Министр образования Алтая рассказал, как будет организовано обучение детей
Алтайский министр образования Максим Костенко ответил на вопросы, волнующие всех родителей. Предлагаем вам краткие тезисы из речи министра, касающиеся нового учебного года. Полную версию программы «Переговорка» можно посмотреть по ссылке.
Что будет 1 сентября?
На вопрос ответить сложно – и есть ли вообще какой-то человек на Земле, который пока точно может ответить на этот вопрос: что же будет 1 сентября. Но мы, как Министерство образования и науки Алтайского края, полностью готовы, чтобы 1 сентября идти в школу вместе с детьми. Мы все делаем для того, чтобы школы 1 сентября 2020 года начали работать – для всех классов – с 1 по 11.
Кстати, в этом году детей в школы края придется примерно на 5000 больше, всего их будет 280 тысяч детей.
Мы для этого должны сделать максимум возможного и стандартного для вхождения в новый учебный год – это необходимый ремонт, готовность к отопительному сезону, все, что касается учебно-лабораторного оборудования подготовить. Но и добавляются в этом году дополнительные меры безопасности, учитывая ковид-19.
По какому расписанию будут учиться дети?
Главным санитарным врачом России изданы методические рекомендации. Они, действительно, у многих людей – и профессионалов в сфере образования, и у родителей - вызывают не только интерес, но и некоторые сомнения, даже сопротивления. Это проблема – как рассадить детей в классе. А как быть, если классы переполнены и это городская школа? Как обеспечить разобщенность детей во время перемен? Как организовать питание в столовых?
Сейчас рассматриваются варианты и ступенчатого расписания, и перевода в некоторых школах во вторую смену. Мы представим школам основные типы организации учебного процесса, исходя из наполняемости школы, площади, их проектной мощности.
Варианты организации процессов обучения
Ступенчатое расписание. Это когда уроки начинаются не ровно в 8.00, а так: 8.00, 8.15, 8.30, 8.45 и т.д. И таким образом, в течение часа – с 8 до 9 – разные параллели, разные классы заходят в школу. Такое расписание дает возможность при отмене звонков сделать скользящий график перемен и такой же график питания. Таким образом мы создадим условие невозможности объединения больших групп детей.
Второй способ: «Один класс – один кабинет». Для начальных классов он и так всегда один, для средней и старшей школы мы привыкли, что с 5-го класса у нас есть отдельные предметные кабинеты и классы по расписанию переходят из кабинета в кабинет. В данном случае школам предложено подумать над тем, что даже в старших классах учащиеся все равно будут находиться в одном кабинете.
Третий вариант – перевод сменности в двухсменный режим, там, где даже был односменный, а 10 и 11 у нас всегда учатся в односменном режиме – будем предлагать переводить на двухсменный.
Дистанционка?
Больше всего напряжения, конечно, будет при организации учебы для начальных классов. И в отношении их мы будем рассматривать вопросы, как еще более гибко подойти к этой системе. Например, один из вариантов – это перевод одного-двух предметов в дистанционное обучение (даже боюсь произносить сейчас это слово, потому что многие родители скажут: «Ага, вот оно то самое дистанционное образование!»). Мы будем предлагать для начальной школы такие предметы, которые называются «родной русский язык», «родная литература» - это так называемые предметы одного часа, которые возникли совсем недавно - мы будем предлагать их осваивать в удаленном формате. Это позволит и сэкономить время для детей, и разрядить нагрузку, которая возникает. А в некоторых случаях даже позволит вновь школам вернуться из шестидневки в пятидневку.
Мы примерно подсчитали, сколько нужно средств, чтобы организовать единую локальную региональную систему онлайн-образования, чтобы она могла выручать школьников, учителей и, конечно же, родителей в подобных чрезвычайных ситуациях. Требуется не менее 15 млрд рублей. И это только на Алтайский край. Это какая-то бесконечная цифра. Но, к сожалению, только ты приобретаешь и устанавливаешь компьютеры, как они уже начинают устаревать, и снова требуется что-то новое. Мы за лето провели паспортизацию всех школы и увидели. Что в некоторых образовательных учреждениях у нас стоят компьютеры еще 97-го года выпуска. Так что вряд ли речь может идти при таком раскладе о дистанционном образовании.
Дети будут в масках?
Дети будут ходить в масках и на уроках? Я уверен, что люди из Роспотребнадзора сказали бы сейчас: «Да, конечно, обязательно! Потому что это очень эффективная мера защиты при любой инфекции». Но мы же понимаем, что в детском коллективе такое очень сложно соблюсти. Поэтому, конечно, мы будем рекомендовать ношение масок, будет организован режим термометрии, конечно, будут установлены в школах дезинфицирующие средства – и в классе, и в столовой, и при входе в школу. На входе детям не только будут обеззараживать руки, но и подошвы обуви. Но мы понимаем, что невозможно от ребенка стопроцентно требовать исполнения ношения маски.
Термометрические термометры для школ передадут из краевого ЦИК – те самые, с которыми работали на голосовании за поправки в Конституцию. Они были приобретены за счет средств краевого бюджета. Эти же термометры «работали» в пунктах приема ЕГЭ. Задачи по покупке дезинфицирующих средств прежде всего будет возложена на муниципалитеты.