Народный дом: клуб, прачечная, борьба с пьянством
В городской Думе Бийска начала XX века вопрос о создании театра поднимался неоднократно. Но так как свободными финансовыми средствами Дума не располагала, то депутаты начали ходатайствовать о предоставлении беспроцентной ссуды в 50 тысяч рублей из государственной казны с погашением в течение 25 лет. Однако министр финансов России в ходатайстве бийчанам отказал.
Впоследствии Дума дала согласие на ассигнование строительства из средств городского бюджета, но в случае если найдется учреждение или частное лицо, которое согласится ссудить эту сумму с выплатой городу по 2 тысяч рублей в течение все тех же 25 лет.
Особое требование - сухой закон
4 декабря 1912 года господину городскому голове поступило письмо от отставного полковника Антона Петровича Копылова, племянника купца-монголиста Павла Копылова, которому дядя завещал некоторую сумму для благотворительных целей по своему усмотрению.
Антон Петрович Копылов написал в заявлении:
- Со своей стороны находя, что в городе Бийске простой народ часы своего досуга проводит не только бесполезно, но часто и вредно, в целях отвращения народа от пьянства, проведение в среде его посредством чтения лекций, кинематографов и тому подобных здравых нравственных понятий основных правил общежития и предоставления ему различных развлечений, я, во исполнение воли покойного дяди, выражаю мое согласие дать городу беспроцентную ссуду на 25 лет на постройку Народного дома.
Для этой же цели я готов внести еще 50 тысяч рублей – как пожертвование. Имеющие поступать ежегодно взносы по уплате ссуды я также жертвую на содержание Народного дома. При этом я ставлю условия:
- Народный дом должен быть имени Павла Копылова.
- Заведывание Народным домом должно быть предоставлено обществу попечения о начальном образовании в Бийске, в задачи которого будет входить народное просвещение.
- Я, Антон Петрович Копылов, должен состоять пожизненным членом распорядительного комитета Народного дома.
- В помещении Народного дома ни при каких условиях не должны продаваться спиртные напитки (хотя бы даже и пиво), напротив всеми мерами должны быть проводимы идеи трезвости и воздержания; равным образом в Народный дом не должны допускаться лица в нетрезвом состоянии, а замеченные нетрезвыми уже в помещении немедленно удаляться.
- Народный дом должен состоять из: общего зала для лекций, народных чтений, театральных представлений и кинематографа; дешевой столовой и чайной; помещения для общественной библиотеки с читальным залом при ней; помещения для биржи труда; желательно бы иметь при Народном доме помещение для воскресной школы для взрослых.
- Дешевая столовая-чайная, читальня и биржа труда должны быть открыты ежедневно. Вход в них и пользование читальней, а также народные чтения и лекции – бесплатные. Плата за чай, кушанья, кинематограф и все увеселения должна быть, по возможности, низкой настолько, чтобы вместе с ежегодным взносом от городской управы покрывался весь расход для безостановочного функционирования всех упомянутых учреждений и по ремонту дома.
- Подробная разработка данных для составления плана Народного дома и наблюдения за его постройкой должны быть предоставлены особому комитету, состоящему из меня, А.П. Копылова, и трех лиц по выбору общества попечения о начальном образовании и трех лиц по выбору городской Думы.
Предложение Антона Копылова о пожертвовании на постройку 100 тысяч рублей на всех выдвинутых им условиях было принято единогласно. Тогда же был объявлен конкурс на лучший проект новостройки. Победил известный сибирский инженер-строитель Иван-Каликст Носович.
Исходя из того, что Народный дом задумывался как одно из лучших зданий города того времени и, следовательно, должен был быть построен на видном месте, было подготовлено ходатайство о выделении для строительства участка земли на Мальцевской площади (части улицы Успенской).
Дума Бийска это ходатайство удовлетворила, а ее решение одобрил 9 июля 1913 года Томский губернатор. В 1914 году началось строительство Народного дома. Один из последних документов, касающихся строительства этого здания, поступил в Бийскую городскую управу в июне 1916 года. Из него следовало, что:
- Комитет по постройке здания Народного дома имени Павла Копылова в заседании от 25 июня 1916 года выяснил, что пожертвованные на постройку 100 тысяч рублей с наросшими процентами и другими поступлениями израсходованы. В израсходовании их имеются оправдательные документы. Считая свою миссию законченной, комитет просит городскую управу здание Народного дома принять.
23 ноября 1916 года состоялось торжественное открытие Народного дома, хотя строительство театрального зала было еще не совсем закончено.
Мой дядя самых честных правил
Сам Антон Копылов был интереснейшим человеком. И в нашем заштатном Бийске он оказался волею случая. До 1911 года он служил в армии, в гарнизоне крепости Иван-города (ныне г. Демблин в Польше) и при этом он совершенно не подозревал, что ему, скромному армейскому офицеру, вскоре придется ехать на Алтай, в Бийск, и выступать там в роли богатого мецената.
В 1911 году Антон Копылов приехал в Санкт-Петербург, чтобы пересдать экзамены на получение звания полковника. В столице он встречается с офицером, приехавшим из Бийска, и узнает от него, что его родной дядя, богатейший купец Павел Копылов, о котором племянник знал лишь понаслышке, умер и оставил ему в наследство громадное состояние.
Заметим, что бездетный купец также ничего не знал о судьбе своего племянника и не имел с ним никаких контактов, но в своем завещании просто указал, что «все оставляет своему безвестному племяннику Антону Петровичу Копылову».
Копылов приехал на Алтай, в Бийск, и остался здесь уже навсегда. В 1914 году он начинает строительство Народного дома, в этом же году воздвигает каменные здания для мужской гимназии, затем здание «Городского добровольного пожарного общества». В 1915 году учреждает городской «Общественный банк». В 1916-1917 годах строит здание для учительской семинарии.
Копылов был удивительным человеком и бийской купеческой знатью воспринимался как чужак. Что стоит тот факт, что, например, в 1917 году Антон Копылов тайно передал 40 тысяч рублей на нужды местной городской организации РСДРП. Меценат, благотворитель, социалист, военный – все это о нем.
Среди членов Бийского Совдепа Антон Копылов пользовался большим уважением и не случайно, в 1920-м году бийский исполком рассматривал дело Копылова и вынес следующее решение: «За заслуги в деле развития просвещения в Бийске назначить Антону Петровичу Копылову пожизненную пенсию и сохранить за ним один из его особняков».
Умер Антон Копылов в Бийске, его прах покоится на старом Нагорном кладбище.
Банк, кружки, музей и прачечная
Если говорить нашим языком, то Народный дом в Бийске был не театром, а скорее, клубом, Домом культуры в комбинации с отделением банка и Домом быта. Уже с 1915 года при нем начали действовать бесплатные кружки для горожан – кройки и шитья, любителей чтения и драматического искусства. Здесь была организована первая в истории Бийска молодёжная библиотека и открыта выставка коллекции различных предметов музейного значения (старинные монеты, утварь, оружие, одежда алтайцев и монголов и т.п.).
Изредка на сцене Народного дома за умеренную плату, а то и вовсе бесплатно выступали труппы заезжих артистов (своей театральной труппы в Бийске не было). Например, в 1918 году бийчане впервые со сцены Народного дома услышали симфонический концерт под управлением Ключихина и скрипача Каплана. С их помощью тогда была организована даже музыкальная школа с классами фортепиано и вокала, хорового пения.
Народный дом обеспечивал бийчанам ряд существенных удобств – чисто житейского, бытового плана: в подвальной его части располагались прачечная и дешевая столовая, а на втором этаже размещался общественный банк, в котором каждый мог получить денежную ссуду на условиях гораздо более выгодных нежели в других кредитных учреждениях города.
Народный дом был настоящим проводником культуры для большинства горожан. Он не только развивал и обучал, но и позволял определить свое призвание. Блестящий тому пример – судьба заслуженной артистки РСФСР Мары Генераловой. Ее путь на большую сцену начался именно из Народного дома, из вокального кружка, который она посещала в 1917-1918 годах.
С приходом Советской власти здание Народного дома стало служить Бийскому Совдепу – там проводились митинги и собрания. Поздней осенью 1919 года, когда в городе находились белочехи, башенка здания использовалась в качестве укрытия для комиссара Совдепа Малетина. Он скрывался там на протяжении двух месяцев, но позже был схвачен и зверски убит.
В 1920 году в зрительном зале Народного дома проходил судебный процесс над Бородиным, одним из бывших совладельцев льно-текстильной фабрики. Сторонники Бородина, пробравшись на балкон, пытались организовать поджог, чтобы, воспользовавшись паникой, освободить Бородина. Но пожар был быстро ликвидирован и процесс над Бородиным состоялся.
В начале 20-х годов ХХ века здание Народного дома активно использовали для проведения культпросветработы. Здесь размещались клуб, библиотека и шахматная комната работников госторговли, действовала художественная студия, выступали различные иногородние драматические и оперные коллективы.
В сезон 1923-24 годов на сцене Народного дома была впервые в Бийске поставлена опера «Борис Годунов».