Советы новичкам с чего начать обучение пению дает эксперт по вокалу
С чего начать занятия вокалом и стоит ли петь, если нет слуха - обо всем этом наш разговор с педагогом по вокалу в системе допобразования Марией Синдяшкиной.
- - Мария, вы много работаете с детьми. Скажите, желающих заниматься пением в Бийске действительно становится все больше?
- Преподаю уже семь лет в Доме детского творчества. И скажу, что за последние годы желающих научиться петь становится все больше. Думаю, что это связано, в первую очередь, с тем, что идет много песенных ток-шоу по центральному телевидению.
- - Почему родители отдают детей на занятия вокалом? Чье желание здесь реализуется?
- Бывает по-разному. Иногда сам ребенок хочет петь. Но чаще всего мамы приводят своих детей на занятия вокалом. Был случай, когда папа привел девочку-подростка и сказал, что хочет, чтобы она пела как Елена Ваенга. Работать было непросто, но девочка оказалась очень усердной и все-таки запела.
- - Когда приводят детей - они же не все талантливы. Можно ли научить петь ребенка, если у него нет слуха?
- Талантливы, конечно, не все дети. Но лично я считаю, что научить петь нельзя лишь глухого. Потому что глухой просто не слышит. Чаще всего же у детей, как и у взрослых нет координации между слухом и голосом, а это все можно развить. Все зависит от силы желания. Ну, а способности влияют на то, что кому-то нужно пару дней, чтобы запеть, а кому-то для этого же понадобится год. Я глубоко убеждена, что если выбирать между талантом и трудолюбием, то победит трудолюбие. И большего успеха в жизни обычно добиваются именно более трудолюбивые, а не просто талантливые люди.
- - В каком возрасте ребенка лучше отдавать на занятия вокалом?
- В основном на обучение вокалу родители приводят учеников 3-4 классов. И правильно, это самый подходящий возраст. Старшим детям уже обычно некогда заниматься вокалом, там все больше времени занимает подготовка к экзаменам, репетиторы. Поэтому, я считаю, что отдавать ребенка на занятия вокалом лучше всего в возрасте 9-11 лет.
- - Где сегодня взять песни для детей и подростков? Что Вы учите и поете на занятиях вместе с детьми?
- Сегодня дети хотят петь современные песни. И спорить с этим глупо. Образование должно быть современным, а репертуар интересным для детей и подростков. Поэтому песни ищем везде. Вот вышел мультфильм про Алешу Поповича и серого волка. В нем есть ритмичная песня, и дети ее с удовольствием поют.
В нашем репертуаре есть и хиты прошлых лет. Например, западная группа «Европа». У них есть песня о космосе, но есть и советская песня: «Земля в иллюминаторе» - тоже про космос. Я сделала микс из этих двух песен и сегодня мы их поем.
- - Мария, как вам на занятиях с детьми удается включать в репертуар англоязычные песни. Я сама слышала, что звучит здорово. Но ведь не все дети даже знают английский язык, а тут - пение...
- Дети с удовольствием поют англоязычные песни. Работать над ними непросто, но интересно. Начинаем с перевода, ведь дети обязательно должны знать, о чем поют. Потом пишем транскрипцию и поем. Нравится всем - и детям, и их родителям.
- - Сегодня ты занимаешься вокалом и со взрослыми. Что их заставляет учиться петь, когда вокруг так много разных дел и забот?
- В основном ко мне на занятия приходят женщины 30-35 лет. Они хотели петь давным-давно, но по каким-то причинам это не делали. Вот ко мне на уроки ходит человек с музыкальным образованием. А петь она не позволяла себе, потому что когда-то ей сказали, что голос у нее неприятный, слегка дрожащий. И ей эту негативную оценку было очень трудно переступить и начать петь.
- - С чего начинается обучение вокалу, если человек никогда в жизни не пел вообще?
- Самое сложное при обучении вокалу - это поставить дыхание. Мы привыкли в обыденной жизни дышать грудью, а при пении нужно низко взять воздух. Взрослому человеку, при наличии хорошего слуха, порой достаточно 6-7 занятий, чтобы начать петь. А детям для этого нужно намного больше времени.
- - И еще один вопрос, который мучает меня давно. Почему сегодня в российской современной музыке так мало хороших голосов, в отличие от тех же западных исполнителей. В чем причина такого вокального дефицита, на твой взгляд?
- В вокальной школе Запада и России много отличий. Прежде всего, это разный тип дыхания. Для западной манеры исполнения характерно очень низкое дыхание. Именно оно дает свободу вокала на высоких звуках. Без этого не было бы хитов ни Мэрайи Керри, ни Уитни Хьюстон.
Важен еще и психологический фактор. В западной школе вокала принято, в первую очередь, находить плюсы в том или ином исполнителе. А у нас всегда разбор пения начинают с недостатков. А всем известно, что после критики человек обычно зажимается и уже о свободном исполнении не идет речи.
Мне многие принципы западного обучения вокалу оказались близки и сейчас я их с удовольствием осваиваю. Поэтому всем, кто мечтает петь, советую начать с психологии и правильного дыхания. А там придет сила и красота голоса!