Бийский рабочий

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку

Мощностей бийского полигона ТКО хватит на 12 лет.
Читать в полной версии ➔

Кто такой региональный оператор, бийчане за последние два года выучили хорошо. Мусорная реформа, широко анонсированная, в Бийске была встречена нерадостно. Особенно досталось частному сектору, где за предыдущие годы, казалось бы, пришли к удобной для бийчан схеме вывоза мусора. Но изменившийся с 2019 года порядок сбора отходов, обернулся в Бийске мусорным коллапсом: переполненными контейнерами, опаздывающими мусоровозами и запретами на баки, установленные у своего частного подворья.

Два года город кипел. За это время в наукограде, погрязшем в мусоре, приходилось даже вводить ЧС, чем мы «прославились» на всю страну. Меж тем переходный период мусорной реформы подошел к концу.

Уже в марте 2021 года пройдет конкурс, в ходе которого для Бийской зоны вновь определят регионального оператора. На сей раз – на 10 лет.

Мероприятие важное, которое, без сомнения, отразится на каждом из нас. Казалось бы, подготовка к нему должна была проходить с максимальной ответственностью. Но без сюрпризов не обошлось.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

«Потерялся» полигон

Основным документом для всех, кто занят в сборе, вывозе, переработке и захоронении мусора, должна быть территориальная схема.

  • Территориальная схема в области обращения с отходами включает в себя места нахождения источников образования отходов с нанесением их на карту; объекты по обработке и утилизации отходов; объекты размещения отходов с указанием сведений о согласованной санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности; схему потоков отходов от источника их образования до объектов размещения с географическим отображением; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки; сведения о региональных операторов и прочее.

Документ этот регулярно обновляется. Конкурс по выбору регионального оператора ориентируется на ту редакцию территориальной схемы, которая была утверждена еще в 2019 году.

Есть другой документ – перспективный, в котором отражается будущее сферы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на ближайшие годы.

И вот как раз из нее исчез... целый полигон. Тот самый, который на въезде в Бийск со стороны Барнаула существует вот уже несколько десятилетий.

А ведь это единственная на всю Бийскую зону действующая лицензированная площадка захоронения ТКО. Работы здесь ведет ООО «Спецобслуживание плюс».

Внимание на это обратил Руслан Курасов, председатель комитета Думы по строительству и земельным отношениям. По этому поводу в администрации города прошло заседание думского комитета с участием депутатов, представителей мэрии и коммунальщиков. В ходе круглого стола обсудили, чем грозят «недостачи» в территориальной схеме и каким город видит будущее бийского полигона.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

– Мы разобрались, как из текстовой части схемы исчезли некоторые объекты, – рассказывает Андрей Таран, советник главы г. Бийска по вопросам обращения с ТКО. – Причина одна: человеческий фактор, недостаточное внимание со стороны разработчика. Подрядчиком была коммерческая организация, которая не учла все объекты размещения отходов, которые есть в реестре. А наш полигон там есть.

Оказалось, когда-то были планы по включению бийского полигона в программу рекультивации в рамках нацпроекта «Экология». Однако от этого благого, в общем-то, мероприятия вовремя отказались. Куда бы иначе везли отходы из Бийска? Полигон остался действующим, но это как-то не учли. И не прописали.

Благо в мэрии Бийска, хоть и в последний день принятия предложений и поправок, это заметили и обратили внимание края на «потерю». До 28 февраля эти поправки должны внести в документ. Наш полигон как действует, так и будет действовать.

Расчеты показывают, что со своей задачей полигон сможет справляться еще 12 лет.

У бака остановите, пожалуйста

В новую редакцию территориальной схемы полигон вернулся. А с ним еще почти 1,5 тысячи объектов. И это только в Бийске.

Сравните: в территориальной схеме, которая применяется сегодня, учтено около 260 площадок для сбора мусора, то есть тех, где стоят контейнеры или куда подходит мусоровозы. А их должно быть около 1800.

Бийск. Свалка мусора . Фото: Сергей Кулыгин, "Бийский рабочий"

Долгое время после начала работы регоператора возникали вопросы: почему не вывозят мусор с той или другой площадки или почему мусоровозы не приходят на привычную всем точку сбора ТКО бестарным способом, когда пакеты с отходами отправляют не в бак, а сразу в машину. Чаще всего звучал ответ: этой точки нет на схеме.

В новой схеме все они должны найти отражение. В городе посчитали, сколько у нас мест, где скапливается мусор, причем не только от жителей (прежде всего неучтенным был частный сектор), но и от юридических лиц.

Оказалось, в территориальную схему нужно добавить еще примерно 1,5 тысячи точек.

Однако добавление новых площадок в схему может сыграть и не очень хорошую роль. То, что эти точки не были выявлены раньше, может отразиться на тарифе победителя нового конкурса.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

– Сейчас определится региональный оператор, который рассчитывал тариф на свои услуги исходя из той схемы, что действует с 2019 года. Но если в нее добавлены новые точки, то, значит, затраты на транспортировку отходов вырастут. И когда новая территориальная схема вступит в действие, регоператор может потребовать увеличения тарифа, ссылаясь на это, – предупреждает Руслан Курасов.

С тарифами у нас сегодня и без того беда, причем закрепленная законодательно. В ходе реформы, например, появилось обязательство усреднять тариф для одной зоны. Сегодня тариф на вывоз ТКО мог бы быть и ниже, поскольку путь от города до полигона недолог. Однако в него заложена еще транспортировка мусора и из соседних районов (кстати, на практике на полигон Бийска ввозят мусор только из города). Так что бийчане платят не только за себя, но и за своих соседей.

Но регулировать это на местном уровне нельзя. Зато Министерство природы выстроило схему, по которой на уровне муниципалитета можно корректировать число площадок для сбора мусора и их расположение. И проезжать мимо них мусоровозы регоператора не имеют права.

– Перспективная территориальная схема преду­сматривает блок обращения с отходами. Это то, к чему и стремились в ходе реформы. А это и привязка к ГЛОНАСС для отслеживания движения машин регоператора от мест накопления отходов до полигонов, чтобы не упустить ни одного килограмма отходов, – говорит Андрей Таран.

Ставка на следующее поколение

Сегодня на бийский полигон ежемесячно поступает чуть меньше 3 тыс. тонн отходов. Они утрамбовываются, захораниваются, регулярно ворошатся, чтобы избежать пожаров, и все. А ведь могли бы перерабатываться. Хотя бы частично.

Практика других регионов показывает – до 40 % отходов, поступающих на городские свалки, можно переработать.

Прежде всего это бумага и пластик. Спрос на то, что мы еще по привычке считаем мусором, у бизнеса есть.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

– В центральных регионах, где уровень жизни выше, в переработку уходит даже до 80 % мусора. Это связано с тем, что в структуре отходов гораздо выше доля пластика. Люди выбрасывают в основном упаковки и ПЭТ-бутылки, – поясняет Олеся Тырышкина, заместитель директора ООО «Спецобслуживание плюс». – У нас же половину отходов составляет чистая органика – последствия готовки на кухне, и это не переработать. Более того, бумага и пластик, которые были запрессованы с этой органикой, тоже уже не подлежат переработке.

Но на полигоне уверены: даже будь у бийчан возможность выбрасывать мусор раздельно, воспользовались бы ею не многие. Менталитет пока не тот.

Однако это не означает, что раздельный сбор мусора можно бесконечно откладывать. Напротив, вводить его нужно уже сейчас, чтобы поколение, которое подрастает сегодня, видело, как должно быть. И для них, когда они уже станут взрослыми, это будет нормой.

Спрос на мусор

О том, что нужно искать альтернативные методы утилизации мусора, помимо захоронения, в Бийске говорят давно. Еще в середине 90-х годов в городе прозвучало предложение построить мусоросжигательный завод. Тогда обсуждали возможность его создания на базе котельного завода. Годы шли, завода не было, хотя идея его появления продолжала жить, менялись лишь возможные площадки размещения.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

Новый виток эта инициатива получила при мэре Анатолии Мосиевском, который даже нашел инвестора, готового вложить в строительство около 2 млрд ₽. Планировалось, что сжигательная площадка появится на территории ТЭЦ. Но и тогда проект сорвался. Кстати, после этого многие бийчане спокойно выдохнули, поскольку идея открытия мусоросжигательного завода показалась жителям города довольно спорной.

Сегодня все чаще говорят о том, что мусор надо отправлять не в печку, а в дело.

Сортировка и переработка мусора – направление перспективное, поскольку сырье из переработанных отходов во многих случаях оказывается дешевле и удобнее природного сырья, оно имеет спрос на рынке и его продажа может приносить прибыль.

Это в свою очередь выгодно и бийчанам, поскольку, имея доход от продажи переработанного пластика или бумаги, тот же полигон сможет снизить расценки на захоронение мусора, а это в свою очередь отразится на тарифах.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

– Согласно национальному проекту «Экология», к 2024 году в России будет сформирована новая система сбора и утилизации отходов, до 60 процентов которых должны идти во вторичную переработку, – говорит Руслан Курасов. – Строить «мусорную» инфраструктуру – прерогатива частных инвесторов. Но пока ситуация не выглядит обнадеживающей. Слишком мало у переработчиков сил, средств и господдержки. Но такие проекты нужно реализовывать на практике. С помощью советов по предпринимательству, думаю, возможно найти представителей бизнеса, занимающихся сбором и сортировкой отходов, и пригласить их к сотрудничеству. Тогда объемы для захоронения на полигоне станут меньше, и работа самого полигона продлится.

Бутылки – направо, бумагу – налево. А потом?

В мэрии Бийска к вопросу создания сортировочного производства на полигоне в ближайшее время относятся без оптимизма. Причин на это несколько.

С одной стороны, как мы говорили, эффективным может быть разделение мусора лишь на первоначальном этапе его сбора, то есть когда мы сами дома не сбрасываем все в один пакет, а пластиковые бутылки и контейнеры отправляем в один бак, бумагу – в другой, органические отходы и прочее, не подлежащее переработке, – в третий.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

Но даже при желании делать это, думы о будущем планеты улетучиваются, когда подходишь к мусоропроводу или контейнерной площадке. Разных баков у нас нет – все летит в один. Обычно переоснащение мусорных площадок под раздельный сбор мусора муниципалитеты, те, что побогаче, берут на себя.

Но даже будь у нас разноцветные контейнеры для пластика, стекла и бумаги, все это окажется в едином отсеке мусоровоза, да еще и под прессом.

– Необходимо предусматривать, чтобы региональный оператор, который в марте-апреле уже, наверное, будет выбран, приобрел новые мусоровозы или обновил те, что есть, чтобы были секции для разного вида мусора, – говорит Андрей Таран.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

– Но действующие условия конкурса этого не требуют, – поясняет Ирина Ломоносова, первый замглавы г. Бийска. – В городе организовать раздельный сбор мусора пока невозможно. Раздельный сбор предусматривает последующую сортировку, потому что отходы других классов все равно попадаются. Поэтому должен появиться объект, где мусор после сбора будут сортировать, то есть завод. Как муниципалитет мы готовы в этом участвовать. Но на сегодня вся программа сводится к инициативе частного инвестора. А с такой инициативой к нам пока никто не обращался.

Проверять – не строить

На самом полигоне говорят: в том состоянии, в котором он пребывает сейчас, бийская площадка долго находиться не сможет. Это будет противоречить всем принципам мусорной реформы. Казалось бы, времени много – бийского полигона хватит еще на 12 лет использования. Но что будет дальше? Об этом тут задумались давно.

За последние три года администрацией полигона сделаны большие шаги в сторону переработки.

В сотрудничестве с предприятием ООО «Уют плюс» здесь подготовили проект будущего мусоросортировочного комплекса мощностью 90 тыс. тонн в год. Изначально предусматривалось, что появится он к 2023 году.

Однако пока ситуация напоминает трагикомичную картинку с осликом, шагающим за морковкой, привязанной у него перед глазами. С каждым новым шагом желаемое отдаляется.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

Проект мусоросортировочного комплекса давно готов. Более того, он прошел государственную экологическую экспертизу – самую сложную из тех, что проводят в отношении подобных объектов.

– Но за то время, что проект был на экспертизе, в очередной раз поменялось законодательство, и перечень экспертиз, которые нам нужно пройти, дополнился еще четырьмя, – делится Олеся Тырышкина. – При этом мы не говорим об объекте, в который будут вложены миллиарды, но приступить даже к тому, что в рамках Бийска сделать возможно, мы никак не можем, потому что проходим и проходим экспертизы, сейчас – строительную. Но в планах у нас все же выстроить хороший объект, в котором была бы доля муниципалитета.

Деньги под ногами

И тут многое будет упираться в объем отходов, которые поступают на полигон.

Согласно расчетам, отраженным в нынешней территориальной схеме, ожидалось, что в 2020 году на бийский полигон ввезут 130 тыс. тонн мусора. До реформы примерно столько сюда и поступало.

По факту же за год мусоровозы регионального оператора привезли лишь треть от запланированного – всего 43 тыс. тонн. Где остальное – вопрос.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

На пандемию, на которую сегодня модно сваливать все проблемы, мусорную недостачу не повесишь: в «здоровом» 2019 году ситуация была такой же. Значит ли это, что наши люди стали меньше производить отходов, причем меньше в разы? Вряд ли.

Зато на полях, в лесах, а порой и в городе стали как грибы после дождя расти несанкционированные свалки.

Связаны ли эти события – оценку пусть дают экологи и правоохранители. Но ясно одно: до полигона весь мусор не доезжает. И это выливается как минимум в две проблемы.

В Бийске, заваленном мусором, до сих пор не удается наладить его переработку. Фото: Сергей Кулыгин, "БР".

Первая – экологическая. Если мусор не там, то очевидно, что он где-то тут. Это он копится в лесу под каждым кустом; сгнивает и с дождем и с талой водой сползает в Бию и Ковалёвское озеро; это его по округе растаскивают расплодившиеся на этой базе собачьи стаи.

Другая проблема – экономическая. Предположим, найдется инвестор, готовый взяться в Бийске за переработку мусора и создать на базе полигона сортировочный комплекс.

Как рассчитать вложения, если объемы заявленного и фактически поступающего сырья отличаются в разы, причем не в пользу переработчика?

Где гарантии, что закупив оборудование, наняв штат и вложившись в производственные мощности, инвестор вдруг не увидит, что работать попросту не с чем? И пока такие разночтения будут продолжаться, ни о какой переработке мусора в Бийске можно и не начинать говорить. А значит, и задумываться о столь нечастом явлении, как пересмотр тарифов на коммунальную услугу в сторону снижения, даже не стоит.

Поэтому, когда вы, отправляясь в лес, на пляж, на пикник, проезжая по дороге или просто прогуливаясь по городу, видите забитые мусором пакеты, лежащие не в баке, или «инсталляцию» из бутылок, когда по асфальту ветром несет пачки из-под чипсов и смятые рекламные листовки, знайте: это тот самый случай, когда деньги буквально валяются под ногами.

 

Читать в полной версии ➔