Бийский рабочий

Какой была специфика начала отопительного сезона в Бийске в этом году

То жарко, то холодно – и на улице, и в домах. Отопительный сезон в Бийске начался для многих, как всегда, «не вовремя».
Читать в полной версии ➔

Батареи подключили, но у кого-то жара, а кто-то жалуется, что так и не потеплело. Почему такое произошло и что могло бы изменить ситуацию в будущем – об этом говорим с Дмитрием ТЯГЛОВЫМ, директором теплосетевого подразделения Сибирской генерирующей компании в Бийске. 

  • –  Погода у нас непредсказуемая. Когда в конце сентября похолодало, все ждали, когда же запустят тепло. Потом пришло потепление, и начались жалобы, зачем так рано подключили. Дмитрий Аркадьевич, сложно приходилось работать в таких условиях?

– Скажу так: у нынешнего отопительного сезона была своя специфика. Но мы к этому привыкли. Дважды в год – когда отопление подключают и когда выключают, начинаются споры между замерзающими и теми, кому жарко. Что было на этот раз? Когда в течение пяти дней среднесуточная температура в Бийске стояла на уровне ниже восьми градусов тепла, запуск был намечен на 25 сентября. Мы к этому и готовились. Поэтому 24 сентября все сети были поставлены на циркуляцию с ТЭЦ, вода с необходимыми параметрами шла для подключения во все точки города.  Таким образом, мы  перешли на зимнюю схему работы. Объем воды, которая уходит в сети, заметно увеличился: с трех тысяч тонн в час по летней схеме до 8–9 тысяч тонн уже по зимней. Ведь чем больше домов встает на подключение, тем больше тепловой  энергии необходимо.

В муниципалитете подписали постановление о начале отопительного сезона, и мы надеялись на правильное понимание и реакцию на него со стороны потребителей. То есть мы запускаем сети, приступаем к наладке, и к приходу реальных холодов вся система уже работает четко. Но в этом году все получилось несколько иначе.

Потребитель, увидев, что холода отступают, не стал торопиться. В первые дни из полутора тысяч домов отопление подключили лишь треть. Не торопились с подключением и школы, больницы, культурные учреждения.

  •  –  К чему это привело?

– К тому, что подключенные потребители долго не могли дождаться нужных параметров. К примеру, отопление в одном доме подключили, он прогрелся. А в соседнем квартале еще не хотели потреблять тепло, выбирая экономию. В итоге, когда в соседнем квартале «созрели» для подключения, у тех, кто начал отапливаться первыми, батареи остыли. Снова приходится все налаживать.

Оказать качественную услугу в подобных условиях крайне сложно. Мы видим, параметров домам не хватает, тут бы давление добавить. А как его добавить, если подключилось немного абонентов, а расхода воды нет? Ведь понятно, что создавать избыточное давление – это разрушать участки тепловой сети. Это опасно последствиями.

  • –  То есть  была несинхронность подключения объектов?

– Именно. Нужно понимать, в городе  десятки тысяч стояков. Запустить их в  одночасье невозможно. Это колоссальная нагрузка, которая ложится на управляющие компании и ТСЖ. А представьте, сколько времени требуется, если делать эту работу несколько раз?

В сознании потребителей, к сожалению, до сих пор путаются понятия запуска отопления и наладки. Но запуск – это подключение объектов, а наладка – это выстраивание нужных параметров. И если запуск растягивается на недели, то когда же приступать к наладке? Ведь настоящие холода не за горами.

  •  – Как сейчас решается вопрос «жарко-холодно» и как, по вашему мнению, его надо бы решать?

–  Как правило, крутят запорную арматуру. Начинают жители жаловаться, что в доме жарко, – чуть убавляют подачу. Говорят, что в квартирах похолодало, – приоткрывают. К сожалению, это повальное явление. А ведь эта арматура рассчитана всего на два положения – открыта подача тепла в дом или закрыта. Никаких промежуточных положений быть не должно. Иначе что в итоге будет: пять раз ее покрутили, а на шестой она и не откроется, да еще и в зиму…

Все эти жалобы и споры решились бы установкой автоматических регуляторов. Сейчас на рынке уже достаточно специализированных организаций, которые профессионально этим занимаются, а это значит, что спрос на такие вещи растет.

Современные автоматические модели реагируют на температуру наружного воздуха. Например, когда днем на улице стоит плюс двадцать, регулятор подачу тепла в дом перекроет, но систему при этом не отключит – она будет заполнена. То есть забор тепла из сети будет приостановлен. Ночью снизилась температура – регулятор  открыл подачу сетевой воды, дом нагрелся. Меньше затрат и больше комфорта.

Самый хороший пример – детские сады. Во всех новых садиках  такие регуляторы установлены на основании отраслевых требований и правил.  И  уже очевидно: ни одной жалобы на жару или холод, а затраты при этом на отопление заметно ниже, чем в соседних учреждениях такой же площади, где таких регуляторов нет.

Надеемся, и до нас такая практика дойдет. Кстати, половина Новосибирска такие терморегуляторы уже установили.

  •  – А еще, когда двигают запорную арматуру в доме из-за жары, часто вспоминают энергетиков. То, что даже в тепло ТЭЦ готова «жарить», чтобы потом взять больше денег с населения, – устоявшееся мнение.

– Любое здание не возьмет тепловой энергии из сети больше, чем ему положено. Это просто законы физики. Все «лишнее» тепло уходит в сеть через обратку, при этом уровень комфорта в доме регулируется открытыми форточками, перекрыванием радиаторов или завешиванием батарей одеялами. При этом неостывшая вода уходит обратно на ТЭЦ, точнее – в  наши потери.

Да, не секрет, что многие думают, что мы завышаем параметры, чтобы больше тепла продать. Но давайте посчитаем. Чтобы, как говорят, «жарить», мы должны себе сверхнормативных потерь заложить еще больше. А этих сверхнормативных потерь потребитель сможет «взять» не больше десяти процентов. Соответственно, оставшиеся девяноста процентов мы потеряем в своих сетях.

Когда потребитель берет тот объем тепла, который ему необходим, у нас сокращается объем электроэнергии на прокачку ее в сетях для доставки потребителям.  Это снижение выгодно всем, и ТЭЦ прежде всего. Поэтому если кто-то утверждает, что мы заинтересованы в ином, он просто не понимает самого процесса доставки тепла.

Мы заинтересованы в качественном теплоснабжении. А для этого должны понимать, сколько тепла требуется городу или конкретному району, скажем, в минус десять или в минус тридцать. Тогда сможем выстраивать более точные температурные графики и  режимные карты. Автоматизация такие бы вопросы решила, и к этому необходимо стремиться. А пока будем делать все возможное, чтобы на старте следующего отопительного сезона действовать синхронно с потребителями, и это не позволит параметрам так сильно колебаться.

 

Читать в полной версии ➔