Ждали почти полвека: «БР» вспомнил, каким был путь парка на Зеленом Клине
Долгие годы участок на Зеленом Клине, за «Ривьерой», был простым пустырем, а сегодня здесь вовсю ведутся благоустроительные работы. Бийчане меж тем выбирают имя для будущего парка. А «БР» решил вспомнить, как долго Зеленый Клин шел к тому, чтобы стать действительно зеленым.
С бульваром и речным вокзалом
Конечно, идея создания парка в этом месте не нова. Она очевидна, и напрашивалась давно. Леонид Гаркавый, председатель бийского горисполкома, развитие города видел именно в сторону Зеленки, неприметного, болотистого и вечно затопляемого района. Многим его планы казались немыслимыми. Говорили, мол, тут ничего построить не получится.
Еще в 60-е годы, специалисты все больше склонялись к тому, что строить город надо вверх – на гору, осваивая земли, в народе известные как Витамин. Сели, подсчитали. Оказалось, тянуть туда сети коммуникаций вышло бы излишне накладно для городской казны. И Гаркавый решил – надо строить на Зеленом Клине. Во-первых, проще решался вопрос с коммуникациями. Во-вторых, новый район соединил бы новый город, район «стройки» и старый.
И ведь построили! Правда, для этого пришлось провести поистине масштабные подготовительные работы, ведь почти вся Зеленка намывная. Чтобы поднять этот район до незатопляемого уровня, пришлось намыть около пяти миллионов кубометров грунта. Сделали. После этого здесь стало возможным строительство и пяти- и девятиэтажек.
Строительство тут планировали вести комплексно. В проекте значилось появление поликлиники, дома быта, большого магазина, почты, спортшколы и даже кинотеатра и бассейна. Как говорил Леонид Гаркавый, Зеленый Клин, по сути, должен был стать чуть ли не отдельным городком в городе Бийске – современным, удобным, архитектурно выверенным.
«А главное, с застройкой Зеленого клина город, наконец, вышел бы к реке, - делился с корреспондентом «БР» Леонид Гаркавый. – Красивая набережная протянется от ТЭЦ до моста, здесь будет создана обширная зона отдыха. Если учесть, что здесь замечательный микроклимат, свежий воздух и река рядом, то скажем уверенно, что это будет лучший район Бийска!»
17 мая 1973 года авторский коллектив института «Ленгипрогор» утвердил план генеральной застройки микрорайона. Были в нем и широкий зеленый бульвар, и привокзальная площадь у речного вокзала, а ближе к реке планировался парк, плавно выводящий бийчан к набережной.
Бизнес не помог
То, какой мы видим Зеленку сегодня, - отголоски этого проекта. Самый заметный «осколок» - дуга улиц Машиностроителей и Стахановской. Это лишь незаконченная часть стройки. Таких полукругов должно было быть несколько, а заезды в них лучами расходились бы из точки, где были сосредоточены социально-культурные учреждения нового района, как раз на месте нынешней «Ривьеры». А за этим комплексом должна быть разбита садово-парковая зона. В 1989 году строительство этого центра даже началась, но его так и не возвели.
Перестройка внесла свои коррективы. Старые проекты сворачивали, новые – по комплексности и масштабности не шли ни в какое сравнение. Равнение было на «здесь и сейчас». Зелени становилось все меньше, и за Зеленкой в народе прочно закрепилось название «Бетонный Клин».
Стройка стихла. Место, запланированное под комплекс учреждений, стало превращаться в пустырь, который не застраивали до начала 2000-х годов. Тут был и рынок, и автостоянка. Здесь же делали остановку гастролирующие цирки и луна-парки. Затем начали строить «Ривьеру».
Тогда у местных жителей зародилась надежда, может быть, бизнес доведет до ума то, что ввиду перемен не удалось сделать городу? Одно время ходили разговоры, что парк за «Ривьерой» появится, это будет одна из развлекательных площадок с небольшими уличными кафе – пусть и зона с коммерческим уклоном, но хотя бы благоустроенная. Но до этого дело так и не дошло.
Человек с Зелёнки
Пустырь остался пустырем и стал превращаться в свалку. Сюда везли строительный и бытовой мусор. Зимой здесь начали разгружаться машины со снегом, собираемым с дорог. А он – с бензином, маслами. По весне все уходило в реку и землю. Конечно, местных жителей все это не устраивало.
Одними из первых, кто начал бить тревогу, что прямо в центре города погибает уголок, из которого можно было бы сделать «конфетку», стала семья Конончук - Виктор Дмитриевич со своей неизменной помощницей, супругой Людмилой Алексеевной, ставшей «секретарем» в долгой, но небезуспешной переписке с чиновниками.
Еще до того, как в город стали приходить федеральные средства на благоустройство парков и скверов, Виктор Конончук начал, что называется «пробивать варианты», каким образом можно навести порядок на пустыре. Посылал запросы, подбирал в активисты молодежь, искал, кто бы взял на себя создание хотя бы первоначального дизайн-проекта парка, что исходя из него понимать, какие работы необходимо тут проводить и в какую сумму они бы обошлись. Сам производственник, Виктор Дмитриевич прекрасно понимал, без этих проектов и ориентировочных просчетов, с одними лишь «хочу» и «надо бы» разговаривать с руководством города было бы не о чем.
То, что место это идеально для парка, Виктор Дмитриевич доказывал с научной точки зрения, поясняя, что такое «эффект трубы речного русла». Заключается он в том, что вдоль реки, включая участки прилегающих территорий по берегам, воздух как бы идет, а не стоит, и из-за этого он может быть гораздо чище, чем, скажем, в паре сотен метров. Территория за «Ривьерой» как раз входит в эту чистую зону. Второй немаловажный фактор – транспортная доступность для тех, кто передвигается и на автомобиле, и на общественном транспорте. При этом участок хоть и находится в центре городе, а все же отдален от дороги, значит, и от запаха бензина, выхлопных газов, автомобильного шума. Выход к реке – «вишенка на торте».
Так, негласно, Виктор Конончук стал лидером инициативной группы, выступавшей за возрождение проекта благоустройства. Группа эта, скажем прямо, пополнялась членами, и довольно активными с завидным постоянством, которые в свою очередь открыто приписывали себе заслуги Виктора Дмитриевича.
Однако хода у проекта так и не было. По самой банальной причине – отсутствия в бюджете города таких средств, чтобы потянуть подобный проект. Надеяться на его исполнение без помощи свыше даже не приходилось.
От неверия к ажиотажу
В 2017 году у жителей Зеленого Клина, разделявших идея Виктора Дмитриевича, вновь загорелись глаза. Стало известно, что Бийск будет принимать участие в партийном проекте «Единой России», направленном на ремонт как дворов многоэтажек, так и общественных территорий - парков и скверов.
Проект этот родился не на пустом месте. В ходе предвыборной кампании в Государственную Думу по всей стане отмечали, что одними из самых актуальных и частых вопросов во время встреч с избирателями были вопрос благоустройства дворов, создания комфортной городской среды, развитие общественно-культурного пространства.
В «ЕР» поясняли: удовлетворение этих запросов граждан и стало одним из приоритетов партии. Проект программы готовили не один месяц, но уже на первой стадии была установка – решать вопросы благоустройства городской среды на местах власти должны только в связки с населением.
Поначалу реакция со стороны горожан была осторожная. Многие просто махали рукой: «Да все равно ничего не сделают! За бесплатно-то!». Бесплатным, конечно, проект не был. Из федерального бюджета в город начали поступать средства. Партия добилась выделения денежных средств от государства для обустройства дворов и общественно-значимых объектов в городах.
Видя происходящее, еще недавние скептики стали выстраиваться в очередь, чтобы стать участниками программы.
«Если вспомнить 2017 год, инициатива граждан была, мягко говоря, невысокой. Все помнят, как по окончании строительства сдавался Петровский бульвар. Много было вопросов по нашей малой архитектурной форме «Золотые ворота». Но это отчасти явилось следствием той неактивной позиции нашего общества. Ведь когда проводился опрос, общественные обсуждения проекта, активность была почти нулевой. Всего 260 жителей Бийска тогда приняли участие в обсуждении. Эту ситуацию нужно было менять», - говорил тогда мэр Александр Студеникин.
Действительно, инициатив о благоустройстве общественных территорией тоже с каждым годом становилось все больше. Кому отдать приоритет, решали рейтинговым голосованием.
В 2019 году, когда бийчане выбирали, чей черед пришел ремонтироваться, жители Зеленого Клина проявили настойчивость. За благоустройство территории за «Ривьерой» отдали голоса более 10 тысяч человек. Учитывая, что в этом районе проживет около 40 тысяч бийчан, выходит, что почти каждая семья приняла участие в опросе.
Сегодня работы по созданию будущего парка вошли в активную фазу. Конечно, обустройство прежних бульваров обходились городу дешевле проекта парка на Зеленке, который не ремонтируют, а создают с нуля. Подрядчиком здесь выступает барнаульская компания ООО «Гарант», а сумма контракта оценивается в 62 млн руб. Бийчане же внимательно следят, как продвигаются здесь дела, подчас делясь замечаниями. Удивительного в этом ничего нет. Появление этого парка здесь ждут уже почти 50 лет. И вот, наконец-то, дождались.