Бийский рабочий

Отдавать не отдавать: чем детсадовские дети отличаются от домашних

Май – традиционная пора распределения малышей по детским садам.
Читать в полной версии ➔

Именно в это время трехлетки получают направление, посещают врачей, сдают анализы, чтобы летом впервые прийти в группу детского сада.

 

Опросы показывают, все больше родителей предпочитают оставлять детей дома. Причины называют разные, и многие из них не лишены здравого смысла. Конечно, если выбора особого нет, то и размышлять об отказе от места в детском саду не стоит.

Но если выбор есть? Многие мамы не выходят на работу, принимая на себя обязанности по воспитанию и развитию ребенка. Не имея специального образования, иногда бывает сложно принять правильное решение, но объяснить, почему нельзя обижать животных, а мусор надо выкидывать только в урну, конечно, можно. К тому же в век интернета найти информацию о книжках по возрасту и мастер-классы по лепке, аппликации, поделкам из листьев, ваты или пуговиц легче легкого, было бы желание.

Родители, дети которых регулярно посещают детский сад, успешно переложили подобные обязанности на плечи опытных воспитателей. В стенах детского сада научат самостоятельно одеваться, кушать, ходить в туалет, соблюдать режим.

Зато ребенок, оставшийся дома, не плачет без мамы, реже болеет, обладает возможностью выбора и правом голоса.

Так что же выбрать: детский сад или дом? И есть ли существенные отличия между детсадовскими детьми и домашними? С этим помогут разобраться специалисты.

 

ЗДОРОВЬЕ

Самая главная причина отказа от детских садов – частые болезни. Группы в детских садах многочисленные (25–30 человек). Отслеживание заболевших ребят формально входит в обязанности персонала образовательного учреждения, но на деле именно в детском саду ребенок болеет чаще.

Большинство мам, как под копирку, повторяют одну и туже историю: ребенок неделю ходит в детский сад, две недели проводит дома, на больничном. А вот домашние дети болеют редко. Многие бийчанки уверенно отстаивают детские сады, считая, что именно частые ОРЗ и ОРВИ укрепляют иммунитет, и если этими болячками не переболеешь в детском саду, то они настигнут ребенка уже в школе, но пропускать школу куда тяжелее. А что думают медики?

 

– Подобное мнение верно лишь отчасти,– говорит педиатр Алексей Дегтярёв. – Иммунитет бывает общий и специфический. И если последний можно «натренировать» частыми вирусными заболеваниями, то общий становится сильнее с возрастом. Организм, который чаще сталкивается с болезнями, постепенно учится справляться с ними быстро. Но и тут не все так просто. Все зависит от индивидуальных особенностей организма. Часть детей, начиная ходить в детский сад, болеют часто, но легко. У некоторых же заболевания протекают тяжело и могут перерасти в хронические. Таким малышам лучше отказаться от детского садика в пользу дома. Не нужно бояться, что болезни замучают в школьном возрасте, к семи годам иммунитет ребенка гораздо сильнее, с каждым годом он значительно укрепляется, поэтому опасности в частых ОРВИ нет.

 

ОБЩЕНИЕ

Детский сад – это первые друзья, общение, умение делиться. Ребенок учится жить в коллективе, но многие родители считают, что чаще общение формирует «стадный инстинкт». Даже если ребенок придерживается противоположного мнения, чем большинство, решение он чаще всего принимает «как все».

Еще одним минусом группового общения родители называют многочисленные грубые слова, которые дети копируют друг у друга. Не последнюю роль играет и невнимательность к детям. В государственных детских садах в группе обычно присутствует лишь два взрослых человека – воспитатель и няня. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: уследить за всеми сложно, а это возможные драки, конфликты, травмы. И винить воспитателя нельзя, что и говорить, им медаль давать надо за такую нагрузку. Так может действительно отказаться от садика и отдать предпочтение регулярным занятиям в студиях развития?

 

– Детям, которые не посещают детский сад, сложнее взаимодействовать в коллективе, – говорит Любовь Родионова, педагог дополнительного образования. – За 13 лет работы с детьми я заметила, что домашние дети не могут общаться в коллективе. Не делятся игрушками, не знают, как вести себя, когда их дразнят, например. А ребята должны уметь правильно отреагировать как на дружелюбное отношение, так и на конфликт. Домашние дети либо не умеют общаться с другими, что делает их замкнутыми, либо не хотят обращать внимание на желания и нужды товарищей, проявляют гиперактивность. Отличие только в этом, по уровню знаний нет никакой разницы. Если с ребенком занимаются или он посещает специальные занятия, то часто домашние ребята дадут фору остальным.

 

РАЗВИТИЕ

Самый большой страх любого родителя, что их ребенок будет хуже сверстников. А в понятие «хуже» входит много компонентов: нельзя быть глупее, меньше заниматься спортом, посещать меньше секций и кружков. Именно этот страх толкает родителей включиться в гонку. Посещать гимнастику, танцы, английский, обязательно трижды в неделю, плавание, вокал и много многое другое.

Расписания занятий ребятишек дошкольного возраста уже даже начали высмеивать в разнообразных юмористических передачах, а это означает лишь одно: проблема приобрела всероссийский масштаб.

Детство – самая лучшая пора, но некоторые родители превращают его в тяжкую обязанность.

Именно недостаточное развитие угнетает родителей, которые хотят отказаться от детского сада. Само собой, заниматься дома или посещать занятия по возрасту необходимо, не перед телевизором же сидеть. Но нужно ли избыточное развитие детям? Учителя начальных классов отмечают, что разница между домашними и детсадовскими детьми видна невооруженным глазом, но не в интеллектуальном плане. Первые менее самостоятельные, более медлительные, привыкшие, что им при любой трудности помогут, подтолкнут, протянут руку помощи. Любое препятствие, будь то необходимость поесть на перемене за 10 минут или быстро переодеться на физкультуру, настораживает их, может даже вызывать стрессовые реакции. Но уже к концу первого класса дети выравниваются.

Читать в полной версии ➔