Как, чем и сколько на самом деле болели бийчане в разгар эпидемии гриппа
О том, как горожане выбирались из болезней, рассказала заведующая инфекционным отделением ЦГБ Лариса ФОМИНСКАЯ.
- – Лариса Васильевна, насколько в сознании обывателей путаются грипп и ОРВИ?
– Правильно, что это первый вопрос. Почти всегда я свои лекции начинаю с этого объяснения. Действительно, многие путаются: чуть насморк, температура – и все, сразу говорят: я загрипповал. Нужно понимать, грипп – это сложное заболевание, которое протекает достаточно тяжело и лечится непросто. Есть также понятия ОРЗ и ОРВИ – все с ними сталкиваются, когда приходят в поликлинику. Жалуетесь на самочувствие, и врач в карточке пишет: «ОРВИ» или «ОРЗ». Многие удивляются: как, опять ОРВИ? Вроде бы только недавно тот же диагноз ставили. Может быть, врач не прав? Однако врач прав. «ОРВИ» – это понятие емкое, которое включает в себя и аденовирусную инфекцию, и риновирусную, и респираторно-синцитиальную, и многие другие, которые протекают с поражением респираторного тракта, то есть носоглотки, трахеи, гортани. Это все то, что вызывает у нас всем знакомые симптомы – кашель и насморк.
- – Что было в январе? Волна чего?
– Это был грипп, хотя его мы ожидали значительно позже. Но когда столкнулись с симптомами, свойственными ему, наше подозрение подтвердилось. Лабораторные исследования показали: пришел грипп. Но не надо говорить, что любую вспышку заболеваемости, любую эпидемию гриппа обязательно сопровождают другие вирусы, что мы тоже регистрировали.
- – Правда, что такого всплеска заболеваемости не было давно?
– Мы отметили, что с 2009 года такой волны не было. Когда мы поняли, что в городе начался грипп, то вспомнили ситуацию десятилетней давности, когда пандемический грипп, он же в народе называемый свиным, тоже пришел в декабре. И затем достаточно тяжело эта вспышка протекала вплоть до февраля 2010 года.
- – На какой период обычно приходится волна гриппа?
– Для обычного эпидемического гриппа это февраль-март. Однажды был даже в апреле. Словом, это тот сезон, когда стихают морозы, начинается оттепель, люди более активно общаются между
собой.
- – Пару недель назад в городе объявили карантин. Насколько я понимаю, Роспотребнадзор вводит его по достижении определенного числа заболевших. На ваш взгляд, насколько цифры статистики отражают реальную картину? Ведь многие предпочитают болеть дома, никуда не обращаясь.
– Да, статистика и реальное положение вещей – не одно и то же. Цифры статистики формируются исходя из числа обратившихся в поликлиники, стационары, фельдшерские пункты. Вся это сборная информация передается соответствующим службам, которые и регистрируют, есть подъем или нет. Те, кто болел дома, выпадают из этой статистики. Но практика показывает, что те цифры, которые мы подаем, нужно умножить как минимум на три, чтобы понять реальную картину. А в пики вспышки заболеваемости можно умножать на пять и даже семь.
- – Кстати, насколько допустимо лечиться самому, не обращаясь за помощью медиков? Многие уверены, что нужно просто «отлежаться» дома, и все пройдет.
– Если это касается гриппа, то недопустимо. Если речь идет о других вирусных инфекциях – почему бы и нет? Есть масса доступных народных и лекарственных средств. Кроме того, иногда действительно нужно просто ослабить нагрузку на организм, немного отдохнуть, и болезнь пройдет. У медиков даже есть такая поговорка: «Леченый насморк проходит за неделю, не леченый – за семь дней». Такова суть риновирусной инфекции: температуры нет, самочувствие немного страдает, катаральные явления есть – и все на этом. Хотя если человек работает в большом коллективе или с детьми, то, наверное, нужно взять больничный и посидеть дома, чтобы не распространять инфекцию.
- – Многие предприятия идут навстречу, призывая заболевших работников посидеть дома.
– Это верный подход. Хороший руководитель всегда заметит, что человек болен и отстранит его от работы. Во-первых, это обезопасит работника от возможных осложнений, и впоследствии предприятие не потеряет его, если тот уйдет на продолжительный больничный, который еще нужно будет оплачивать. Во-вторых, это обезопасит остальных членов коллектива от заражений.
- – Посоветуйте тем, кто болеет дома, но к врачам не обращается, чем помочь себе, как лечиться?
– Уникального подхода нет. Если одному человеку какое-то средство подошло, вовсе не факт, что оно поможет другому. Это относится как к народным средствам, так и к лекарственным. Кто-то вполне успешно лечится чесноком. Но это не значит, что всем нужно так поступать. Или привязал человек к руке в районе пульса чеснок. И что? Получил ожог. Ну да, от инфекции, возможно, отвлечешься – будешь лечить другую проблему. Подход должен быть индивидуальным. У одного иммунитет покрепче, ему достаточно симптоматического лечения. У другого человека иммунитет слабее, он вообще часто болеет, тогда нужно добавлять противовирусные препараты, антибактериальные. Хотя вторые должен назначать врач. Нужно понимать, что бесконтрольное употребление антибиотиков ведет к их неэффективности. Например, на территории Алтайского края несколько лет подряд применялся один и тот же препарат. Потом он перестал помогать, и все заговорили: «Наверное, подделка». А это не подделка – это следствие бесконтрольного применения препарата. Вирус к нему «привык». Ну а если говорить о народных средствах, никто не отменял чай с малиной, мед, теплое молоко, паровые ингаляции, над картошкой, например.
- – Тем не менее все мы видели очереди в аптеках, и буквально каждый просил провизора посоветовать ему «что-нибудь». Посоветуйте и вы.
– Противовирусные препараты действуют по-разному. Есть такие, что влияют на прилипание вируса к клеточной стенке. «Входные ворота» для вируса – нос и ротоглотка. И для того, чтобы вирус не проник, есть препараты, которые мешают ему прилипнуть к слизистой и начать распространение. Они местного действия, то есть где помазали, побрызгали – там и эффективны. Это оксолиновая мазь, «Гриппферон», препараты на любой мазевой основе, а также препараты для промывания – «Аквалор» и «Аквамарис», как и солевые растворы, все это эффективно. Если вирус все же попал в организм и начинается снижение иммунитета, нужны препараты, которые действуют через иммунную систему. Есть препараты, которые обладают прямым противовирусным действием. Но здесь вам едва ли поможет провизор. Как я уже говорила, инфекции могут быть разными. И основы у них будут разные – у одной это ДНК, у другой – РНК. Все противовирусные препараты от этого и отталкиваются. И чтобы выбрать эффективное лечение, нужно знать, на что именно воздействовать. Я сомневаюсь, что только взглянув на вас в аптеке скажут: «Да, это вирус РНК-содержащий, поэтому купите вот это». Нет, это сможет сделать только врач. Есть препараты, направленные именно против вируса гриппа, но выбрать их самостоятельно трудно, к тому же они очень дорогие.
- – Лечиться все же нужно. Давайте расскажем тем, кто думает, что «само пройдет», какие последствия могут быть у гриппа.
– Осложнения бывают разными, но 80 % – это бронхолегочные заболевания, из них 60 % – это пневмония. Остальные осложнения – синуситы, гаймориты, отиты, почечные заболевания – нефриты, заболевания сердца, например миокардит.
- – На улице долго стояли морозы. Это должно способствовать тому, что заболеваемость пойдет на спад?
– Да, мороз нам всегда в помощь. Во-первых, он прерывает поток вирусных частиц. Во-вторых, люди лишний раз не стремятся выходить из дома. Общение, контактирование снижаются. Ну и кроме того, грипп у нас начался в конце декабря. Продержался он в городе почти шесть недель. Это обычный срок, после которого заболеваемость идет на спад. Собственно, мы это уже отмечаем.