Бийский Исправительный центр скоро может оказаться забитым под завязку
Руководство Исправительного центра Бийска обратилось к бийским предприятиям с предложением наладить взаимовыгодное сотрудничество. Центр УФСИН поставляет кадры – предприятия делятся работой.
Места заканчиваются
– В основном это осужденные на исправительные работы сроком от 2 месяцев до 5 лет, – рассказывает Алексей Владимиров, начальник Исправительного центра в Бийске. – Наша задача – трудоустроить их, сделать так, чтобы человек вливался в социум. Исправительные центры работают по всей стране, и многие из них уже заполнены на сто процентов. Сегодня к нам направляют осужденных даже из Красноярского края и Омской области. Новые люди прибывают каждый день. В нашем центре сегодня около 20 человек из 100 возможных. Но в ближайшие два-три месяца, я думаю, он заполнится.
Сегодня нанимают осужденных в основном деревозаготовщики, дорожники и строители. Пока предлагаемых вакансий хватает. Но и центр заполнен не полностью. Теперь же в УФСИН активно призывают предприятия нанимать на работу их «постояльцев». Решаются не все.
Спрос и предложение
Вообще, конечно, можно предположить, что пока относительно новое для Бийска явление вызывает разные чувства у горожан. Например, в сети, когда активно обсуждалось открытие Исправительного центра, многие выказывали опасение, что осужденные отнимут рабочие места, которые в городе и без того не в избытке. Однако практика показала, что работать с такими людьми готовы не все. И дело не столько в опасении брать человека со статьей, как в своих собственных грешках – ведь вся бухгалтерия по ним должна быть проведена по-белому, чем многие пренебрегают. При этом никаких послаблений, например налоговых льгот для предприятий, принимающих на работу осужденных, нет. Государство закрепило такую возможность на региональном уровне, но в дотационном крае обошлись без этого. Кроме того, к визитам инспекторов УФСИН готовы не все. Да и преимущественно вакансии рабочих пользуются спросом не всегда. Большинство находящихся в поиске ищут места в офисах, а отнюдь не у станков и уж тем более за метлами. О кадровом голоде на рабочие специальности предприятия заявляют давно – и вот хоть какой-то решение.
Все по-белому
Другой вопрос – заработная плата. Осужденные на исправительные работы не могут получать ниже МРОТ. Сегодня это около 13 тыс. руб. «Если будут работники, готовые работать за МРОТ, зачем работодателю поднимать зарплату?» – тоже часто звучало от комментаторов. Оказалось, МРОТ МРОТом, а получают те же осужденные подчас больше средней зарплаты по городу – около 30 тыс. руб. Если есть решение суда об удержании средств обвиняемого по уголовному делу – часть зарплаты уходит напрямую приставам. Это от 5 до 20 процентов от зарплаты. Из оставшейся суммы нужно еще оплатить коммуналку – свет, воду, отопление. Койкоместо в исправительном центре не дорогое. Все остальное – в распоряжении осужденного.
– У пребывающих в Исправительном центре есть определенные ограничения, но в основном за ними закреплены права такие же, как за всеми гражданами: они могут пользоваться сотовой связью, деньгами, у них есть выход в интернет, – говорит Татьяна Исакова, начальник отдела по контролю за исполнением наказаний УФСИН России по Алтайскому краю.
Почти как дома
Осужденные живут в общежитии, открытом рядом с колонией-поселением, но условия пребывания в Исправительном центре значительно мягче, как и преступления, за которые они отбывают наказание здесь, – драки, мошенничество и т. п.
В зависимости от площади комнаты живут здесь от четырех до восьми человек. Для каждого предусмотрена кровать, стул и тумбочка, в которой все принадлежности, в том числе и парфюм.
В отведенное время к ним смогут приезжать родственники.
Посидел, поработал
Каната в августе 2016 года за совершенное преступление суд приговорил к 2 годам 8 месяцам лишения свободы и отправил его в колонию-поселение. Потом за хорошее поведение парня перевели в Исправительный центр. Сегодня он работает в Бийском лесхозе. Начинал сортировщиком, дальше пошел на повышение – Каната перевели в цех.
На свободу – со специальностью
Наказание не из худших. Более того, многие с этими ребятами были бы не прочь обменяться местами: официальное трудоустройство, белая заработная плата, неплохие условия проживания, вполне сравнимые с общежитием. Многие из тех, кого устроили на бийские предприятия, уже задумываются: а не остаться ли здесь и после освобождения? Специальность уже освоена, с коллективом слились, начальство отзывается хорошо.
– Ребята все здравые. От простого народа, пришедшего работать добровольно, ничем не отличаются. Я бы даже отметил их с лучшей стороны. Они действительно работают и показывают себя неплохо, – говорит Александр Лапиго, начальник производства Бийского лесхоза.
Женщин в исправительном центре пока немного. Кстати, на них уже появился спрос. Так, одно из бийских предприятий готово взять на работу швей, если те появятся. Пока же в Исправительный центр прибывают в основном мужчины. Некоторых рекомендуют, как в рекламе: штучный товар, например повар-кондитер четвертого разряда или сварщик – пятого.