Чем живут католики: "БР" побывал в гостях в единственном костеле Бийска
Культура, кухня, традиции других стран притягивают нас не столько своей необычностью, но и тем, что неизвестное всегда манит. Туристы любят сравнивать и узнавать новое. Исследователи также ищут что-нибудь неизведанное. Оглянувшись вокруг, понимаешь, что интересного много и рядом с нами.
Вы обращали внимание на то, что в Заречье на Чуйском тракте есть церковь? А ведь это единственный в Бийске католический костел, куда совсем недавно приехал новый настоятель – священник Сергей Давыдов. В гости к нему мы и отправились.
Сложная ситуация
Практически год католический приход существовал без настоятеля, предшественники уехали в Польшу. В небольшую бийскую общину священники из Барнаула и Новосибирска приезжали только по воскресеньям. С середины октября настоятелем прихода святого Иоанна Крестителя в Бийской римской католической церкви официально назначен отец Сергей Давыдов.
- Не знаю, надолго ли - община маленькая, в хорошие времена прихожан насчитывалось под 40 человек, - говорит отец Сергей. - Год без священника и все… Сейчас я заново собираю людей.
В глушь, в Саратов
Светлый, красивый храм непривычно пуст. Несмотря на малое количество прихожан, богослужения проводят каждый день. По будням со вторника по субботу святая месса в 18.00, в воскресенье в 11.30, в понедельник - в 8.00.
- Впервые я оказался здесь в мае. Ехал с тяжелым чувством «ну, все…», - делится отец Сергей. – Я не знал ничего об отдаленном месте, где буду жить и работать. Семинаристом, дьяконом, священником я объехал практически все приходы нашей епархии, а в Бийске не был. До сих пор ощущаю, насколько далек от всех. Ведь 5-6 часов нужно потратить, чтобы добраться до Новосибирска. До Барнаула - 140 км. Это много.
Приглядывать за храмом помогают сестры-монашки, заглядывают прихожане, большинство из которых живет «в городе», многим трудно добираться до храма. Отец Сергей, кстати, не ожидал, что в небольшом городе это может стать проблемой. Большинство прихожан добираются с пересадками, пешком также нужно преодолевать значительное расстояние.
Новые католики
Есть ли среди бийчан люди, которые решили перейти в католичество? Оказывается, да. Среди новосибирцев таких много, правда, большинство пугает основательный подход к обучению.
- Нам запрещено крестить взрослых людей и принимать их в ряды католической церкви без подготовки, которая включает в себя изучение основ вероучения и занимает минимум один год, - рассказывает отец Сергей. - В Московской епархии ужесточили подход – готовятся к крещению в католичество два года.
Для истинно верующих прихожан это не станет препятствием, а вот для тех, кто принял решение сиюминутно – непреодолимая преграда.
Хорошие люди
Важно ли обязательно приходить в церковь или достаточно быть хорошим человеком и жить правильно? Отец Сергей считает, что только церковные служители могут оценить правильность поступков, намерений и желаний. Хотя с другой стороны… они ведь тоже люди.
- Может ли обычный человек стать для себя критерием истины? - спрашивает отец Сергей. - Всегда ли вы можете отфильтровать информацию ложную от правдивой, полезную от вредной?
Современным людям тяжело разобраться в обилии разнообразной информации, считает настоятель. Чтобы это сделать, нужен несубъективный помощник, знания которого проверены временем. Правда, он же отмечает, часто у церкви бывали непростые времена, когда ходить туда было запрещено, и люди молились дома.
Путь в костел
Как становятся священниками? У каждого своя история. Отец Сергей Давыдов думал об этом с детства, а осуществил мечту лишь в 31 год.
- Помню, как маленьким ходил мимо закрытой церкви и очень хотел попасть внутрь, - вспоминает отец Сергей. - Еще в садиковском возрасте посмотрел фильм один из моментов которого – богослужение, произвело на меня сильное впечатление. Родители к моим играм «в попа» относились снисходительно.
Тогда будущий настоятель жил в городе Каменск-Уральский, где в 9 классе прочитал книгу «В тени алтарей» литовского автора. Тогда он впервые подумал, что если бы родился в другое время и в другом месте, обязательно стал бы католиком. К окончанию школы он, конечно, осознал, что в Советском Союзе стать католическим священником ему не суждено и поступил в медицинское училище, которое окончил с отличием, а потом пошел служить в воздушно-десантные войска, служил в Литве.
- Это стало поворотным моментом, - уверен отец Сергей. - Там я начал изучать язык с мыслью после службы поступить в Каунасскую семинарию. По окончанию срока службы я понял, что и язык знаю недостаточно, и Литва к тому моменту отделилась от Советского Союза. Дело шло к распаду СССР. И меня, как бывшего военного, десантника не примут с распростертыми объятьями. Вернулся домой и поступил в мединститут. На последнем курсе узнал, что в Екатеринбурге формируется католический приход. Чудом нашел телефон священника, встретился с ним.
Хотел быть невропатологом или психиатром. Но когда я окончил институт, то пошел туда, куда менее всего хотел – в центр санэпиднадзора - чиновничья надзорная работа. Я проработал там три года. Параллельно думал-думал... В 31 год решился: если сейчас не попробую, то буду всю жизнь корить себя.
О целибате
Помните, как герой саги «Поющие в терновнике» Ральф де Брикассар отказался от любимой Мэгги во имя служения церкви? По правилам, семейный человек не может быть рукоположен в католические священники. Только неженатый, принявший целибат (обет безбрачия).
- Если честно, у меня были попытки создания семьи, даже была кандидатура жены, но все меня что-то останавливало. Сама жизнь удерживала от этого шага. Семейная жизнь хороша, но не для меня. У меня другое… Иногда, всякие бывают мысли, но я не представляю сейчас себе другую жизнь.
Содержание церкви
Хотя у священников есть официальная зарплата, кстати, небольшая, в основном содержание церкви ложится на плечи прихожан. У католиков не принята «десятина», как у протестантов, которые ежемесячно отдают десятую часть зарплаты.
- Члены общины помогают церкви материально, а иначе, как бы мы жили, - говорит отец Сергей. – Ведь за отопление, электричество нужно платить. Все добровольно, в этом плане большим городам легче – там прихожан больше.
Доверие на каждом этапе, например, в костеле, установлен ящик со свечами, никакой тебе кассы или продавца. Бери сам, а деньги положи в стаканчик.
О социальных сетях
Многие священнослужители активно используют социальные сети, инстаграмм, стараясь привлечь молодежь.
- В социальные сети я принципиально не хожу. Меня многие агитировали, но нет. Там больше сплетен, ссор, мусора, чем пользы. По опыту могу сказать: те, кто активны в социальных сетях, порога церкви не переступят.
Более 10 лет отец Сергей ведет передачи на радио «Мария», которое вещает на Санкт-Петербург и Выборг. Где бы он не служил, два раза в неделю прямой эфир, на помощь приходит «Скайп» (бесплатная программа для голосовых и видеозвонков).
Помощь от церкви
В церковь идут за помощью, когда остальные возможности исчерпали себя. Согласитесь, человек, который действительно нуждается, никогда не попросит. Вопрос столь деликатный, что приходится уговаривать помощь принять. И то не всегда удается.
- Оказание помощи - вопрос сложный, - отмечает отец Сергей. - Мой опыт показывает: большинство из тех, кто просит о помощи, мошенники. Накормить я всегда готов, но ведь, еды не просят. Всегда просят денег, причем срочно. Сформировались настоящие сообщества просителей, которые кочуют по стране, знают всех настоятелей. Однажды человек рассказал свою странную легенду в Новосибирске, а через неделю я встретил его в Екатеринбурге, он, не узнав меня, рассказал то же самое… Приспособленцы.
Мошенники меняют легенды молниеносно. Одна из самых распространенных – потеря денег на билет. Бывали случаи, когда священник покупал билет нуждающемуся, а он тут же его сдавал и забирал деньги. Отец Сергей уверенно определяет мошенников и говорит, что из общего числа людей, которые обращались к нему за 10 лет, было всего 3-4 случая, когда людям действительно требовалась помощь.