В центре Бийска могут продать старинный особняк, который собирались снести
В Бийске заброшенный дом Кузнецова, зеленое деревянное здание по улице Советской, может обрести хозяина.
На первый взгляд, это довольно незамысловатое здание. Убери шатровую башенку – и будет самый обычный дом в самом обычном неприглядном, разрушающемся состоянии. Но у дома Кузнецова (ул. Советская, 26) – того самого когда-то ярко-зеленого двухэтажного деревянного здания неподалеку от Вечного огня – очень интересная судьба. Побывавший «на пороге смерти», он, кажется, может «ожить».
Дом купцов и художников
Немного истории. Считается, что в 1904 году двухэтажный деревянный дом поставил здесь купец 2-й гильдии Иван Иванович Кузнецов, у которого неподалеку от нынешнего сквера Фомченко был канцелярский магазин.
Особой архитектурной изюминкой дома на Успенской (нынешней Советской) стал деревянный чешуйчатый шатер с левой стороны на крыше - эдакий маленький шедевр купеческого зодчества.
Таких деревянных шатров в архитектуре Бийске больше нет, и, вероятно, уже не будет.
В этом доме жил Дмитрий Иванович Кузнецов (1890-1979), известный бийский художник и педагог, первый член Союза художников СССР на Алтае.
Со временем дом разбили на квартиры. Жилым дом Кузнецова, ставший объектом культурного наследия в 1994 году, был почти сто лет.
Чуть не снесли
В 2010 году, забыв о статусе здания, власти города решили его снести, как ветхое жилье. Почти наверняка это бы и произошло, если бы в редакцию «БР» десять лет назад не обратилась одна из жительниц расселяемого старого дома. Здание признали ветхим и готовили к сносу, как и несколько домов похожего типа в центре.
Многие из жильцов к тому моменту уже съехали. А вот одна семя продолжала держать оборону до последнего. Дело в том, что они в двухэтажном доме занимали две квартиры. Многодетной семье, в которой, кстати, воспитывали ребенка-инвалида, вместо двух квартир, общей площадью почти 60 квадратов, предложили однушку и комнату в общежитии. Семья посчитала такой обмен неравноценным. Потянулись выяснения ситуации.
«Козырем» семьи и стал статус дома: разве можно сносить памятник культуры? Оказалось, что и вправду нельзя. Квартирный вопрос тогда разрешился, но дом Кузнецова не снесли. Так и стоял он с тех пор заброшенный.
На 11 лет моложе?
В сетевых путеводителях, которые на различных сайтах создают фотографы, путешественники и просто любители старой архитектуры, об этом доме всегда отзывались с досадой:
«Из зданий на улице Советской самое печальное состояние, пожалуй, у дома Кузнецова (1904 года постройки). Хотя проходя мимо здания обращаешь внимание только на заколоченные двери, стоит вглядеться в грязные окна. В здание сломаны стены, лестница, местами разобран пол, а стена, выходящая во двор, зияет пустыми оконными проемами без рам. Пройти во двор здания, чтобы это сфотографировать нельзя - все перегорожено, а забор охраняют рабочие, строящие по соседству особняк».
Считается, что как раз начавшееся под боком у объекта культуры строительство и повредило дому, когда на его участке «прописалась» строительная техника - подъемный кран. В самом доме на тот момент уже была тотальная разруха и следы пребывания личностей с сомнительной биографией. Даже удивительно, говорят историки и эксперты, что он за эти годы не сгорел.
Но дом так и стоит, и, честно говоря, сегодня выглядит так, будто на него давно махнули рукой, и отсроченный десять лет назад снос неминуем.
О том, что это памятник регионального значения, напоминает разве что табличка. Что интересно, на ней написано, что дом Кузнецова был построен в 1915 году, хотя в большинстве литературы указано, что это здание 1904 года постройки. В документах, которые город готовил для продажи памятника, также указан 1904 год. Откуда взялся разбег в 11 лет - попробуем узнать. Возможно, причина в том, что кузнецовских домов в Бийске как минимум три: на ул. Льва Толстого, 103, на ул. Советская, 26, и рядом - на ул. Октябрьская, 14.
Желающих нет
Оказалось, город надеется вдохнуть в памятник вторую жизнь. Так, здание по адресу Советская, 26 – тот самый дом Кузнецова - недавно выставили на торги.
В приложенной документации говорится, что двухэтажное деревянное здание находится в аварийном состоянии. Из достояний дореволюционного периода остались лишь наличники с незатейливой геометрической резьбой и две кирпичные стены – западная и восточная. В большинстве помещений провалены потолки и пол. Доступ на территорию ограничен забором, а входные двери заперты на замок.
Тут же – примечание: «отнесен к объектам культурного наследия, находящим в неудовлетворительном состоянии».
Хочется верить, что под «внешним видом» понимается то, как дом выглядел в лучшие времена.
На первый взгляд может показаться – ну кому будет интересен разваливающий деревянный особняк, в который еще нужно вкладывать деньги, и согласно условиям договора купли-продажи раз в квартал в отчитываться о проведении реставрационных работ?
Кстати, как и с Фирсовским пассажем (который собственники вернули в городскую казну), на восстановление здания за свой счет будущему собственнику дается семь лет.
Не удивительно, что аукцион признали несостоявшимся из-за отсутствия заявок.
«Пациент» скорее жив?
Однако в Бийске ни одно историческое здание не выставляется на торги «просто так».
К охранным обязательствам, которые идут приложением к договору, обязательно добавляют и эскизную документацию: как чего и где нужно будет восстанавливать будущему собственнику.
Составление таких документов – затратно. А потому почти всегда до торгов доводят лишь те здания, у которых есть шанс быть «пристроенными». Так было и с госпиталем, он же пассаж Клевцова, который сейчас восстанавливает предприниматель Егор Дочилов, до этого отреставрировавший аптеку Горбунова.
Значит ли это, что и в отношении дома Кузнецова кто-то проявил заинтересованность?
Уже после несостоявшихся торгов звоним в управление культуры, спорта и молодежной политики. Интересуется: так есть ли шансы у дома Кузнецова?
- Есть, - говорит Людмила Молчанова, начальник отдела культурно-исторического наследия и туризма. - Заинтересованность со стороны возможных новых собственников была. При этом здание в случае выкупа и реставрации сохранит культурную ценность, поскольку работы должны вестись в соответствии с эскизной документацией. Без нее дом Кузнецова невозможно было вы выставить на торги.
На реставрацию нужно 60 миллионов рублей
«БР» связался с предприятием, которое проводило обследование дома и писало эскизную документацию. Это барнаульская реставрационная мастерская «Ренессанс». С ее директором Анатолием Машонкиным мы поговорили о том, что представляет из себя дом Кузнецова сегодня, и каким он мог бы стать.
Если вкратце, вердикт таков: старый особнячок можно возродить и сегодня - были бы желание и деньги.
То, что дом по большей части деревянный (за исключением двух кирпичных стен), смущать никого не должно.
- В Швеции деревянные дома и по 500 лет стоят. Был бы хозяин. Дерево – хороший материал; тем более, перекрытия дома Кузнецова не пострадали – крыша есть, дождевая вода внутрь не попадает. Так что Бийск его еще не потерял, - рассказывает Анатолий Алексеевич. - Но внутри уже особо ничего нет. Сегодня, когда мы говорим о сохранении памятника, то речь идет о так называемой объемно-пространственной композиции. Это фасады, кровля, шатер на крыше. Это то, что нужно сохранить. А внутри самого здания ничего уже нет: резные наличники повыносили, бревна растащили, подвалы завалены мусором. Пол, потолки проваливаются, окна выбиты. Реставрация здания будет по сути сводиться к строительству нового в рамках каркаса того, что есть сейчас.
Мы попросили Анатолия Алексеевича подсчитать, во сколько обошлись бы такие работы – с проведением сетей коммуникаций. Выходит, если проводить не просто ремонт, а именно реставрацию, и проводить ее «хорошо и правильно», набирается примерно 60 млн рублей.
Но прежде чем делать, нужно определиться, что будущий собственник хотел бы видеть внутри – офисное здание, магазин, гостиницу, клуб... Исходя из этого делается проект приспособления дома под конкретные нужды.
Все сломать и переделать?
Но главный вопрос – нужен ли будет кому-то деревянный особняк или нет.
Нельзя забывать, что в придачу к дому-памятнику идет и довольно солидный земельный участок прямо в центре города, площадью больше тысячи квадратов. Кстати, его кадастровая стоимость по оценке 2020 года уже перекрывает заявленную мэрией цену: 4,6 млн рублей за участок против почти 1,5 млн рублей, запрошенных городом, за продающиеся дом с землей.
Оказалось, переговоры о возможном скором выкупе дома Кузнецова действительно еще недавно велись руководством города и потенциальным покупателем, бизнес которого как раз сосредоточен по-соседству, в старом центре.
С проектировщиками и краевым ведомством охраны памятников культуры обсуждалось то самое приспособление здания. Потенциальный собственник уже объяснил, каким хотел бы видеть переделанный дом Кузнецова.
Насколько он будет соответствовать историческому облику, еще не понятно. Например, обсуждался вопрос демонтажа деревянных элементов. Что в таком случае останется от старого здания - не ясно. Но, возможно, и это будет лучше, чем заброшенный разрушающийся дом с гордым статусом «памятник», судьба которого может в один день решиться простой спичкой.