Бийский рабочий

Бийский школьник знает, как переработать отходы деревообработки

Читать в полной версии ➔

Бийский восьмиклассник Иван Шивцов предлагает заботиться об экологии с выгодой для экономики. Например, пускать пни и опилки не в печь, а на переработку.

О борьбе с масштабной вырубкой леса сейчас говорят часто. Экологи борются за то, чтобы превратить боры и рощи в заповедники, а промышленники предупреждают, что без древесины современной цивилизации не обойтись.

Восьмиклассник гимназии № 11 Иван Шивцов предложил свое решение проблемы. Школьник уверен – сохранить леса получится, если правильно организовать переработку древесины. Заготовка леса должна стать безотходным производством.

– Алтайский край – большой природный комплекс, – объясняет Иван. – А деревья – «легкие» нашей страны. Поэтому мы анализируем такую проблему, как вырубка лесов. Даже после законной вырубки остается множество неделовых отходов, а их можно было бы использовать. Это пни, крупные ветки, опилки. Нам уже было известно, что древесную зелень можно использовать как фармацевтическое сырье. Вот и решили дальше развивать это идею, чтобы связать воедино промышленность, экономику и экологию.

Утилизировать отходы, одновременно развивая местную промышленность и сохраняя лес, можно разными способами. К самому выгодному автор проекта пришел случайно. Узнал, что одно барнаульское предприятие делает деревянные игрушки, и решил – хорошо бы заменить цельные кедры и березы отходами лесной переработки. Крупные спилы вполне подойдут для конструкторов или сувениров, а опилки станут, например, наполнителями для кошачьих туалетов. Так можно и много деревьев от порубок спасти, и наладить доходное производство в регионе.

Совместить экологию и экономику восьмикласснику гимназии № 11 предложила учитель географии Наталия Карева. Вместе с руководителем Иван подготовил проект, который поразил экспертов со всей страны. Бийский школьник сначала выступил со своей идеей на краевом конкурсе, а уже через несколько месяцев стал финалистом Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева в Москве.

– Работу мы делали частями: сначала выступили на городском конкурсе, учли все рекомендации, отправились на краевой, – вспоминает Наталия Сергеевна. – Тема была Ване интересна, он настолько в нее вжился, что рассказывал так, как будто сам реализовал проект. Экологичное производство вообще довольно актуальная тема в современной России.

Такого результата юноша не ожидал. Соперники рассказывали о серьезных и глубоких исследованиях, но преимущество все-таки было на стороне бийчанина. Иван оказался единственным конкурсантом, объединившим в проекте две актуальные сферы – экономику и экологию.

Перерабатывать отходы производства для Бийска и Алтайского края жизненно важно, – рассказывает школьник. – То, что сжигают многочисленные предприятия, не уходит просто так куда-то – сажа и дым остаются здесь. Многие привязывают сюда то, что начинают таять ледники. Но я бы сказал, что экологическая ситуация в общем ухудшается. Земля получает слишком много перегнившего материала плюс повышение температуры.

Иван признается, что интересную тему можно продолжать развивать дальше. Например, подумать над созданием собственного бизнеса или переработать проект для какого-то крупного производства.

Думаю, что основными направлениями работы над проектом будет его участие в рынке, – рассказывает Иван. – Мы сталкиваемся с жесткой конкуренцией, и нужно привлечь покупателей чем-то более интересным, чем качество и цена. Сейчас есть множество качественных и недорогих товаров, поэтому привлекать клиентов нужно какой-то своей изюминкой.

Такому успеху семья финалиста радовалась едва ли не больше него самого. Иван отмечает, что без помощи родителей на всероссийский конкурс он бы не попал. Родные вечерами просиживали вместе с ним над проектом, помогали исправлять замечания. Папа следил, чтобы Иван оформил работу по всем правилам и не допустил фактических ошибок. Мама искала примеры на сайтах – как арендовать помещения или где взять оборудование.

Поездка в столицу запомнилась Ивану не только выступлением на конференции. Бийчанин побывал в столичных вузах и теперь думает, где стоит продолжить образование. Рассматривает восьмиклассник и алтайские вузы, например АлтГТУ.

Читать в полной версии ➔