Денис Лозин: открытый огонь разводить нельзя, но жарить шашлыки можно
Только за 10 дней зимних каникул в Бийске и окрестностях произошло 22 пожара. Без жертв не обошлось: погибли три человека, еще у одного – травмы. Так что новогодняя статистика положительной не вышла. Почему мы горим зимой, будет ли лучше с приходом тепла, что изменилось в правилах пожарной безопасности с 2021 года и как обезопасить себя, чтобы не стало совсем горячо, – об этом говорим с Денисом Лозиным, начальником ТО НД и ПР2 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю, подполковником внутренней службы.
Хотели погреться
Все пожары на новогодние выходные произошли либо в жилых домах, либо в надворных постройках. Причины стабильны из года в год: это и электротехнические неисправности, и нарушение правил эксплуатации приборов, и неосторожное обращение с огнем, за которым скрывается по большому счету человеческий фактор – от курения в постели и детской игры со спичками до неудачно установленных свечей, от которых в итоге запылали шторы, и разведения открытого огня во время весенней уборки территории.
На все это накладываются и сопутствующие факторы. Например, морозы, которые начали испытывать жителей региона на прочность еще в конце декабря. Местами температура опускалась до -40 и ниже. Люди топили печи чаще, расход угля, дров увеличивался – в итоге погоня за теплом приводила к перекалу печей. Большая нагрузка легла и на электросети – проводки не выдерживали мощных обогревателей.
Другой фактор – алкоголь, притупляющий внимание. Статистика показывает, что в восьми случаях из десяти до гибели людей на пожарах дело доходит, когда есть алкоголь, а с ним и рассеянное внимание, бравада, сонливость и притупление ощущения опасности.
Писк противопожарной моды
Одним из приоритетных направлений работы в МЧС называют установку автономных пожарных извещателей. Сегодня их широко пропагандируют в самих пожарных службах. Работает принцип: предупрежден – значит вооружен.
Принцип устройства дольно прост. В извещателе установлена дымоприемная камера, которая ловит как сами частички дыма, так и угарный газ. Ставят их, как правило, на кухнях или неподалеку от печи – там, где набольший риск возникновения возгорания. Как только устройство обнаружило опасность, оно подает сигнал тревоги. Подает громко и настойчиво: пищит так, что не услышать звук, находясь в том же доме, невозможно.
Денис Лозин говорит, что такие приборы спасли не одну жизнь: и детей, и пожилых, и просто спящих. Напомним, тот же угарный газ называют не иначе как тихий убийца. К сожалению, многие, не почувствовав опасности сквозь сон, так и не просыпаются. В итоге, даже когда, казалось бы, еще есть шанс спасти жизнь, набрать 01 просто некому.
В таких случаях на помощь приходят извещатели нового поколения с GSM-модулем. Это устройство напоминает мобильный телефон. В нем также есть сим-карта, с которой прибор позвонит, причем в его тревожную базу можно загрузить сразу несколько контактов. Например, самих собственников жилья. Тогда прибор просигнализирует о задымлении в доме, о котором сами хозяева могут и не знать просто потому что, что их нет на месте. Другой номер – ближайшего подразделения пожарной службы, откуда, получив сигнал, выдвинутся огнеборцы.
Цена звонящего извещателя, конечно, выше, чем у обычного. Если за простой сигнализатор просят в среднем рублей 300, умный стоит раз в 10 дороже – от 3 тыс. ₽. Но в любом случае это дешевле даже небольшого ремонта, который может потребоваться после возгорания, не говоря уже о жизни.
Одно но: чтобы извещатель был действительно полезен, он всегда должен быть в рабочем состоянии. К сожалению, как показывает практика, порой о подобных приборах и вовсе забывают.
– В Бийске и близлежащих районах в рамках губернаторского гранта давно безвозмездно ставят подобные извещатели в домах, где проживают многодетные семьи. В прошлом году таких установили около сотни. Но во время последующих рейдов мы нередко обнаруживаем, что в извещателе либо батарейки давно разрядились, либо на сим-карте минусовой баланс, и звонок в случае чего невозможен, – рассказывает Денис Владимирович.
Дорогу!
Во дворах стареньких домов, да и новостроек пожарным машинам и без того тесно. А если встречает блок, шлагбаум или иное преграждающее путь препятствие, становится совсем «горячо». Увы, но такие конструкции во дворах по-прежнему не редкость.
Жители поясняют: мол, так борются то с транзитниками, сокращающими путь по их проездам, то с лихачами, то с ушлыми парковщиками. В итоге подобные конструкции обходятся себе дороже. И хорошо, если платить придется только рублем.
– С 1 января к подобным заграждающим конструкциям предъявляются новые требования, – поясняет Денис Владимирович. – Даже если есть ворота, шлагбаумы и прочее, они не должны мешать проезду, а в случае необходимости – открываться в автоматическом режиме.
Учитывая, что бетонные блоки жители вряд ли поставят на колесики и приставят рядом с ними дежурного, платить за их наличие во дворах придется собственникам недвижимости, УК или ТСЖ.
Сезонные вспышки
Вспышки бывают не только у инфекции и на солнце.
Новый год – пора петард, фейерверков и салютов. И хотя на эти праздник город решил не баловать бийчан масштабным салютом, без фейерверков не обошлось. Взрывали петарды чуть ли не в каждом дворе, прямо тут же, не уходя далеко от подъездов.
У многих такие моменты вызывают не только восторг, но и тревогу: может случиться так, что петарда полетит не вверх по запланированной траектории, а в чье-нибудь окно. Чисто теоритически – может. И хотя Бийск подобными случаями отмечался (в свою пору фейерверк прилетал даже в припаркованный автомобиль), явление это не частое.
Куда чаще приходится сталкиваться с последствиями другого досуга – дачного. Открытый огонь по-прежнему остается причиной палов. Основные периоды – весна и осень, когда активизируются садоводы, приводя в порядок дачные участки накануне зимы и после нее. Собранный мусор уничтожают хоть и традиционным, но не законным способом: собрать все в кучу и поджечь. Последствия таких генеральных уборок потом расхлебывают всем садоводством... или тем, что от него осталось.
– Большинство таких пожаров происходит потому, что граждане не обращают внимания на погодные условия: достаточно одного порыва ветра, и небольшой костер перейдет в некотролируемый пал, – говорит Денис Лозин. – В итоге пожар переходит на постройки, жилые дома, садоводства.
Проблема эта, конечно, для нашего региона не уникальна. То, как горят поля, леса и целые поселки в последние годы, наглядно показывает, к чему приводит огонь. Бороться с привычкой поджигать решили на законодательном уровне.
В последнее время социальные сети пестрят возмущениями: на территории домовладений запретили разводить открытый огонь.
На самом деле, поясняют пожарные, ничего нового в этом нет. Запрет на разведение костров был и прежде, просто в новых правилах противопожарного режима его прописали четче и полнее. Теперь никаких костров, если расстояние до построек менее 50 метров. По факту выходит, что найти такой участок в городе почти невозможно. Плотность застройки не позволяет.
Ну а как же шашлыки? Шашлыки остаются, поскольку использование мангала или барбекю подразумевает использование не открытого огня, а с участием предметов для приготовления пищи. Но поблизости не должно быть легко воспламеняемого мусора, сухостоя и прочего.