В Бийске почти не видно инвалидов, потому что им трудно выйти даже из дома
Почему не работает законодательство о создании доступной среды для маломобильных граждан, чем грешат современные торговые центры, зачем делать пандусы, спуститься по которым все равно невозможно и куда пойти работать, если найти свободную вакансию непросто и здоровому человеку, – об этом говорим с Артёмом АСТАНИНЫМ, директором Бийского филиала Центра реабилитации слепых Всероссийского общества слепых, советником Системы добровольной сертификации товаров и услуг в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Удобно должно быть для всех
- – Артём Анатольевич, есть оценка, какая доля горожан нуждается в особой, более тщательно продуманной среде для перемещения?
– Городская среда должна быть доступна и удобна для всех. Хотя, конечно, есть категории граждан с особыми потребностями, это прежде всего маломобильные люди – инвалиды различных категорий, пожилые, мамы с детьми.
Сложно оценить весь город. На каких-то участках действительно ведутся работы, чтобы создать все условия для комфортного передвижения. Работа идет – посмотрите на наши парки, дороги, дворы. Их действительно активно ремонтируют. К сожалению, в меньшей степени это касается тротуаров, хотя всякий раз на заседаниях координационного совета по делам инвалидов при главе города мы говорим, что о пешеходах забывать нельзя.
- – Уже четвертый год в Бийске реализовывается программа «Городская среда», ориентированная прежде всего на ремонт дворов и парков. При этом кураторы проекта говорят, что плотно взаимодействуют с населением, чтобы сделать ремонтируемые территории максимально удобными для жителей. Это повышает доступность? Казалось бы, сами люди должны обращать внимание на то, что им особенно важно и нужно.
– Я не раз говорил, что жители не являются специалистами по доступной среде. Они могут сказать о своих проблемах, назвать свои потребности, но мало кто задумывается о том, что будет в будущем. Отсюда просьбы: «Вот здесь нам съезд нужен, сделайте, пожалуйста; а вот тут он не нужен, хотя по документам есть». А это не что иное, как нарушение законодательства. Ведь требования доступности городской среды должны исполняться безусловно.
Такие примеры – по всему городу. Улица Мухачёва, трамвайная остановка «Дом советов», въезд в квартал возле поликлиники. Там провели ремонт дворовых территорий с заменой бордюрного камня. По просьбе жителей в нужных им местах он был занижен, в основном – во дворах. А дальше, на межквартальном проезде, он высотой уже под 20 сантиметров. То есть, чтобы пройти по тротуару, идущему вдоль улицы, нужно как-то преодолевать эти бордюры. Как это сделают люди в инвалидных колясках или мамы с колясками? Они не смогут тут погулять. И переделать ничего нельзя, потому что денежные средства уже израсходованы.
В рамках координационного совета по делам инвалидов была создана комиссия, члены которой прошли по этим болевым точкам и указали, что где нужно исправить. Но подчеркну еще раз, этого и не нужно было делать, если бы требования по обеспечению доступности среды исполнялись сразу.
Наилучшие результаты обучения пространственной ориентации достигаются, когда в учебной группе работают в паре зрячий и незрячий преподаватели.
- – Хорошо, а почему тогда не исполняются? Чего не хватает: желания, финансирования, знаний?
– Здесь есть определенная законодательная коллизия. С одной стороны, требования доступности городской среды для инвалидов и маломобильных групп населения обязательны к исполнению. И при новом строительстве или реконструкции они должны учитываться. С другой – эти самые требования определяются заданием на проектирование. И если заказчик этого проекта требования доступности не указал, то в проекте они учтены не будут. И в итоге мы получаем объект, который кому-то доступен, кому-то недоступен. Да, он, скорее всего, стал лучше и более доступен, но не для всех. Так было, например, при ремонте Петровского бульвара, точнее площадки у спусков в подземный переход. Ситуация тут только ухудшилась.
Кроме того, думая о своих клиентах, предприниматели забывают о других. Если говорить об инвалидах по зрению, проблемой для них становятся парковки, которые буквально отхватывают часть тротуаров. Посмотрите на улицу Красноармейскую. Машины подъезжают чуть ли не вплотную к стенам зданий, не оставляя даже места на проход, не говоря уже о людях в инвалидном кресле, слепых или даже мамах с колясками. По этой причине ученикам нашего центра пришлось отказаться от маршрута по Красноармейской. Десятилетиями мы ходили вдоль Коммунарского – это, наверное, самый известный в городе маршрут слепых, но теперь мы отказываемся и от него из-за парковки у торговых центров, «Старого города» например.
Об универсальном дизайне и «творчестве»
- – А к организациям инвалидов обращаются на этапе проектирования? Должны же проекты какую-то оценку проходить и с этой стороны.
– Безусловно. Любой проект должен пройти согласование с одной из общественных организаций инвалидов. Но закон позволяет пройти это согласование лишь в одной организации, и совсем не факт, что она будет отражать мнение большинства, поскольку не будут учтены потребности инвалидов различных нозологических групп. Я считаю, что законодательно должна быть закреплена норма о независимой экспертизе проекта на предмет его соответствия требованиям доступности. И только после этого должно следовать обращение в организацию инвалидов.
- – Иначе что получается: открыли магазин, к нему пристроили пандус, а воспользоваться им на практике нельзя?
– Такое сплошь и рядом. Тех же пандусов, которые сделаны по нормативам, в Бийске единицы. Большинство хозяйствующих субъектов подходят к этому вопросу формально. И даже если эксперт скажет: построено неправильно, возникает проблема – деньги уже потрачены.
Возьмем, к примеру, торговый комплекс «Воскресенье». Там есть тротуар, который идет вдоль здания и ведет к основному входу, находящемуся на некой возвышенности. И с этого тротуара есть съезды, которые, по мнению проектировщиков, могли бы использовать люди в инвалидных колясках. Всякий раз, видя их, мне хочется спросить создателей: а готовы ли они сесть в коляску и попытаться воспользоваться ими? Я думаю, без специальной защиты – касок, наколенников, они бы не рискнули! Кроме того, эти съезды заканчиваются там, где прямо навстречу открывается дверь дополнительного входа.
Другой пример – ЦУМ. После реновации сделаны очевидные вещи, чтобы повысить доступность здания: есть лифт, эскалаторы, почти вровень с тротуаром полы. Но перед входом есть площадка, высота которой превышает нормативные требования. Входная дверь обустроена по правилам, но уже второй дверью человеку в инвалидном кресле будет затруднительно воспользоваться – ручка высоко. Это такие мелкие вещи, на которых особо не сэкономишь – и их тоже хотелось бы видеть в правильном исполнении.
- – А положительные примеры есть?
– Торговый комплекс «Лента». Он сделан по принципу универсального дизайна. Вы видели там пороги, препятствия, узкие проходы? Все устроено так, чтобы покупатель не испытал никаких трудностей, чтобы добраться пешком до магазина, совершить покупки и откатить их в тележке.
- – Наглядный пример, как все выполнено с умом без сверхзатрат.
– Это самые обычные затраты. Тот, кто строит, тратит точно такие же деньги на организацию этих ступенек, крылечек и прочего «творчества» в виде пандусов. Приведу пример. Одну из аптек как социально значимое учреждение обязали установить пандус. Для этого необходимо было убрать дерево. Разрешение на его спил не дали. Но пандус поставили, чуть ли не вокруг этого дерева. Прямо посреди пандуса появилось отверстие для этого дерева. Как пользоваться этим пандусом, не представляю. Понятно, что установлен он «для галочки». И в этом вся беда. Нужно пересмотреть свое отношение к этим требованиями. Это нужно не для того, чтобы исполнить закон. Это нужно для того, чтобы сюда шли ваши потенциальные клиенты.
Пандусы Бийска.
Помогите стать востребованными
- – Сегодня многие с ностальгией вспоминают Советский Союз, говоря, что тогда все было направлено на благо человека. Тем не менее старые постройки – жилые дома, магазины, даже мэрия – не подразумевают наличия того же пандуса. Проблемы инвалидности как будто не существовало?
– Были два разных концептуальных подхода к проблеме инвалидности – тогда и сейчас. В советские годы у инвалидов была некая анклавность. Я не говорю, что это плохо. Напротив, мы во Всероссийском обществе слепых считаем, что это было правильно. ВОС в этом году исполняется 95 лет. За это время у нас были построены свои предприятия, общежития, реабилитационные центры, санатории, гостиницы. Была некая обособленность от общества, с одной стороны. А с другой – мы были самодостаточны – могли создать те условия, которые удобны и комфортны именно для этой категории. Сейчас концепция другая. Вперед выводят инклюзию: то есть в любом месте мы должны быть готовы взаимодействовать с инвалидом любой категории. Сегодня много говорится о доступности для инвалидов социально значимых учреждений. И очень мало внимания уделяется тому, что мы должны обеспечивать доступную среду и со стороны рабочего места.
- – А вообще, много ли предприятий, готовых предоставить работу инвалиду?
– Мало, особенно предприятий, готовых предоставлять такие места массово. Вот у Всероссийского общества слепых более 150 производственных предприятий, на которых более половина работников - инвалиды различных категорий, в том числе инвалиды по зрению. Трудоустроить их на открытом рынке занятости почти нереально. Эти люди могут работать на специализированных предприятиях, которые создают соответствующие условия. Но нам нужна государственная поддержка. Без нее наша продукция на рынке не будет конкурентноспособной. Я говорю не о качестве, а о цене, в которую будут заложены затраты на создание доступности рабочих мест и обеспечение мер безопасности на производстве. Но это не поддержка рублем. В первую очередь нужна работа, нужны заказы. То есть установление монополии на определенные виды продукции, производить которую могут только такие предприятия. Только в этом случае такие предприятия будут уверены в завтрашнем дне. Они смогут создавать новые рабочие места. Но сейчас предприятия инвалидов испытывают глубочайшие проблемы, решить которые без помощи сверху невозможно.
На предприятии "Росток".
- – То есть заказчик, скорее всего, государство, будет переплачивать за товар, выпущенный таким предприятием. Не проще ли те же средства направить на дополнительные пособия напрямую?
– Непосредственно сам доход – это лишь одна сторона работы. Есть еще инклюзивность, о которой мы говорили,– вливание в общество. Инвалид, как и здоровый человек, нуждается в социально одобряемых результатах своей деятельности. Он хочет и должен чувствовать себя востребованным. В советские годы эта система была хорошо выстроена: все инвалиды были обеспечены трудом. И они хотели работать. Сегодня такое желание мы видим преимущественно у инвалидов старшего и среднего возрастов. У инвалидов младшего поколения мало мотивации к труду. И причин тут несколько. Во-первых, если уровень его дохода будет зависеть от выработки, понятно, что зарплата будет ниже, чем у здорового человека. Да, он не получит ниже минимального размера труда, но эти средства не дадут ему достойно обеспечить себя. Во-вторых, никто ему не предлагает даже эту работу.
Точечный подход не поможет
- – Выходит, не выстроена сама система доступности – жилья, труда, транспорта?
– Напротив, сейчас законодательно выстроена очень стройная и красивая система. По закону регион обязан обеспечить инвалида доступным жильем, построенным по принципу универсального дизайна, либо обеспечить доступность имеющегося жилья. К сожалению, строительство, которое ведется сегодня в Бийске, далеко от соблюдения таких требований. Это понятно, потому что обеспечение доступности весьма затратно.
Но, предположим, такое жилье есть. Выходит инвалид из дома. Дальше доступность прилегающей территории обязана обеспечить управляющая компания. Мы понемногу это даже начинаем видеть, например, появляются лифты, со звуковым обозначением этажа. Меняется входная группа в подъезд: старые ямы, провалы ликвидируются, правда, застилают их почему-то скользкой плиткой. Сейчас ремонтируют придомовые территории, не всегда учитывая требования доступности, но во всяком случае сам проезд становится ровнее.
Далее, там, где заканчивается территория двора, обеспечить доступность должен муниципалитет – с соответствующими тротуарами, общественным транспортом и прочим. И вот инвалид приезжает на работу, где уже работодатель обязан обеспечить условия труда. То есть весь этот комплекс мероприятий законодательно описан. Другое дело, что эта система не работает.
- – Понятно, что многое упирается в финансирование, но наверняка мешает что-то еще.
– Стереотип, что таких людей мало, так стоит ли ради столь малой категории стараться? Но думаете, у нас в Бийске мало инвалидов? Нет. Просто их не видно на улицах города, потому что человек, скажем, в инвалидном кресле, просто не может выйти из своего дома. И даже если выйдет, куда идти дальше? Почистили двор, даже почистили тротуар – хорошо. Но межквартальный проезд все так же завален снегом. Дошел до остановки – и что тогда? Придет автобус, а человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, на костылях, с тросточкой, просто очень пожилой человек даже не сможет в него подняться. Говорят, в Бийске есть низкопольный автобус. Но если он один на двести машин, кто может угадать, где он сейчас и на маршруте ли вообще? Но если бы их была половина, можно было бы уехать. Мне поясняли, что те же автобусы нельзя запустить у нас, потому что дороги недостаточно широкие. Но в последние годы дороги активно ремонтируют – почему не расширить? Подход должен быть комплексным. Нельзя поставить кнопку вызова у входа в магазин и думать, что это как-то изменило ситуацию и вопрос закрыт. Нет, точечный подход вызывает только раздражение.
- – А с годами отношение общества к этому вопросу меняется?
– Да. Все-таки медиа делают свое дело. Общество сегодня и общество в 90-е годы – совершенно разные. Сегодня мы уже готовы задумываться об экологии, о толерантности. Простой пример: во многих домах появились пакеты для сбора пластиковых бутылок для дальнейшей переработки. И если они вдруг пропадают, мы начинаем возмущаться. Так и с вопросом инвалидности: чем больше будет примеров перед глазами, тем чаще это будет восприниматься как норма.
В наш Центр реабилитации приезжают инвалиды по зрению из регионов от Урала до Дальнего Востока, и мы часто слышим, что они отзываются о бийчанах как о чутких, заботливых людях. А все потому, что пока они идут на занятия, им всякий раз предлагают помощь окружающие люди, зрячие. Я-то знаю, почему это происходит. Маршрут, по которому передвигаются слепые, примерно один и тот же на протяжении десяти месяцев в году. И зрячие люди, которые тоже ходят по этому маршруту, привыкли встречать инвалидов по зрению. И кто часто соприкасается с этим, тот становится более чувствительным к проблемам другого. Поэтому о проблеме инвалидности надо говорить больше, чаще ее показывать – это действительно меняет нас.