Бийский рабочий

В последний вагон: почему в трамваях и автобусах Бийска никто не хочет ездить

Из-за снижения пассажиропотока общественный транспорт Бийска терпит убытки.
Читать в полной версии ➔

Чуть больше года в Бийске работает предприятие «Бийскгортранс». Пришло время подведения первых итогов и определения новых целей и задач. Пока на данный момент очевидны результаты работы в прошлом году. Нынешний год пока оценивать рано.

2019 – 2020

В 2019-м году 207 автобусов обслуживали 45 маршрутов, и 73 трамвая - 8. И только пассажироперевозки принесли предприятию более 125 миллионов доходов. Были и расходы, в основном, на содержание трамвайных путей. В частности, проведен капитальный ремонт на пересечениях улиц Васильева – Липового, Мерлина – Спичечный, Мерлина – Митрофанова, Мартьянова – Ударная, «Сибприбормаш». Также проведена частичная замена контактного провода и приборов учета. Изготовлено и установлено 14 остановочных павильонов, отремонтировано - 30. Эти данные приведены из официального отчета администрации. Указываются в отчете и убытки – почти 3 миллиона рублей. Причем, объясняются они снижением общего пассажиропотока. Вероятно, в Бийске стало больше автолюбителей.

В последний вагон: почему в трамваях и автобусах Бийска никто не хочет ездить . Фото: Сергей Кулыгин

Не прибавилось желающих пользоваться общественным транспортом и в 2020 году. Напротив, их стало еще меньше. Коронавирусная самоизоляция сделала свое дело. В апреле-мае пассажиропоток упал на 50 %, в июне – на 26 %. Не восстановился он и по сей день. Причем, как в трамваях, так и в автобусах.  Правда, летом должны были выручить садоводческие маршруты, но и их расписание пришлось корректировать из-за недостатка пассажиров. Гонять автобус из-за трех-пяти пассажиров, очевидно, нерентабельно.

Впрочем, несмотря на проблемы, сбоев в работе общественного транспорта удалось избежать. Однако, полную картину развития транспортной ситуации в городе можно будет увидеть только в конце года.

Тарифы для трамваев

Динамика снижения пассажиропотока стала одной из причин повышения стоимости проезда с 1 августа. Понятно, что все сработало комплексно, в ситуацию вмешались рост цен на электроэнергию и горючее, износ транспорта. Чтобы выровнять ситуацию, рассматривается несколько вариантов снижения убытков.

Один из них - переход предприятия на щадящие тарифы по электропотреблению. Речь идет о трамваях. В данный момент активизируются переговоры с ресурсовиками. Ведь, чем быстрее завершатся переговоры и будут подписаны договоры, тем быстрее на предприятии произойдет снижение затратной части перевозок электротранспортом.

А вот пересмотр расписания движения трамваев ожидаемых результатов не дал. Изменение графика работы электротранспорта, в принципе, процесс сложный. И часто, перемены в  расписании по одному маршруту, автоматически влекут за собой  изменения на другом. И все принятые попытки снизить убытки за счет уменьшения пустопорожних рейсов завершились возвратом к исходному графику. Полученная экономия, оказалась несопоставима с доходами даже в провальные часы.

Так, что вся надежда на новые тарифы.

В последний вагон: почему в трамваях и автобусах Бийска никто не хочет ездить . Фото: Сергей Кулыгин

Большие или маленькие

Среди перспектив развития автобусного общественного транспорта - появление на улицах Бийска автобусов большой вместимости. В горадминистрации такой вариант, в первую очередь, связывают с ремонтом транспортных развязок и вероятным расширением общей сети автобусных маршрутов. В муниципалитет уже поступают предложения от автопредпринимателей, и они будут рассмотрены созданной рабочей группой. Кроме того, возможность обновления автобусного парка может быть связана и с тем, что заключенный контракт на пассажирские автоперевозки заканчивается, и уже сейчас готовится документация на новые торги. Какими будут условия заказчика в лице муниципалитета, пока не озвучивается. Тут следует вспомнить, что «Бийскгортранс» -  предприятие муниципальное. Так что любые изменения в условиях будущего контракта в первую очередь отразятся на его деятельности.

Нельзя забывать и о возможности участия в национальном проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», в котором Бийск безуспешно попытался участвовать в этом году. В новых трамваях нам отказали, потому что их нынче не выделяли регионам, а автобусов мы не просили. Официального подтверждения тому, что Бийск снова попытает удачу в 2021 году, пока нет. Однако отбрасывать такой вариант не стоит. Впрочем, надо понимать, что если фортуна и улыбнется Бийску, то это будет уже муниципальный транспорт, с которым «Бийскгортранс» тоже выйдет на новые торги в качестве участника.

И еще об автобусах большой вместимости.  Предположим, что они зашли на маршруты. Выпускать их на линии с интервалом 5–7 минут будет явно нерационально. Пассажиров для их полного заполнения не наберется. Гонять полупустыми? О какой разумной экономии тогда говорить? Единственным выходом может стать сокращение рейсов, т. е. увеличение интервала движения автобусов.

При таком развитии событий неизбежен и очередной «дележ» маршрутов между муниципалитетом и частными автоперевозчиками. Полагать, что они легко отдадут городу «откатанные» маршруты было бы наивно.

Реформы - только разумные

Не надо делать вывод, что автор статьи против появления в городе муниципального транспорта. Реформы - признак развития, и они, безусловно, нужны. Но, разумные и просчитанные на несколько шагов вперед. И если с развитием трамвайного парка более-менее все ясно, то вот к автоперевозкам очень много вопросов. И хорошо бы найти ответы до того, как будут приняты решения.

 

Читать в полной версии ➔