В Бийске ввели режим ЧС из-за мусора на фоне споров полигона и регоператора
Из-за сложившейся неблагоприятной экологической ситуации в связи с невывозом мусора в Бийске объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Сегодня об этом на планерке в городской администрации объявила Ирина Ломоносова, первый заместитель главы города.
- В связи со сложившейся неблагоприятной экологической обстановкой в городе Бийске из-за образования мусорных свалок решением КЧС введен режим чрезвычайной ситуации. В городе скопились кучи мусора, которые не вывозятся регоператором, и управляющие компании также не предпринимают меры по его вывозу. То, что полигон ввел ограничения, по мнению администрации не является объективной причиной для невывоза мусора с территории города. Спор между двумя хозяйствующими субъектами сегодня разрешается в судебном порядке.
Причиной очередного мусорного коллапса стали взаимные экономические претензии регионального оператора, обслуживающего бийскую зону - «Спецобслуживание-Центральное», и распорядителя бийского полигона ТБО - «Спецобслуживание плюс». Еще в конце сентября 2018 года между новым регоператором и полигоном был заключен договор по приему и размещению твердых коммунальных отходов. Однако вот уже девятый месяц предприятия спорят — верно ли он прописан.
В марте 2019 года дело ушло в краевой арбитражный суд. С тех пор предприятия обмениваются взаимными претензиями. Заседания временами переносятся. Движется ли дело к концу — пока неясно.
Суд меж тем осваивает отраслевую математику. Вопрос, который и стал камнем преткновения двух «Спецобслуживаний», - коэффициент сжатия отходов, ввозимых мусоровозами регионального оператора на бийский полигон. Без четкого установления этого коэффициента каждое из предприятий по-своему оценивает стоимость услуг по захоронению мусора.
Так, «Спецобслуживание плюс», обслуживающее полигон, выставляет счета за свои услуги исходя из коэффициента сжатия 4, который, как поясняют на предприятии, прописан в договоре между сторонами и выбран таковым исходя из технической документации на мусоровозы регоператора. В «Спецобслуживании-Центральное» названную цифру считают завышенной и реально на практике не применяемой, и также ссылаясь на техническую документацию к транспорту просят суд заставить полигон пересчитать стоимость своих услуг исходя уже из коэффициента 2,27 — почти вдвое ниже.
В итоге у регоператора перед полигоном все-таки сложилась задолженность, правда, у каждого по своим подсчетам — разная. Так, на полигоне свои услуги, оказанные с января по октябрь 2019 года, оценили в 20 млн руб., при этом регоператор по словам предприятия, обслуживающего полигон, оплатил из них лишь 3,6 млн руб. Для сравнения, только за июль полигон начислил оператору 3,4 млн руб. Регоператор, по данным полигона, готов признать задолженность менее 7 млн руб.
Расчеты полигона.
Пока споры идут, полигон в свою очередь просчитал, сколько мусоровозов необходимо в Бийске для вывоза бытового мусора, выбрасываемого горожанами — конечно же, исходя из своих цифр, все тех же коэффициентов сжатия. Получилось, что для вывоза коммунальных отходов хватило бы 20 мусоровозов в день. Далее, ссылаясь на договор, в котором в случае задолженности, накопившейся более чем за два месяца, прописана возможность ограничения въезда мусоровозов регионального оператора — полигон этим правом воспользовался, и вдвое снизил число принимаемых в день мусоровозов. Произошло это еще в конце октября. Сегодня полигон принимает для разгрузки лишь 20 машин в сутки вместо обычных 40. В «Спецобслуживании плюс» говорят, что понимают: полный запрет на въезд транспорта на полигон негативно отразится на санитарно-эпидемиологической обстановке в Бийске.
Собственно, это негативное влияние вновь стало заметно во всех уголках Бийска. Город вновь стал зарастать свалками, из которых пытался вылезти все лето. В управляющих компаниях отмечают: сегодня мусоровозами вывозится в лучшем случае две трети от накапливаемого мусора, а значит треть ежедневно оседает у городских контейнерных площадок.
Пока Бийск заваливает мусором, в краевом суде готовятся к новому заседанию. Оно назначено на 19 ноября. Предполагается, что на нем будет рассмотрено ходатайство сторонних экспертов — нанятой барнаульской аудиторской компании «Лифо-Аудит». Именно ее специалисты должны предоставить суду заключение о реальных коэффициентах, применяемых мусоровозами в Бийске. Для этого эксперты запросили габаритные чертежи кузова и толкающей плиты мусоровозов и пояснительные записки от завода-изготовителя по выбору параметров прессования и его режимов. Так что в ближайшее время судье предстоит разбираться в особенностях технологических процессов сжатия отходов мусоровозами марок КО-440-5, К0-440-6, КО-440-4 и К0-440-4К1, используемыми регоператором в Бийске.
В Бийске же пока приняли свои меры — ввели режим ЧС.
- То, что полигон просит плату за въезд 21-й и последующей машин - не является основанием невывоза мусора из города Бийска, - говорит Ирина Ломоносова, - решение ЧС сегодня будет доведено до всех. В данной ситуации управлению ЖКХ указана необходимость заключения контрактов на проведение работ по уборке мусора с территорий. И также управление ЖКХ с сегодняшнего дня при заключении контрактов на уборку мусора одновременно предпринимает меры по замеру тех объемов отходов, которые будут вывезены. Информирование УК и регоператора при вывозу мусора будет производиться в обязательном порядке. Всем УК рекомендовано составлять акты осмотра мест накопления отходов, оформлять акты о нарушениях обращения с коммунальных отходами ежедневно. Все мероприятия по вывозу мусора и уборке территорий, которые будут проведены за счет средств бюджета города, будут актироваться, чтобы в дальнейшем возместить убытки бюджету в связи с несвоевременной уборкой мест накопления отходов.
Таким образом, в мэрии указали на недочеты в работе регоператора. Однако на полигоне уверены, им тоже есть, чего опасаться: при введенном режиме ЧС под предлогом недопущения экологической катастрофы «Спецобслуживание плюс» могут лишить права распоряжения бийском полигоном и передать его в пользование региональному оператору, который ранее настаивал на лишении бийского полигона лицензии.
Как бы то ни было, заложниками спора двух коммерческих предприятий стал целый город.
Стоит напомнить истоки этого конфликта. До недавнего времени, пока в крае не был введен институт регионального оператора, услуги по вывозу коммунальных отходов оказывали несколько предприятий, однако львиную долю рынка занимала «Единая городская служба ТБО», составлявшая единое целое с владельцем полигона ООО «Спецобслуживание» и предприятием «Спецавтотранс», распоряжавшемся парком мусоровозов. Созданное на их базе предприятие «Уют плюс» в 2018 году заявлялось на конкурс по отбору предприятий, которые возьмут на себя роль регионального оператора, однако было снято с конкурса и проиграло предприятию «Спецобслуживание-Центральное». Разыгрываемый тогда трехлетний контракт оценивался более чем в 1 млрд руб.