С какими проблемами сталкиваются бийчане, вернувшиеся из-за рубежа
На днях соцсети облетела информация о том, что бийчанка, которая вернулась из Таиланда, не смогла попасть на прием к врачам. Девушка якобы столкнулась с рядом проблем, в городе ее посылали из одной организации в другую. Хотя согласно памятке, которую получают все вернувшиеся из-за границы, все должно было быть довольно просто.
«БР» решил разобраться, действительно ли у приехавших из-за границы бийчан возникают проблемы с наблюдением у врачей и получением больничного. Для этого мы пообщались с другими горожанами, вернувшимися из-за рубежа. Как оказалось, многие из них опасаются давать комментарии СМИ и рассказывать о проблемах, с которыми они столкнулись. Кто-то мотивировал отказ тем, что ему еще нужно получить больничный, а после откровенного разговора с журналистами могут начаться проблемы.
Другие, осмелившиеся комментировать ситуацию в своем инстаграм, на предложение рассказать об этом в газете, отвечали категорическим отказом и просили нигде не упоминать их имен и историй. Однако нам все-таки удалось найти тех, кто согласился рассказать, как их приняли в Бийске, но только на условиях анонимности.
Пустили по инстанциям
- Мы с семьей прилетели из Таиланда 20 марта. Еще когда не было объявления о том, что всем прилетевшим обязательно нужно будет пройти карантин, я решил, что мы в любом случае отсидимся дома. Я отменил рабочую командировку, она была запланирована почти сразу после возвращения,- рассказывает бийчанин. – Приземлились в аэропорту Новосибирска. В самолете сотрудник Роспотребнадзора раздал нам анкеты для заполнения и памятки о том, как вести себя дальше. На выходе прошли через тепловизор. На словах нам объяснили, что по приезде домой всем обязательно дадут больничный, для этого нужно обратиться в поликлинику по месту жительства.
На словах все показалось действительно просто: звони в поликлинику, открывай больничный, консультируйся с врачами. Однако на деле оказалось несколько сложней. Наши собеседники поняли это, когда добросовестно пытались сообщить о себе.
- В пятницу ночью мы приехали домой, в субботу с утра позвонили в поликлинику, - продолжают бийчане. - Там нас опросили, записали наши данные и дали телефоны горячей линии Роспотребнадзора, как пояснили, именно те, которые должны работать в выходные. По ним мы тоже должны были зарегистрироваться и получить постановление на основании которого на нас смогут оформить больничный.
Дозвониться на горячую линию семья не могла в течении двух дней. Номера, которые дали в поликлинике были постоянно заняты, так что, скорее всего, на том конце провода просто никого не было.
- Тогда я на сайте нашел контакты краевого центра эпидемиологии и обратился туда. Там нам сказали, что проконтролируют работу Роспотребнадзора, но придется подождать понедельника, - объясняет мужчина. - В понедельник из Роспотребнадзора нам позвонили сами. Сказали, что к ним мы обращаться вообще не должны. На вопрос о том, где нам получить постановление для получения больничного, мне ответили: «Вы звоните в свою поликлинику они там все знают». Эту фразу я слышал в ответ на все вопросы, ничего другого я добиться не смог.
После очередной рекомендации позвонить в поликлинику, бийчане так и сделали. Оттуда их направили в Бийскую санэпидемстанцию, чтобы зарегистрироваться еще и там, и снова узнать что-нибудь про больничный.
- В санэпидемстанции наши данные снова записали и наконец разъяснили про больничный. Сказали, что они получат постановление Роспотребнадзора, и после направят его в нашу поликлинику. Нам пояснили, что мы должны сидеть дома, никуда не ходить. На вопрос будет ли нас кто-то наблюдать, никто мне ответить не смог. Получается, что все это мы выяснили только ко вторнику, - говорят бийчане.
В четверг, спустя почти неделю после прилета, с семьей наконец связался врач, он пообщался с нашими собеседниками по телефону, узнал о самочувствии. На десятый день после прилета, согласно памятке, выданной в самолете, у прилетевших должны взять анализы. Пока они не знают будет так или нет, поэтому признаются, что сами с интересом ждут этого.
- Пока мы сидим дома, так как понимаем всю важность этой самоизоляции. Но хочется отметить, что никто нас не контролирует и не проверяет, - отмечает бийчанин. – То есть, по сути люди, которые не чувствуют высокую социальную ответственность, могут свободно отправиться по своим делам, не задумываясь о последствиях.
Звоните и просите
Чтобы понять, как действительно организации должны работать с приехавшими из зарубежья, мы обратились в Министерство здравоохранения Алтайского края.
- Информация обо всех, кто вернулся из других стран в любом случае поступает в Роспотребнадзор, но дело в том, что она может приходить с неким опозданием, для этого нужно время - объяснили в пресс-центре Минздрава. – Поэтому граждане сами могут позвонить на горячую линию Роспортебнадзора и заявить, что прилетели, чтобы их взяли на контроль. Это нужно потому что больничный выдается только по предписанию Роспотребнадзора. Когда вы сообщите, где вы находитесь, в вашу медицинскую организацию придут документы по вам, и вы сможете уже обращаться туда, и просить выписать вам больничный на карантин.
Так что скорее всего звонки и перенаправления от инстанции к инстанции ждут всех, кто решит сообщить о себе. Поэтому следует запастись временем и терпением. Что касается контроля за тем, чтобы прилетевшие сидели дома, то его действительно как такового нет. Здесь все рассчитано на понимание и ответственность граждан.
- Почему-то нашим людям всегда нужно, чтобы кто-то их контролировал. С каждым приехавшим созваниваются сотрудники Роспотребнадзора, поликлиники, - пояснили в пресс-центре. - Но вы сами должны понимать, что можете представлять опасность для других и должны посидеть дома. В первую очередь нужно думать о своих близких и о том, что если из-за несоблюдения мер карантина, вы заразите других людей, то понесете ответственность за это.
Также в ведомстве нам объяснили, что посещать всех прилетевших медики не должны. Это необходимо только если у человека появляются какие-то признаки заболевания. В таком случае он сразу сообщает об этом в поликлинику и к нему приходит врач. Если же никаких признаков нет, то медицинский работник приходить не должен, он может просто звонить вам. Тем не менее, на десятый день карантина брать анализы для проведения теста приходят ко всем.