Обещанного три года ждут: дом «без этажа» хотят сдать в июне - жители не верят
Дом «без этажа», - сосед дома «без подъезда» по улице Разина в пик ремонта был своего рода достопримечательностью города.
В 2017 году четырехэтажка-общежитие начала рассыпаться. Тут планировали ремонт кровли, а пришлось расселять дом – карниз отвалился, стены зашатались.
В итоге жильцам дали три дня на сбор вещей, после чего проход на верхний этаж был опечатан. Дом решено было разобрать частично, после чего «нанизать» новые этажи на старый каркас здания. В пик ремонта, когда частично были разобраны стены третьего этажа, дом больше напоминал выеденный арбуз.
Последний заказ, на 9,5 млн руб., в марте 2019 года ушел предприятию «Прометей», которое занимается отделкой. Александр Казаков, гендиректор предприятия-подрядчика, заверил «БР», что к 10 июню дом будет сдан. Сейчас здесь ведутся последние работы: красят полы, ставят окна, клеят обои.
Однако «разинцы» хором говорят: уже и не верится, что однажды возвращение домой состоится. Сроков, когда дом будет сдан, называли много – каждый раз их отодвигали примерно на полгода,
Оказывается, попасть в дом, где ведутся отделочные работы, - не проблема. За ограждением из профлиста встречают груды мусора, зато проход в подъезд открыт. Здесь же рабочие – они не скрывают, хозяева квартир сюда приходят часто – посмотреть, на какой стадии ремонт, а еще – поругаться. Самый частый вопрос, который от них звучит: ну когда уже? Рабочим остается только руками разводить – мол, не от нас зависит.
«Экскурсию» по дому проводит Николай Белозеров, депутат гордумы по округу № 12, на котором расположен дом. Он говорит, что обращений становится меньше: чувствуется, что люди уже в отчаянии.
В доме работы действительно ведутся, хоть визуально и не сильно-то бойко – по паре девушек в белых косынках на этаж. Они стремительно убегают от камеры. Откуда-то сверху свисают провода с прицепленными лампочками, по углам стоят ведерки со шпатлевкой и обойным клеем. Под окнами прячется все тот же мусор – чаще всего пластиковые бутылки из-под газировки.
Окна, кстати, здесь действительно поставили. Но они уже успели потемнеть от грязи и пыли. Новая дверь, ведущая на балкон, и вовсе вызвала недоумение – пробита насквозь. То есть прямо через дыру размером с ладонь видно и слышно улицу.
Другие выходы на балкон – вроде бы ничего. Правда, часть их ведет сразу в никуда – ввиду отсутствия балкона, как такового.
Обои наклеены – зеленоватый цвет для всех. Конечно, ни о каких изысках и разнообразии речь не идет, все-таки ремонт ведется за казенный счет, а дареному коню, как известно, в зубы не смотрят. Но все же хочется большей аккуратности. Стоит только приглядеться – новые обои уже заляпаны краской, местами прорезаны и оторваны, да и приклеены прямо поверх старой деревянной обшивки, которая на ладан дышит. Подоконники у новых окон – с царапинами, в которые въелась грязь… Понятно, что «для себя» так не ремонтируют.
Но даже эти недочеты можно стерпеть, говорят жители. Косметически поправить все можно и после заселения. А вот что волнует собственников гораздо сильнее – это то, что дом насквозь успел пропитаться влагой, пока стоят раскрытым. Зимой набрался снега, в межсезонье и летом – дождей. В итоге по стенам побежали грибок и плесень. И въелись они накрепко. И если на четвертом этаже и частично третьем возвели новые перегородки, то в оставшихся квартирах – все на прежнем месте. А промокал дом до самого подвала.
- Когда нам сказали покинуть дом, то говорили, что можно оставить здесь мебель, что ее накроют, и она не пострадает, а в итоге все пришло в негодность. Все промокло, теперь только выбрасывать, - говорит Ирина Придубкова, которая в 2017 году покинула дом и до сих пор живет в подменном фонде. - Уже не знаю, сколько раз нам обещали, что вот-вот, и можно будет заезжать. А ничего не меняется.
- Не верю, что в июне все сделают, - говорит еще одна жительница Разина, 90 Алла Храмцова. - В декабре 2018 года нам говорили, что в январе 2019-го начнется частичное заселение. И сейчас – то же самое.
Алла Борисовна говорит, что узнавать о ходе ремонта старается через Барнаул – приемную губернатора, потому как на местном уровне устала слышать упреки, что вы, жильцы, сами свой дом до такого состояния довели.
- Как такое возможно? Дом просто ветхий, он от старости разрушается, а все списывают на жильцов. Даже если есть жильцы, которые не самые сознательные, пусть выпивают – они что – на чердак залезали и оттуда кирпичи выковыривали? - не скрывает досады Алла Храмцова. - Люди тут жили не потому, что им нравилось, а потому что денег на большее нет. Хотя мы покупали секцию – отличную, была как игрушка, вся отделана, а сейчас страшно посмотреть, что с ней сделали. Плиты разошлись, между ними – зазор. Зданию урон нанесли еще больший в процессе ремонта. Мне кажется, потому и сроки возвращения затягивают, потому что не знают, что с этим домом делать – людей-то здесь селить страшно – а вдруг обрушится?
О том, ждали ли «разинцы», что им предложат новые квартиры, а дом отправят под снос – ответы разные. Кто-то надеялся, что дом признают аварийным, и на его месте отстроят новую многоэтажку – место-то отличное.
К примеру, их соседи и «коллеги» с Разина, 84 (дом, что три года стоит без подъезда) – сносить собираются, а жителям предоставят новое жилье по программе переселения. С другой стороны, там процесс застопорился на долгие годы, а здесь хоть что-то делается.
Пока же большинству приходится либо ютиться по родным, либо снимать жилье. Квартиры из подменного фонда в основном дали либо пожилым людям, либо семьям с детьми. При этом прописка осталась местная – «разинская». Так что детей в школы пристраивают в районе Детского мира.
Радует одно – город не намеревается возлагать на жильцов затраты на восстановление дома, хотя изначально, в 2017 году, об этом говорилось.
- Сроков уже столько называлось… - вспоминает Руслан Курасов, председатель комитета Думы по земельным отношениям. - Мы неоднократно собирались, ставили вопрос по дому на Разина. Но время идет. У людей уже дети выросли, в школу пошли, а дом так и не сдан. И не похоже, что в этом году они сюда вернутся. Надо уже выходить на федеральный уровень. В моем понимании, первоначально была допущена ошибка при проектировании и принятии сметы. Как можно было снять крышу и этаж и не предусмотреть, что дом вымокнет до подвала? Нужно было сразу готовить финансирование на ремонт этого дома капитально. А этого не было, и сроки затягивались. Подрядчик постоянно ссылался на то, что ему не перечисляют средства. А на сегодня общие затраты на ремонт здания уже составляют около 40 млн рублей. За эти деньги можно было снять четвертый этаж, закрыть дом кровлей, а жителям четвертого этажа предоставить жилье. А теперь деньги вложили, а сколько дом простоит после ремонта – неизвестно. Можно было хотя бы предложить людям обмен – предоставить жилье, а это забрать муниципалитету, и после ремонта отдать это общежитие в подменный фонд.