Сколько в Бийске пьяных водителей и что делать, чтобы «отрезвить» ситуацию
ДТП на Зеленом Клине, наверное, еще долго будут обсуждать в Бийске. Много вопросов было и по водителю, и по действиям сотрудников ГИБДД, и по тому – а стоит ли вообще публиковать в соцсетях подробности подобных происшествий со всей, так сказать, натуралистичностью. А еще самое время задуматься – кто и как ездит по дорогам Бийска. Об этом мы говорим с Иваном ЯЗЫКОВЫМ, начальником МУ МВД России «Бийское».
- - Иван Сергеевич, для начала – можете прокомментировать трагический случай на Зеленом Клине?
- Водитель совершил тяжкое преступление. Поступил звонок, что за рулем может находиться мужчина в состоянии алкогольного опьянения. Сотрудники ГИБДД выехали на место, обнаружили этот автомобиль. Подали голосовой сигнал, включили проблесковые маячки. Автомобиль нарушителя в этот момент стал ускоряться, и буквально через 20-30 секунд произошла эта трагедия: машина сбила девушку и врезалась в фонарный столб.
Учитывая резонанс, начальником краевого управления было дано распоряжение разобраться с ситуацией. Было возбуждено уголовное дело и принято решение об аресте водителя. На сегодня он находится в СИЗО. Все экспертизы – автотехнические и химические - будут проходить в рамках этого уголовного дела, именно поэтому говорить о том, что водитель был в состоянии опьянения, мы пока не можем.
С места ДТП на Зеленом Клине.
- - Действия наряда ДПС тоже активно обсуждаются. Ваша оценка?
- После ДТП была проведена служебная проверка, инициированная мной. Могу сказать со всей ответственностью: сотрудники действовали в строгом соответствии с законом. Есть свой регламент, как они должны вести себя в подобных случаях, и 31 августа сотрудники четко ему следовали. Они подали сначала световой, потом – звуковой сигналы, но водитель на требование остановиться не отреагировал, и наряд начал движение за автомобилем. Ни на дороге, ни на обочинах в этот момент машин или людей не было. То, что случилось дальше - это несчастный случай, трагедия, конечно.
- - Вообще проблема таких «гонщиков» актуальна для Бийска?
- Да, как, наверное, для всех городов. Конечно, борьба с ними ведется: устанавливаются и камеры видеофиксации, и добровольная народная дружина нам помогает – но это не заменит сотрудников ГИБДД. В летнее время, самый напряженный период, мы даже усиливали работу сотрудников дорожно-патрульной службы за счет сотрудников, которые обычно работают в кабинетах. Это дает результат. Кроме того мы регулярно проводим рейдовые мероприятия, у нас каждую неделю проходят дни профилактики.
Но цифры пока не радуют. За восемь месяцев с начала года нашими сотрудниками выявлено 31 тысяча грубых правонарушений со стороны водителей и более 1000 водителей в состоянии алкогольного опьянения. Из них более 130 человек в таком состоянии остановлены повторно - и они привлечены уже не к административной, а уголовной ответственности. То есть? знают, что могут остановить, осудить – но ведь выпивают и снова садятся за руль! Только вдумайтесь в эти цифры. А ведь даже они не означают, что нам удалось выявить каждого, кто сел за руль в состоянии опьянения.
Иван Языков.
- - Когда их останавливают, как себя ведут такие водители?
- Пятьдесят на пятьдесят. Те, кто понимают, что совершили правонарушение, ведут себя адекватно. Но есть и другие. У нас с начала года зафиксировано более 40 фактов, когда сотрудников ДПС оскорбляли, набрасывались на них, - это уже 40 уголовных дел. А ведь есть и те, кто на просьбы остановиться вообще не реагирует. Уже в 2019 году 70 раз нашим сотрудникам приходилось преследовать нарушителей. Впоследствии было установлено – почти все они употребляли алкоголь. Никто ведь не хочет быть наказанным – потому и «убегают».
- - Бывают экстраординарные случаи?
- Бывают. Не так давно приходилось преследовать даже КамАЗ, водитель которого был пьян. Ехал из стороны в сторону. Шесть экипажей ГИБДД выводили его за город – пришлось взять грузовик в «коробку» и вести. Уже потом, за городом, наши сотрудники применили табельное оружие, чтобы его остановить. А представьте, какая трагедия могла бы разыграться, если бы мы его не преследовали и не остановили.
Более тысячи водителей в состоянии опьянения задержали с начала года.
- - А можно составить обобщенный портрет пьяного водителя?
- Знаете, что печально? Раньше в основном это были мужчины, а сейчас среди таких водителей много и женщин. И кстати дамы довольно часто и вступают с перепалку с сотрудниками ГИБДД, оскорбляют, пытаются ударить. Буквально за восемь часов до трагического случая на Зеленке, было ДТП, при котором управлявшая автомобилем дама, тоже в состоянии опьянения, въехала в электроопору. А автомобиль – весь полон людей. Это просто случайность, что там никто не погиб.
Я пытаюсь анализировать, почему поток таких водителей не снижается. Не понимаю. То ли отсутствует чувство страха перед законом, то ли просто есть уверенность, что именно его не остановят, не поймают. Хорошо, пусть даже сотрудник ГИБДД вас не остановит, но неужели за себя самого не страшно? Сколько у нас уже есть прецедентов, когда человек, употребив спиртное, совершает ДТП и при этом погибает сам.
Можно долго говорить о принимаемых мерах, об ужесточении наказания, об отремонтированных дорогах и установленных знаках, но пока отношение к соблюдению правил дорожного движения не поменяется в сознании людей – мало что изменится. Должна быть культура вождения, культура пешехода. Без этого правонарушений может быть чуть меньше, чуть больше, но все равно должного эффекта это не даст, пока не изменится отношение к дороге в головах. Поэтому так важно объяснять эти, казалось бы, элементарные вещи подрастающему поколению. А еще – говорить, что будет в обратном случае, иначе все надеются, что с ними никакого несчастья не произойдет. Только без «ярких картинок», как это было после ДТП на Зеленом Клине.
- - По поводу «ярких картинок». После публикации подобных видео с моментов аварий хотя бы на какой-то период число ДТП снижается? Это действует отрезвляюще?
- Это никоим образом не влияет на число правонарушений, преступлений. Это лишь вызывает в обществе волну гнева и негодования. Я никак не могу понять, что движет людьми, которые выкладывают подобные видео и фото в открытый доступ. Это как минимум неэтично. К тому же все это в тех же соцсетях, инстаграме смотрят дети. И никто не знает, как это потом повлияет на их психику. Поэтому тем, кто фото и видео с особо кровавыми моментами выкладывает, мне бы хотелось сказать: а представьте себя или своих родных на месте пострадавших или погибших. Приятно будет вам видеть и читать все об этом инциденте или нет, и затронет ли это вас за душу или нет? Надо людьми оставаться, и не начинать снимать. Подумайте о родных пострадавших – им потом с этим жить.
- - Получается, ничего не помогает? И наказание ужесточили, и патрули есть, и в сети последствиями пугают. Может быть, проще устранить причину – не продавать алкоголь по ночам?
- В какой-то степени, нам бы это помогло. Мы этот вопрос обсуждали в администрации города. Вот эта вседоступность алкоголя, конечно, ведет к последствиям и на дорогах Бийска, и в принципе к криминогенной обстановке. С другой стороны, мы все прекрасно понимаем – если человек хочет выпить, он найдет, где достать алкоголь. Тут еще встает и законодательный вопрос: как запретить торговлю алкоголем в барах? Так просто не получится – это будет ущемление прав человека. Любой совершеннолетний вправе пойти туда, расслабиться. Главное – чтобы он после этого не совершал преступления и правонарушения. Но не у каждого такой высокий уровень самосознания.
- - Для тех, кто таким сознанием обладает, кто считает себя человеком социально ответственным, что делать, если видишь, что пьяный водитель садиться за руль?
- Не оставаться равнодушным. Я всегда говорю: мы должны работать вместе. Только так можно добиться результата. У нас масса примеров, когда бийчане, сообщая о пьяном водителе, о людях, которые находятся в беде, о подозрительных личностях, предупреждают совершение преступления, а, может быть, и спасают чью-то жизнь. Поэтому не нужно надеяться, что кто-то другой заметит нарушителя, позвоните в полицию, проинформируйте нас, и тогда жить в нашем городе станет безопаснее.