Почему пользоваться порталом «Госуслуги» не только удобно, но еще и выгодно
Самый известный и популярный портал так и называется «Госуслгуи». О преимуществах получения государственных услуг через специализированный портал говорим с Надеждой Стрельниковой, начальником миграционного пункта отдела полиции «Восточный» МУ МВД России «Бийское».
- - Надежда Сергеевна, казалась бы, о сайте «Госуслуги» сказано уже многое, его активно рекламируют уже на самом высшем уровне. Неужели еще остались те, кто не знает о его существовании или с чем-то путает? Я говорю именно о людях, для которых работа с компьютерами и гаджетами не что-то совсем уж новое.
- Я бы сказала так: у некоторых граждан еще нет разграничения понятий портал «Госуслуги» и Многофункционального центра. «Госуслуги» - это сам сайт, который находится непосредственно в Интернете. Мы заходим на него – с компьютера или мобильного телефона, можно установить специальное приложение, чтобы каждый раз не искать его в сети, регистрируемся и приступаем к работе. Но бывает так, что советуешь гражданину обратиться на сайт «Госуслуги» - это и быстрее, и дешевле, но человек понимает это по-своему: он идет за получением услуги в МФЦ. Надо отметить, что воспользоваться можно любой из этих площадок.
- - Что потребуется для регистрации на сайте?
- Во-первых, конечно, само устройство. Кому как удобнее – компьютер или мобильный телефон. Во-вторых, при самой процедуре регистрации портал попросит вас указать данные из двух документов: это паспорт гражданина Российской Федерации и СНИЛС. Портал проведет проверку введенных данных, после чего вам потребуется подтвердить свою личность. Делается это при личном обращении. Для пользования сайтом это нужно сделать всего один раз. Подтвердить свою личность можно как в отделениях Многофункционального центра, так и в отделах по вопросам миграции – это миграционные пункты в отделах полиции Восточный, Приобский, Заречье и отделение по Бийскому району. Занимает это буквально две-три минуты.
- - Вне зависимости от того, где мы подтверждаем личность, пользоваться услугами сайта потом можно по всем направлениям?
- Конечно. Один раз зарегистрировавшись, гражданин получает открытый доступ к услугам и налоговой службы, и Пенсионного фонда, и полиции, и здравоохранения – всех не перечислить. Вы сможете, не выходя из дома, отправить заявления, декларации, получить справки, записаться к врачу, узнать состояние пенсионного счета и прочее.
- - Давайте поговорим на примере вашего ведомства. Какие ваши услуги сегодня наиболее востребованы?
- Таких несколько. Это обмен паспорта гражданина Российской Федерации по достижении определенного возраста (напомню, 20 и 45 лет), из-за обнаружения ошибок или дальнейшей непригодности к использованию. Замена паспорта через «Госуслуги» дает скидку на госпошлину. Например, если при личном обращении пошлина на получение или обмен паспорта составляет 300 руб., а при порче или утрате – 1,5 тыс. руб., то при обращении через сайт это будут 210 руб. и 1050 руб. соответственно. Одной из самых популярных остается услуга получения или замены заграничного паспорта. Также много обращений идет за регистрационным учетом – то есть получением или сменой прописки, адресно-справочной информацией, приглашением иностранных граждан на въезд.
- - Если с российским паспортом все понятно, то с чем вы связываете такой бум с получением заграничных паспортов?
- Все просто. Обращаясь за услугой через портал «Госуслуги», гражданин получает 30-процентную скидку на любую услугу. Соответственно, если размер госпошлины за получение заграничного паспорта нового образца составляет 5 тыс. руб., то при обращении через портал она снижается до 3,5 тыс. руб. Разница в 1,5 тыс. руб. довольно существенная, поэтому спрос на эту услугу именно в электронном виде только возрастает.
- - Существует несколько видов загранпаспортов. Чем они отличаются?
- Действительно, есть два вида заграничных паспортов граждан Российской Федерации. Они отличаются сроком использования. Паспорт нового образца с содержанием электронного носителя информации о биометрических данных владельца можно использовать на протяжении 10 лет. Эти паспорта мы изготавливаем и выдаем в Бийске уже давно. Эти загранпаспорта более популярны.
До недавнего времени в Бийске мы могли только принимать заявления на получение загранпаспорта старого образца, пятилетнего срока использования. Непосредственно их изготовлением занималось наше управление в Барнауле. С 20 января у нас появилась возможность самим изготавливать на месте и их.
- - Госпошлина за их получение разная?
- Если заявление на их получение оформлять дистанционно, то есть через портал «Госуслуги», то получение паспорта нового образца, сроком на десять лет, обойдется в 3,5 тыс. руб. Паспорт сроком на пять лет - в 2,5 тыс. руб. При этом хочу напомнить, что фактический срок использования паспорта меньше, поскольку едва ли туроператор рискнет отправлять за границу туристов, у которых срок действия паспорта истекает через несколько месяцев.
- - А когда не ты уезжаешь за границу, и из-за границы приезжают к тебе – частая ситуация?
- Довольно частая. К нам много обращаются для оформления приглашения иностранных граждан. Эта услуга очень востребована в Бийске: у многих есть родственники за границей. Прежде всего, это родственные связи с гражданами Германии. Кроме того, сегодня бийчане стали активно приглашать друзей, с которыми познакомились через Интернет.
- - Еще одна востребованная услуга: получение или смена прописки. Есть какие-то моменты, на которые при этом нужно обратить внимание?
- Да, при обращении за услугой регистрации или снятия с регистрационного учета нужно учитывать один нюанс. Хотя портал предлагает выбрать любое отделение, в которое гражданину было бы наиболее удобно обратиться, поставить необходимую отметку в документах он сможет только в том подразделении, к которому относится дом, регистрацию в котором он хочет получить. Поэтому если получатель услуги выберет другое подразделение, мы сообщим ему об этом и перенаправим в нужное отделение. Поэтому обязательно нужно почаще заходить в свой личный кабинет на «Госуслугах», чтобы проверить, есть ли уведомления. Кроме того, лучше сразу обратить внимание, какое именно подразделение вам нужно. Сам сайт это подскажет: выбирайте то отделение, которое в предлагаемом списке стоит первым.
- - Кстати, по поводу уведомлений, которые приходят в личный кабинет на портале. Бывает так, что система говорит, что нас пригласят на прием или получение документов, скажем, в течение недели. Может ли быть так, что приглашение придет гораздо раньше?
- Очень часто именно так и выходит. Ведомства принимают обращения, заявления граждан в течение суток. А это значит, что в тот же или на следующий день уже придет уведомление о приглашении на прием, а сам прием могут назначить через день-другой. Поэтому еще раз обращаю внимание: нужно чаще проверять свой личный кабинет. Кроме того, помимо приглашения в нем будет указан перечень документов, которые необходимо будет иметь при себе.
- - Надежда Сергеевна, это конечно, все очень здорово и удобно, но у нас огромная прослойка граждан, которые с компьютером отнюдь не на «ты». Если нет возможности попросить о помощи с регистрацией детей, внуков, соседей – кто поможет?
- Мы помогаем, проводим консультации, помогает и просто в телефонном диалоге: вплоть до пошаговых объяснений куда нажать, что ввести. Кроме того в этом помогают и консультанты Многофункциональных центров. Там также стоят на площадках компьютеры, и специалисты помогают с регистрацией и рассказывают о портале.