Что должен уметь будущий первоклассник
Читать в полной версии ➔Готовиться ко Дню знаний школьники и их родители начинают задолго до сентября. Особенно волнуются те, кому предстоит пойти в первый класс, – с праздничной линейки для них начнется другая жизнь.
Теперь в центре внимания ребенка будут не игры и прогулки, а новые знания. Впечатлительные мамы уже сейчас беспокоятся, легко ли малыш освоит школьную программу или сразу скатится в троечники? Второй вариант мало кого устраивает, поэтому будущих первоклассников начинают водить к репетиторам или в развивающие центры.
– Надеяться, что в последние три месяца можно с нуля подготовиться к школе, не стоит, – объясняет Наталья Ильина, учитель начальных классов. – Готовить ребенка к школе нужно с рождения. Разговаривать с малышом, играть, поощрять его самостоятельность с раннего возраста – все это обязательно отразится на его успеваемости.
В школе к будущему ученику предъявляют определенные требования. Отправляясь в первый класс, ребенок должен знать буквы и уметь складывать их в слоги. Современная программа такова, что дети с высоким уровнем развития смогут научиться этому и на уроках. А их более слабые одноклассники обречены на неуспеваемость. Новые буквы первоклашки будут учить каждый день, и те, кто не успевает запомнить материал на уроке, постепенно будут «застревать» в теме. Отсюда и путаница, когда дети не могут отличить Ц от Ч, проблемы с чтением и письмом.
Замечательно, если ребенок умеет считать до 20 и обратно, в худшем случае – до 10 и обратно. Также первоклассник должен различать понятия «больше – меньше» и знать основные геометрические фигуры. Забегать вперед и учить многоугольники не стоит. Достаточно уметь различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Следует обратить внимание на знания ребенка об окружающем мире. Малыш, который хорошо готов к школе, знает основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Помнит, что курица, корова и собака – домашние животные, а волк и заяц – дикие звери.
Также важно, чтобы будущий школьник не путался в понятиях времени. Он должен знать, чем отличаются времена года, дни недели и месяцы. Как отмечают педагоги, одна из самых частых ошибок неподготовленных детей – на вопрос: «Какое сейчас время года?» – отвечают: «Сентябрь» или «Вторник».
Еще одна необходимая область знаний – ориентация в пространстве. Ребенок 6–7 лет должен отличать «право» и «лево», а также не путать «вверх», «вниз» и «посередине».
До школы ребенок должен как следует разобраться в членах семьи и родственных связях. Запомнить имена и фамилии близких родственников, а также понять, кто и кем ему приходится. Например, знать, что для бабушки первоклассник будет внуком, для дяди – племянником, а для сестры – братом.
– Большую часть этого списка дети легко изучают, когда играют с родителями, – рассказывает учитель Татьяна Николаевна. – Не нужно сидеть за столом и повторять цифры, дошкольники не станут считать что-то абстрактное. Лучше предложить ему помочь накрыть на стол: «Сколько у нас сегодня гостей? А сколько им нужно поставить тарелок?» Или посчитать, сколько этажей в доме, рядом с которым вы гуляете. Так же и с другими вещами. Спрашивайте, какого цвета машина, которая проехала, или куртка, которую ребенок надел.
А вот изучать прописи перед школой не стоит. Большинство взрослых уже не помнят, как правильно выводить буквы, поэтому учат детей неправильной технике письма. Лучше посвятить это время развитию мелкой моторики, а также тренировать руку. Например, больше раскрашивать и обводить узоры, чтобы ребенок умел крепко держать карандаш.
Усердно читая и считая, многие недооценивают важность развития бытовых навыков. В отличие от детского сада, где застегивать куртки или завязывать шнурки всегда помогали няни, в школе ребенку придется справляться самому. Как рассказывают педагоги, проблемы с бытовыми навыками у детей возникают часто, причем особенно сложно приходится мальчикам. С первого дня занятий ребенку придется без посторонней помощи доставать из портфеля нужные тетради и учебники, переодеваться в спортивную форму перед уроком физкультуры и обедать в столовой. Порой для этих задач первокласснику не хватает большой перемены, так что лучше подготовиться заранее. «Бывалые» родители рекомендуют не опекать ребенка, пусть понемногу учится самостоятельности еще в детском саду.
– Есть хороший способ определить, готов ли ребенок к школе, – говорит Татьяна Николаевна. – Не нужно давать малышу специальных заданий, просто наблюдайте за его поведением дома. Может ли он без общества взрослых играть, строить из лего, рассматривать книгу или рисовать? Если ребенок умеет самостоятельно играть не меньше 15 минут, у него уже сформирована усидчивость, и в школе ему будет несложно.
Перед школой пройти подготовительные курсы советуют в двух случаях. Во-первых, посетить занятия стоит, если родители не уверены, что ребенок знает и умеет все, что нужно в школе. Во-вторых, если малыш не посещал детский сад. Для детей, которые не привыкли надолго расставаться с мамой, курсы станут необходимым этапом социализации. Ребята научатся общаться со сверстниками, узнают, как вести себя в коллективе. Конечно, первые дни за партами в любом случае будут волнительными, но после такой подготовки к школе дети привыкнут гораздо быстрее.