Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия
Мало кто может похвастаться красивым почерком – виной тому и нынешнее время, и школьная программа, ориентированная больше на скорость и количество знаний, нежели на эстетику письма. Но «завитушки» – не только и не столько для красоты, уверен директор Бийской православной школы Николай АФОНИН. Каллиграфия ведет к всестороннему развитию личности, и, научившись управлять своим почерком, вы сможете круто изменить свою жизнь.
На кончике карандаша
Стены некоторых помещений Бийской православной школы расписывают своими силами как опытные мастера, так и ученики, которые занимаются каллиграфией. Однако со стороны отличий в работах «мастера» и «подмастерья» нет никаких. Все надписи и рисунки выполнены на высшем уровне. Удивляет это только тех, кто пришел сюда впервые. Все остальные знают: освоишь каллиграфию, и остальные дисциплины пойдут в гору.
- – Николай Иванович, что нужно понимать под словом «каллиграфия»? Только красивое письмо?
– Все верно, каллиграфия переводится как «искусство красивого письма» (от греческих слов «kallos» – «красота», «graphe» – «писать»). Сегодня мы в лучшем случае воспринимаем каллиграфию просто как красивое письмо: аккуратные буквы и ровные строчки. Но каллиграфия – это огромный пласт культуры.
Каллиграфическая линия – это пульсирующая линия, которая меняется в пространстве и времени. Мозг отслеживает изменения этих параметров, а это очень важно на стадии обучения, когда человек как личность проходит процессы становления. Доказано, в том числе и примерами наших учеников, что каллиграфическая линия позволяет развивать интеллект.
- – Чтобы начать писать правильно и красиво, подойдет обычная ручка или нужно перо?
– На первой ступени обучения лучше использовать карандаши, чтобы лучше усвоить геометрию буквы, ее объем. Потом могут понадобиться ручки, которые имеют возможность изменять толщину линии.
Если вспомнить древнерусское письмо, то могу сказать, что в средние века в школах учили написанию одной буквы в 70 вариантах! Также многообразие типов письма достигалось использованием различных инструментов. Например, чтобы получить каллиграфическую линию, использовали такой удивительный инструмент, как «потык» – у него широкий наконечник, которым можно было выводить как широкие, так и узкие линии. Сегодня технический прогресс не стоит на месте, и мы уже перешли на механические перья.
- – Красиво писать нужно учиться с малых лет?
– У нас занятия с детьми по каллиграфии начинаются с первого класса, долго этого добивались. Сам я обучался каллиграфии у Петра Чобитько, руководителя и организатора Санкт-Петербургской школы каллиграфии. После этого на базе нашей школы был создан музей каллиграфии, нами подготовлена огромная плеяда учеников и специалистов. В Бийске не раз проводились семинары по этому направлению.
Преподавание ведется, основываясь не на учебниках, информация передается в формате «учитель – ученик», таким образом сохраняется духовная направленность. Мы охотно делимся знаниями, сначала обучили своих преподавателей, а потом проводили занятия с учителями начальных классов нашего города. Сегодня у нас даже есть специальный кабинет, где мы организовываем различные занятия и мастер-классы. Совмещая получение знаний с экскурсиями по музею каллиграфии, организацией выставок, показываем наши необычные экспозиции. А потом рассаживаем всех желающих за парты, и часа полтора занимаемся каллиграфией, где новые ученики пробуют работать необычными инструментами. Они открывают в себе творцов, причем за такое короткое время. И неважно, взрослые это или дети и насколько они далеки в представлении, что такое каллиграфия. Когда заканчиваются занятия – глаза горят у всех!
Больше, чем линия
- – И все же мы говорим о том, что, развивая способность писать красиво, мы добиваемся не только эстетики?
– Каллиграфия – это не только особый мир, особое наследие, но и еще мощнейший инструментарий. Есть три движущих силы развития человека: интеллект, воля и чувства. И каллиграфия способствует их гармоничному движению в одном направлении. Человек, который занимается каллиграфией, становится более усидчивым. На удивление, каллиграфия развивает даже такое качество как мужество, я уже не говорю про глазомер и прочее.
Самое интересное, что мы даже на учениках в своей школе все это прочувствовали – дети, которые активно занимаются каллиграфией, начинают быстро подниматься в духовном и интеллектуальном развитии и, конечно же, в художественном аспекте.
Например, работа наших девочек, которые тогда обучались в 7, 8 и 9-м классах, участвовала в международном конкурсе, посвященном героям. Они выбрали Димитрия Донского и полгода писали работу специальными красками, подлинник картины сейчас находится в музее в Москве. Эта вещь интересна тем, что все линии выполнены микробуквами. Причем с соблюдением всех канонов древнерусской вязи. Например, есть такие моменты, что нужно учитывать межбуквенное расстояние, определенные соотношения ширины и величины. Девчонки придумали и зашифровали в картине фрагмент из жития Димитрия Донского. Международное жюри должно было заседать в октябре-ноябре, а мы отправили свою работу в начале августа. Через две недели нам позвонили и сообщили, что из 20 тысяч работ, присланных со всего мира, наша – уникальна.
- – Приходится ли мотивировать детей на занятия каллиграфией?
– Мы коснулись важного вопроса. Если вспомнить советскую школу, там давали чистописание, так называемое «нажимное письмо». Но эти методики были настолько не мотивирующими. Например, надо было многократно повторять какой-нибудь крючок, палочку. К сожалению, сегодня мы, обучая детей в школах, упрощаем сознание. Конечно, написание крючков немножко скучновато. Мы же используем последние современные достижения, обучаем детей так, чтобы это было интересно, чтобы одни петли цеплялись за предыдущие, и ребенок сам видел, как появляется необычный узор.
- – Это как прием в психологии, который позволяет успокаиваться?
– Это отдельный разговор. Это просто элементы, и сейчас мы не говорим о слове. А слово – сакрально. Если мы посмотрим на любую буковку, то увидим в ней два элемента – прямую линию и овал. И если вернуться к вопросу мотивации, картинки, которые получаются у детей из простых элементов, очень их вдохновляют. Заполняя пространство элементами, добавляя нажим, мы уже приходим к каллиграфии и естественным прямым (существуют даже приемы, которые позволяют ребенку или взрослому быстро рисовать прямые линии, как по линейке). И потом плавно переходим в линии, которые способствуют развитию интеллекта. Этой кривой когда-то занимался Леонардо да Винчи: она может пульсировать, включается фантазия! Занятия такой каллиграфической кривой способствуют быстрому развитию биполярного зрения.
Выбраться из петли стресса
- – Занятия каллиграфией полезны не только детям?
– У нас и взрослые занимались – были и те, кто перенес микроинсульт, инсульт. Благодаря каллиграфии буквально через два месяца упорной работы одна женщина, например, которая не могла написать даже пару слов, не только стала красиво писать, но и открыла в себе новые таланты. Вообще, это мощнейшее направление в медицине, которое будет востребовано не сегодня завтра.
Потом, когда мы пишем ритмический рисунок, развивается чувство ритма, что полезно для музыкантов. Даже простая линия включает наш интеллект, заставляя двигаться и развиваться.
Помню, у нас была такая девочка, по всем гуманитарным предметам училась хорошо, а вот по геометрии получала двойки – не было пространственного воображения. Подошла ко мне учительница и попросила позаниматься с ней каллиграфией, чтобы она получила хотя бы представление об этом. Постепенно, помаленьку она осваивала эту науку и стала единственной в классе, кто умеет решать геометрию в уме.
И очень важный вопрос: почему тогда всех детей этому не обучают?
- – А обводить элементы, например, в прописях, полезно?
– Одно дело, когда берутся древнерусские рукописи, копируются, человек пытается восстановить такой стиль письма. Да, конечно, можно заниматься копированием, но это не так продуктивно, потому что действия выполняются механически. Лучше применять другие, более эффективные методы и способы.
- – Сколько в среднем требуется времени, чтобы научиться искусству красивого письма?
– Если вспомнить средние века, Микеланджело, то он писал каллиграфические линии пером, чернилами, тушью. И сначала работал только линиями! Каждое утро он занимался кривой, писал все более сложные формы и фигуры, что способствовало развитию быстрого мышления. И этот процесс бесконечен.
Например, поругался человек с кем-то, не может успокоиться – надо сесть и писать линии. Все пройдет. Или глотает, бедный, снотворное, а мы говорим, что есть элементарный способ, как уснуть – с ручкой в руке, рисуя кривую. Левое полушарие у нас отвечает за логику, правое – гуманитарное, и они должны прийти к гармонии. Когда вы понервничаете, то петля получатся большая. Поэтому, если хотите уснуть – берете мягкий карандаш и минут 15 рисуете специальное упражнение, пока не доведете кривую до симметрии.
- – Разве письмом можно заниматься в расслабленном состоянии?
– Чтобы заниматься каллиграфией, как раз необходимо добиваться расслабленного состояния. Красивое письмо возможно только тогда, когда мы пишем в спокойном темпе – среднем или ниже среднего. Происходит концентрация внимания на кончике инструмента или карандаша, и все проблемы, которые нас окружают, уходят. Мы пытаемся как можно красивее написать петлю. Многие пробовали и говорят, это работает.
Главное – не спешить!
– Если ребенок некрасиво и неаккуратно пишет, это плохо? Многие говорят, что хорошо в советские годы было, когда всех детей заставляли писать чисто!
– В советские годы методики были настроены не на усвоение, и эффект был не сильно большой. А потом пытались красивое письмо и аккуратность совместить со скоростью, но эти вещи несовместимы.
Мы живем в такое благодатное время, когда у нас много гаджетов. С одной стороны, это хорошо (можно записать лекцию на диктофон, например), но с другой – мы стали меньше писать. Каллиграфия – это релаксация, и нужно подходить к этому процессу через мотивацию и использование различных инструментов, торопиться не надо.
- – Учителя сейчас ратуют не за красивый почерк, а за скорость выполнения задания. Это путь в никуда?
– Очень важный вопрос. В России есть группы энтузиастов, которые понимают важность этого инструментария в развитии школьников. И мы часто организуем конференции. Есть такой момент – сегодня мы не можем использовать те же советские или пушкинские методики с завитушками, точками и нажимами, потому что и дети другие, и социум, и психология. Чтобы решить эту задачу, необходимо собрать консилиум специалистов, физиологов, обсудить с ними проблему и уже ставить задачи перед большими подразделениями, чтобы они разрабатывали труды в сотрудничестве с Минобрнауки.
Интересный положительный опыт я увидел у чехов – метод называется «рисование форм». Их дети с малых лет начинают рисовать толстыми карандашами большие формы, постепенно поднимаются до тонкого письма, и, конечно, им потом намного проще писать красиво (это называется «переживание форм»). Принцип приводит к удивительным результатам.
Мое личное мнение: в первом классе вообще надо писать только прямые и овальчики. И делать упражнения по каллиграфии – тогда с самого детства у ребенка будет развиваться пространственное воображение.