сумма в квитанциях оказалась выше, угадать несложно.
Не совсем на равных
При этом надо отметить, что абонентам малых котельных разницу в тарифах двух теплоснабжающих организаций возмещают. То есть после оплаты по высокому ценнику от МУП «Водоканал» таким бийчанам делают перерасчет до уровня тарифов от «Бийскэнерго» и компенсируют разницу. Но не все так гладко. Оформляются субсидии не на всю площадь жилья, а лишь на социальную норму – определенную площадь жилья в расчете на одного человека. Такая схема применяется с 2013 года.
Субсидируется оплата на тепло в зависимости от числа людей, прописанных в данной квартире или доме, если он стоит «на трубе». Нормативная площадь такая:
- если проживает один человек – 33 м2;
- если проживают два человека – 21 м2 на каждого;
- если проживают три человека – 18 м2 на каждого;
- если проживают четыре человека – 15 м2 на каждого;
- если проживают пять и более человек – 13 м2 на каждого.
Смухлевать с этой схемой не удастся. Субсидии оформляют только на супругов и их дети, так что прописанные в квартире «призраки» на общую сумму компенсации никак не повлияют.
Так что больше всего разница тарифов, особенно в холода, бьет по одиноко проживающим людям.
Кстати, именно обращения по субсидированию коммунальных услуг остаются лидерами в запросах к органам соцзащиты.
Один тариф на всех
О том, что в городе намерены справедливо уравнять тарифы для абонентов ТЭЦ и малых котельных, в Бийске говорят уже не первый год. Однако четкие сроки, когда это произойдет, стали обозначать только в конце 2020 года, когда передача малых котельных в распоряжение Сибирской генерирующей компании уже не была вопросом. Вопрос был, когда именно. Ведь с этого момента должно произойти уравнивание тарифов ТЭЦ «Бийскэнерго» и малых котельных.
Екатерина Косогова, директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании, поясняла, что переход на новый тариф произойдет не раньше июля следующего года. С момента принятия решения о переходе на метод альтернативной котельной пройдет не меньше пяти месяцев.
Пока же предполагается, что с передачей котельных тариф от «Бийскэнерго» останется тем же, а для абонентов малых котельных он снизится до уровня тарифа от ТЭЦ – без всяких субсидий, привязанных к числу прописанных или квадратным метрам. Муниципалитет в свою очередь только за один год сэкономит на этом около 100 млн ₽, которые прежде направлял на субсидирование разницы тарифов.
В администрации Бийска объявили, что введение такого уравнивания ожидается задним числом – с 1 января 2021 года.
– Установление единого общегородского тарифа за тепло приведет к снижению начислений для потребителей тепловой энергии от малых котельных, – пояснили в мэрии.
Однако, по данным «БР», муниципалитет передал еще не все имущество малых котельных в распоряжение СГК, а также данные с базами абонентов. На вопрос, не отложится ли снижение тарифа для абонентов малых котельных, если передача не произойдет в ближайшее время, нам ответили, что ключевое слово в этих планах – «ожидается».
Холодно и дорого
Однако не только квитанции абонентов малых котельных вызвали шок. У получателей тепла от ТЭЦ вопросов тоже немало. По сравнению с ноябрем суммы в квитанциях выросли на 2–3 тыс. ₽.
Комментировать ситуацию пришлось даже городским чиновникам. В администрации Бийска отреагировали на многочисленные возмущения:
В настоящее время теплоснабжающие организации города Бийска работают в штатном режиме. Температура теплоносителя в системе соответствует утвержденному графику в соответствии с температурой наружного воздуха. Массовых обращений от жителей города на низкую температуру в жилых помещениях нет. Незначительное снижение температуры в отдельных домах связано с продолжительными низкими температурами воздуха. Начисление оплаты осуществляется исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета.
Тем не менее в первую декаду января жалобы на холод в доме действительно были. В СГК за новогодние каникулы было, например, 86 обращений. Как поясняют теплоэнергетики, одной из причин этого стала некачественная регулировка систем отопления.
В отдельных многоквартирных домах еще до холодов решили снизить потребление тепла и с помощью запорной арматуры «прижали» поступление ресурса в дом. А накануне морозов никто не вернул прежние параметры подачи теплоносителя, из-за чего в квартирах резко похолодало.
Напомним, холодать в Бийске стало в последние дни декабря.
В пик морозов по тепломагистралям гнали чуть ли не пар. Температуру теплоносителя подняли до + 95 градусов. Этим и объясняется увеличение сумм в квитанциях: из-за значительного похолодания энергопредприятия перешли на более интенсивную работу оборудования, обеспечивающего циркуляцию теплоносителя в сетях.
То есть температура сетевой воды на подаче в отапливаемое здание из-за морозов всегда выше, чем в дни с более комфортной температурой наружного воздуха. Это в свою очередь увеличило фактическое потребление энергоресурсов и привело к росту стоимости услуги в квитанциях.
Судя по тому, что первая половина января также выдалась морозной, суммы в квитанциях, которые бийчане получат в феврале, скорее всего, будут не слишком отличаться от нынешних.