Готовимся к школе вместе с психологом: 5 простых шагов
Читать в полной версии ➔На дворе август и родители первоклассников начинают задумываться о начале нового учебного года. Приобретение формы и канцелярских принадлежностей для многих отходит на второй план. Главный вопрос, который терзает мам и пап, как же их чадо справится с новым делом? Не испугается ли он, не обидят ли его одноклассники, как поладит с учителем. С чем могут столкнуться нежные детские души в школе, и как правильно подготовиться, чтобы пережить первый класс без потерь, рассказывает руководитель консультационно-психологического центра «СемьЯ» Анна Найдина:
Школа для первоклассника – это стресс, причем не только для ребенка, но и для взрослого. А любой стресс сопровождается страхами, волнением, тревогой, сомнениями – это естественно. Но даже к стрессу можно подготовиться. Это не означает, что после подготовки стресса не будет. Просто все симптомы пройдут значительно легче для организма и быстро закончатся. К тому же опыт показывает, что в таких случаях семья испытает опыт преодоления трудностей и еще больше сплотится. Как же сделать так, чтобы поход в школу приносил преимущественно только положительные эмоции для всей семьи?
1. Психологическая подготовка
Не каждый родитель четко осознает, что же такое готовность к школе. А это не только энциклопедические знания или умение грамотно строить речь, писать, считать и читать. Все вышеперечисленное относится к педагогической готовности.
Кроме этого есть еще и физиологический аспект: способность организма ребенка выдерживать нагрузки. Не каждый может высидеть весь урок, при этом, слушая учителя, воспринимать его речь, не отвлекаясь на соседей или вид за окном.
Существует и психологическая составляющая: внутренняя позиция ученика (понимание того, что он готов принимать знания от учителя, усваивать их и использовать в учебной жизни и в школе. Стрессоустойчивость, умение преодолевать трудности, умение общаться со сверстниками, взаимодействовать со взрослыми, с педагогом.
Поход в школу – это первый выход ребенка во взрослую жизнь. К этому нужно готовиться заранее, не только приобретая внешние школьные атрибуты: рюкзак или канцелярские принадлежности.
Готовиться нужно и внутренне: каждому ребенку важно чувствовать, что его любят просто так. Родителям важно вслух проговаривать такие фразы как, «Ты молодец», «Ты справишься», «Ты у нас самый лучший/лучшая».
Главное, чтобы ребенок чувствовал – вы любите его без всяких условий и причин! А если при этом он еще хорошо ответит на уроке, выполнит сам домашнее задание, будет дружелюбен с одноклассниками или внимателен при записи домашнего задания, то это будет просто превосходно. Именно такой настрой помогает преодолевать трудности. Не нужно ставить школьные задания во главу угла.
2. Никакого подкупа
Многие родители совершают ошибку, предлагая сыну или дочке подарки за хорошие оценки. Специалисты утверждают, необходимо исключить товарно-денежные отношения с ребенком по поводу учебы. Не стоит давать обещания, например, хорошо окончишь год, куплю велосипед. В редких случаях это станет положительной мотивацией, но в случае регулярного и ежегодного использования итог будет неутешительным – ребенок привыкнет делать дело не для себя, а из-за материальной выгоды. С каждым годом родителям придется придумывать все новые предметы для мотивации, затраты будут расти, да и в конечном итоге кроме личностной незрелости такой подход ничего не принесет. А велосипед, ролики, коньки и многое другое можно приобрести просто так, потому что есть такая возможность и это пойдет на пользу и ребенку и всей семье.
3. Безоговорочная поддержка
Помогут беседы между родителями и детьми. Объясните ребенку, что школа это труд. Мы, папа, мама, бабушки, дедушки, ходим трудиться на работу. Наша задача делать это осознанно, самостоятельно. Школа для ребенка, как работа для взрослого. Говорите своим детям, школа – это твой труд, твоя работа. Твоя зарплата – это твои оценки. Мы верим в тебя и надеемся, что ты будешь трудиться хорошо и с удовольствием. На твоем пути, конечно, будут встречаться препятствия, что-то будет не получаться – не расстраивайся, это нормально. Везде, где ты не сможешь справиться сам, мы тебе поможем. Мы всегда за твоей спиной. Поддержим, защитим и посоветуем. Когда ты можешь справиться сам – делай это, и не забудь рассказать нам о своих успехах, чтобы мы могли порадоваться вместе с тобой. Мы обязательно расскажем о твоих успехах родным и близким, ведь они также должны знать, какой ты молодец!
4. Развиваем самостоятельность
К концу первого класса желательно, чтобы родители помогли ребенку сформировать некоторые аспекты самостоятельности. Я уточняю, это нужно делать не сразу, не молниеносно, а постепенно в течение года. Т.е. к концу года ваш сын или дочь должны уметь самостоятельно сложить школьный портфель, записывать задания в дневник, выполнять те домашние задания, в которых он ориентируется, и только если он в чем-то не справляется, спрашивать помощи у взрослых.
И в последующем, раз школа это труд, это рабочее место ребенка, соответственно – задача ребенка ориентироваться в школьных делах все более и более самостоятельно. Это не исключает того, что родители могут быть информированы о том, как у ребенка обстоят дела. Взрослые, также встречаясь вечером, обязательно интересуются, как прошел день. Это совершенно естественно интересоваться событиями в жизни родного для тебя человека. Но контроль родителей с каждым классом должен снижаться и переходить в самоконтроль ребенка. Задача каждого ребенка, осознавать – школа это его территория. И если в портфеле нет необходимого предмета, то не должно быть высказываний, что мама, ты забыла мне положить.
В подростковом возрасте происходит сдвиг понятий. На первый план у самодостаточных школьников выходит общение со сверстниками, а не школа и занятия. К тому же современные реалии таковы, что подростковый возраст начинается уже с конца третьего класса. Именно поэтому так важно не выполнять за ребенка его работу, а научить самостоятельности. Чтобы все учебные навыки дошли до автоматизма и во время приоритета общения, а не на учебу, знания не особо страдали.
5. Многоликие кружки
Вообще, чтобы сохранять у ребенка интерес к учебе, нужно немного. Во-первых, уже в начальной школе можно беседовать о выборе профессии. Занятия в различных кружках, помогут примерить на себя многочисленные образы, помогут выбрать понравившиеся увлечения. Школа - это время экспериментов. Не стоит зацикливаться на одном увлечении, также не стоит родителям расстраиваться, если ребенок меняет секции и кружки. Он ищет себя, он узнает, подходит ему это или нет. Детство - идеальное время для этого. Будет намного хуже, если выбор он начнет делать после того, как окончит институт и поймет, что уже полученная профессия ему не подходит.
Отлично будет, если в сознании ребенка закрепится образ, хотя бы круга профессий, в которых ребенок себя представляет. Представление о себе является якорем, корнем, который немного заземляет ребенка и при начале периода бурь и страстей, ребенок не болтается «из огня, да в полымя» в своих чувствах и эмоциях, на плаву его держит его якорь. Эта осознанность «кем я хочу быть», семейная сплоченность, когда родители обсуждают с младшим членом семьи свой выбор, рассказывают о своих профессиях, о плюсах и минусах, помогает сохранить, а не растерять желание узнавать новое, достигать чего-то, преодолевать трудности.
Присылайте ваши сообщения, фото и видео, связанные с городскими событиями и происшествиями, в нашу группу «Бийск – мой город» в соцсетях Инстаграм, ВКонтакте и Одноклассники (ссылки кликабельны, подписывайтесь!), а также на почту газеты «Бийского рабочего» redaktor@biwork.ru. Не забывайте указывать свой контактный телефон.