Центральная городская больница Бийска готовится отметить юбилей
Едва ли найдется бийчанин, которому нужно расшифровывать, что такое ЦГБ. Заречный больничный комплекс давно стал оплотом бийской медицины. Стационар, инфекционное отделение, роддом, травмпункт – назвать это просто «больницей» не получится. Скорее, это настоящий городок, в котором каждую минуту спасают чью-то жизнь.
Строился он не сразу. Начали с инфекционного отделения, затем появился стационар, а в 1989 году открылась поликлиника. В нынешнем году этому звену ЦГБ исполняется 30 лет.
Даже и не думали...
На самом деле само здание строители сдали в 1988 году, но еще несколько месяцев ушло на переезд, установку оборудования, завоз мебели. В итоге первых пациентов поликлиника больничного комплекса приняла в марте 1989 года. Коллектив отпраздновал 8 Марта и приступил к работе. А ведь еще за три года до этого медперсонал поликлиники едва ли мог подумать, что однажды будут работать на Садовой.
К середине 80-х годов жителей Заречья обслуживали две поликлиники: на льнокомбинате и на улице Тургенева. И ни в одном из них о грядущем объединении не помышляли. Напротив, в каждой из них строили свои планы на
будущее.
Например, в поликлинике на льнокомбинате, в стареньком деревянном одноэтажном здании, понимали: надо расширяться. Руководившая в те годы поликлиникой Наталья Быкова уже договорилась с руководством льнокомбината, работники которого и обслуживались в медучреждении, что предприятие окажет помощь в возведении пристроя из шлакоблоков.
Более того, к этому строительству уже успели приступить. Пристрой из шлакоблоков понемногу стал появляться, когда в горздравотделе сообщили: планы меняются. Новая поликлиника в Заречье будет рядом с больничным комплексом (названия Центральной городской больницы еще не было).
…и наконец построили
Претендентов на роль заведующего поликлиникой было несколько, но в конечном итоге в горздраве определись: возглавит новое звено Наталья Быкова.
– Все начиналось с нуля, с фундамента, – вспоминает Наталья Алексеевна. – Нужно было понимать, что делать, вникать в суть строительства и разговаривать с подрядчиками на их языке. Впрочем, со строителями нам несказанно повезло, отношения сложились сразу. Руководителем стройуправления тогда был Павел Андреевич Никифоров. Он постоянно говорил: вы просто скажите, что вам нужно. И мы говорили, обсуждали проект, правили его не раз в ходе стройки. Ведь проект поликлиники был типовой, но появлялись новые задумки, например – присоединить к поликлинике травмпункт и станцию скорой помощи. Конечно, нужно было вносить изменения. И строители шли навстречу.
Почти три года Наталья Алексеевна жила между приемами в поликлинике и стройплощадкой. В какой-то момент белый халат и вовсе пришлось оставить, чтобы все время посвятить проекту. По сути, она освоила новую специальность, изучила строительство от и до. Ведь говорить просто «хотим» было бы неправильно, нужно было еще объяснить, «зачем». С утра до вечера приходилось сидеть над проектом. За чертежами скрывались не абстрактные линии – нужно было понять все до мелочей: что будет встречать пациентов на входе, в какую сторону будут открываться двери, как расставить мебель, чтобы было удобно и медикам, и пришедшим на прием.
Даже с бассейном!
В итоге в больничном комплексе появилась современная поликлиника. На ее базе возводили городской травмпункт, который с самого начала работал круглосуточно, а также отделение станции скорой помощи, женскую консультацию, кабинет коррекции зрения, стоматологию, кабинеты лора, маммолога, рентгеноскопии и флюорографии. Здесь же расположилась лаборатория.
Были и совсем необычные для Бийска задумки. Например, в здании поликлиники появился бассейн! Его планировалось использовать для пациентов, нуждающихся в реабилитации, или при занятиях лечебной физкультурой. К сожалению, развития этот проект не получил. Бассейн оказался слишком дорог в содержании, и вскоре его закрыли, а на его месте разместили стоматологию.
Все свои
Ольга Корнеева, заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности, присоединилась к объединенному коллективу двух поликлиник через несколько месяцев после переезда. До этого Ольга Ивановна работала в поликлинике на Тургенева и, когда получила приглашение от Натальи Быковой перейти в новое медучреждение, долго не думала. Было интересно. Сам процесс переезда Ольга Ивановна не застала – была на учебе, а потому пришла уже сразу в работающее звено.
Масштабы, конечно, поразили. Как и на льнокомбинате, здание поликлиники на улице Тургенева тоже нуждалось в обновлении. Помогали предприятия, в основном автоколонны. Было даже свое распределение: одни отвечали за крышу, другие – за отопление. После небольшого здания тридцатилетней постройки поликлиника на Садовой вызывала восторг: просторные холлы и кабинеты, новое оборудование.
– Главное, сложился замечательный коллектив, – говорит Ольга Ивановна. – Во-первых, со многими мы были хорошо знакомы, ведь в поликлинику перешли медработники двух других. Были и новые лица. И всеми нами двигало одно: желание помочь пациенту.
Здесь действительно собрались люди, чьи фамилии в мире медицины хорошо известны. В новую поликлинику пришли супруги Скоковы – Валентина Ивановна и Анатолий Исидорович. Женскую консультацию возглавила Любовь Давыдовна Скрыниченко. Ольга Михайловна Гарус пришла маммологом.
Стали еще ближе
Поликлиника, хоть задумывалась отдельным структурным подразделением комплекса, оказалась тесно связана со стационаром. Кстати, всем известного перехода из одного здания в другое изначально не было. Однако то, как удобно работать в режиме взаимодействия, стало понятно сразу. Во-первых, близость к комплексному стационару помогала в экстренных ситуациях, когда требовалась срочная госпитализация больного, пришедшего на прием. Во-вторых, на самих приемах нередко можно было увидеть специалистов стационара. В-третьих, лаборатория поликлиники быстро стала централизованной. Поняв, что каждый раз неудобно ходить из одного здания в другое, медики попросили построить переход. Так он и появился.
Пережили
На смену стабильности пришли непростые девяностые. Было тяжело, как всем. Частично зарплаты получали тушенкой и вещами, но до забастовок дело никогда не доходило.
Удивительно, но все сложности мало сказались на пациентах. Даже перебоев с лекарствами почти не было. Во-первых, к заречному комплексу отношение всегда было особое. Здесь собрался весь цвет медицины, здесь работали такие отделения, как нейрохирургия, экстренная хирургия, кардиология. Конечно, снабжение комплекса было в приоритете. Кроме того, душевные отношения сыграли
свою роль.
В те годы на территории комплекса работала аптека, руководила которой Мария Ивановна Иванова. Она всегда входила в положение и отпускала лекарства по мере необходимости, а хозрасчет проводили позже, как могли.
Первый компьютер
Ситуация начала выравниваться, и новые веяния жизни отразились на работе поликлиники. В 1998 году на смену Наталье Быковой пришла Надежда Волощенко. Поликлиникой она руководила до 2015 года, а сегодня работает здесь заведующей дневным стационаром.
– Я пришла, когда поликлиника уже была поставлена на рабочие рельсы, – вспоминает Надежда Степановна. – Конечно, возникали рабочие моменты, но они быстро улаживались. А вот чего хотелось, так это компьютеризации. Мы уже тогда знали, что техника облегчает работу с данными, но как это происходит практически, никто не знал.
И вот в конце 90-х в поликлинике ЦГБ появился первый компьютер. Его покупали за счет личных средств медучреждения. Был он тогда не новый, а б/у, но и такой по тем временам считался настоящим чудом техники. Посмотреть, что это такое, собрались абсолютно все сотрудники. И все понимали: техника редкая, дорогая, так что от незваных гостей на всякий случай на окна кабинета, в котором установили компьютер, поставили решетки. Следили за ним днем и ночью.
Новые технологи потребовали новых знаний. Так, регистраторам пришлось закончить курсы по овладению новой техникой. Каково же было удивление, когда все поняли, что всего одной машины хватает, чтобы разгрузить работу и мгновенно получать доступ к необходимым данным! А вот массовая компьютеризация поликлиники началась чуть позже, в 2005 году.
Бабушки – активные юзеры
О том, как помогают информационные технологии, лишний раз говорить не приходится. Только вдумайтесь: ежедневно в поликлинику ЦГБ приходит около тысячи пациентов. На каждого из них нужно заполнить формуляр, и не один – законодательство в сфере здравоохранения ужесточается, и каждый этап лечения нужно фиксировать. Конечно, это приводит к очередям. Однако как с ними бороться, экономя время пациентов, в ЦГБ придумали еще около семи лет назад. Здесь ввели несколько вариантов записи на прием к специалистам.
Так, например, можно традиционно прийти в регистратуру, позвонить по телефону или записаться с помощью информационных технологий – через интернет на портале госуслуг или через инфомат, стоящий тут же, в холле. С помощью умной машины можно выбрать удобное время и специалиста. Аппаратом активно пользуются люди всех возрастов. Как с ним работать, понятно на интуитивном уровне. Но даже если возникнет заминка – ничего страшного, на помощь придет регистратор.
– Поначалу, когда мы только внедряли эти технологии, нередко приходилось слышать ропот со стороны пациентов: как так, почему те, кто через эту штуку записался, проходят вне очереди? – вспоминает Любовь Фёдорова, заведующая поликлиникой с 2015 года, – но таких было немного. Мы отслеживали число пациентов, которые записались через интернет: набиралось человек 20–30 на тысячу. А сейчас дистанционной записью люди пользуются очень активно. И не только молодежь – сегодня старшее поколение приучило своих внуков записывать их через интернет.
В итоге при том, что поликлиника открывается в 7.30, с утра людей здесь совсем немного. Никто просто и не думает встать пораньше, чтобы получить заветный талончик.
В ближайших планах поликлиники ЦГБ – сделать обращение пациентов еще более удобным. Для этого здесь внедряют принцип «бережливой поликлиники». Главная задача проекта – сберечь время и пациента, и врача на организационные моменты и больше времени уделить непосредственно приему. Для этого в поликлинике намечается реконструкция, которую сами сотрудники называют отличным подарком к юбилею. После нее пациенты не будут отправляться в регистратуру, а сразу, раздевшись в гардеробе, подниматься в кабинет специалистов. Их амбулаторные карты будут уже на месте.
– Думаю, наши пациенты быстро оценят перемены. На схему работы по принципу «открытой регистратуры» перешли в 4-й горбольнице, в детской поликлинике. Мы посмотрели, как это работает там, и сейчас готовы применять в поликлинике ЦГБ. Но эти новшества сводятся не только к тому, чтобы освежить холлы и провести ребрендинг помещения, – говорит Сергей Некрасов, главный врач Центральной городской больницы. – Это именно новый подход к самой схеме работы. Да, ремонт, который намечается в поликлинике, – это то, что видно глазу. Но помимо помещений обновится и информационное обеспечение, коммуникации между регистратурой и врачом. И в результате промежуток времени между заходом пациента в поликлинику и встречей с врачом максимально сократится.
С пациентом заодно
Меняются и сами пациенты. С одной стороны, они становятся все более требовательными. Хорошо это или плохо, пусть каждый решает сам. Но во многом желание контролировать ход своего лечения – следствие информированности. Телевидение, газеты и, конечно, специализированные интернет-сайты дадут не один совет, как чем и от чего лечиться. Медики не спорят: заинтересованность пациента в своем здоровье – лучший помощник врача.
Только вот от лечения по интернет-шаблону или от следования модным, но непроверенным, а порой и откровенно сомнительным течениям лучше все-таки воздержаться. Для того врач и нужен, чтобы подобрать индивидуальное, подходящее именно вам лечение. А ведь для этого порой приходится и поспорить с пациентом, и буквально заставить его сходить к тому или иному узкому специалисту. И это зачастую спасает жизнь.
В поликлинике ЦГБ нередки случаи, когда спустя пару месяцев на пороге врача появляются те же капризные пациенты и говорят доктору спасибо, потому что на ранней стадии удалось выявить и, главное, вылечить страшную
болезнь.
– Когда в 2013 году начиналась диспансеризация, нам буквально приходилось уговаривать ее пройти тех, кто просто пришел на прием, – говорит Любовь Фёдорова. – А сегодня люди, видя, что на прием зовут граждан их года рождения, сами приходят. И не потому, что болит. А для того, чтобы не болело. Здесь в зависимости от возраста людей направляют на тот или иной комплекс обследования. Специалист не просто проверяет физическое самочувствие, но и оценивает, какой образ жизни ведет пациент. И обязательно дает рекомендации, что изменить, чтобы реже приходить к врачам. Приятно, что большая часть к ним прислушивается. Психология людей меняется. Здоровый образ жизни входит в моду – и это хорошо!
Спасибо, доктор!
Даже если когда-то поликлиника и задумывалась как отдельное звено, сегодня команда ЦГБ едва ли делит себя по подразделениям. Штат медперсонала комплекса насчитывает более тысячи человек, и каждый знает, когда потребуется помощь коллег, они придут, неважно, относятся они к поликлинике или к стационару.
– В первую очередь нужно понимать, что ЦГБ – это многопрофильное медучреждение, самое крупное в Бийской медико-географической зоне. А по объемам оказанной помощи уступает лишь краевой клинической больнице. На нашей базе сегодня функционируют 12 межрайонных отделений. И я с трудом могу представить ЦГБ без поликлиники, – признается Сергей Некрасов. – Конечно, во многом работа комплекса сосредоточена на оказании экстренной медицинской помощи, но все плановое лечение начинается именно с поликлиники. Скажу больше: развитие многих болезней удалось предупредить после того, как началась диспансеризация. Кроме того, на базе поликлиники работает дневной стационар, в котором есть возможность получить полноценное лечение, не лишая при этом себя домашнего комфорта.
Мы делаем все для наших пациентов и надеемся, они это ценят. В том, что это так, коллектив Центральной городской больницы, убедился как раз накануне юбилея поликлиники. 6 марта в Барнауле в ходе расширенной коллегии Минздрава Алтайского края с участием губернатора Виктора Томенко наградили победителей ежегодной премии народного признания «Спасибо, доктор!». Премия достается тем медучреждениям, которым адресовано самое большое число благодарностей пациентов. Приятно отметить, что коллектив ЦГБ стал первым из Бийска, удостоенным народной награды.